Казахский язык и литературу вновь разделят на два разных предмета

31 Мая 2023, 22:24
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
azh.kz 31 Мая 2023, 22:24
31 Мая 2023, 22:24
4103
Фото: azh.kz

Казахский язык вновь планирует преподавать отдельно от казахской литературы в школах с русским языком обучения. О намерении разделить предмет сообщили в министерстве просвещения. Для этого в государственный стандарт в очередной раз внесут изменения и разработают новые учебники, а также учебно-методические пособия, сообщает корреспондент BaigeNews.kz

По информации Минпросвещения, при Национальной академии образования имени И. Алтынсарина уже создана рабочая группа. В нее вошли педагоги, ученые и методисты. Они занимаются пересмотром и совершенствованием учебных программ. В том числе и по преподаванию казахского языка и литературы в школах с негосударственным языком обучения.

"Планируется внесение изменений в государственный общеобязательный стандарт образования по разделению интегрированного учебного предмета "Қазақ тілі мен әдебиеті" на два отдельных предмета "Қазақ тілі" и "Қазақ әдебиеті" в 5-11 классах с неказахским языком обучения. Учебники и учебно-методические комплексы будут разработаны согласно утвержденному ГОСО и типовых учебных программ", - сообщили в министерстве просвещения.

Несколько лет назад в стране начали масштабную реформу образования, на которую потратили колоссальные средства. Помимо обновлённого содержания в учебных заведениях Казахстана вводили и трехъязычье. Тогда пятиклассники начали изучать казахский язык и казахскую литературу в рамках одной дисциплины. Занимавший в те годы пост министра образования Ерлан Сагадиев обещал, что к 2020 году выпускники всех школ будут владеть государственным языком свободно. Пока назвать точные сроки возврата раздельного обучения казахскому языку и литературе  в Минпросвещения не смогли.

В 2024 году в стране пройдет массовая аттестация учащихся 5-8 и 10-х классов на знание государственного языка. Как пояснили в министерстве, учителя сами будут составлять задания. Если оценка окажется неудовлетворительной, ученики смогут пересдать экзамен.

Учитель казахского языка и литературы с 40-летним стажем Калдыбала Ибраева считает, что стоило ожидать разделения предметов.

"Я считаю, что это хорошее решение. Поскольку объединённые в один предмет казахский язык и литература не дают ученикам ни знания казахского языка, ни литературы. Школьники, обучающиеся на русском языке, не овладевали  казахским языком даже на разговорном уровне. Учитель-предметник, преподающий казахский язык и литературу в школах с русским языком обучения, должен быть универсалом. Потому что в программе, к примеру, 8-го класса, есть темы, требующие от педагога знаний биологии, географии, истории и даже основ экономики. Поскольку предмет совмещенный, ученикам пытались дать общие понятия по всем отраслям. Тут и термины, обозначения, которые сами по себе требуют особого внимания и времени", - говорит казаховед.

Другими словами, учитель, в первую очередь, сам должен подготовиться к уроку, найти дополнительные источники, изучить предмет, к преподаванию которого он не имеет отношения.

"В итоге ученики не знают грамматики, лексики, не имеют и хороших навыков чтения.  В сжатое время, которое даётся на совмещённый предмет, невозможно уделить внимание и изучению литературы. Произведения не разбираются детально, они не остаются в памяти учеников. Я уверена, что язык должен преподаваться отдельно, с использованием современных методик. Одно время в ряде школ в виде эксперимента вводили двухчасовое изучение казахского языка, то есть два урока подряд. Педагог успевает не только проверить усвоение предыдущего материала, но и разъяснить новый материал в интерактивной форме, где ученики не  пассивно принимают готовый материал, а участвуют в учебном процессе", - рассказывает педагог.

По мнению Калдыбалы Ибраевой, когда изучению государственного языка наконец начали уделять приоритетное внимание, эта образовательная инициатива особенно актуальна.

 

Наверх