"Дети-маугли" в Экибастузе: почему об уязвимых семьях вспоминают только после трагедии

15 Февраля 2022, 11:49
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Волонтёры Павлодара/instagram.com 15 Февраля 2022, 11:49
15 Февраля 2022, 11:49
5623
Фото: Волонтёры Павлодара/instagram.com

Когда несколько лет назад в столице в пожаре погибли пятеро малолетних детей по причине того, что были оставлены без присмотра в частном доме, по всей стране развернулась кампания помощи многодетным. Их собирали, интересовались насущными проблемами и прочее. Потом, как часто бывает, инициатива сошла на нет. И теперь Казахстан потрясла очередная душераздирающая история о несчастных детях и горе-родителях в Экибастузе. Она породит новый виток заботы государства о малоимущих и уязвимых слоях населения. Почему необходимы такие трагические случаи, чтобы выстроить механизм государственного контроля за простыми действиями служб, призванных отвечать и за эту сторону жизни общества, разбирался корреспондент BaigeNews.kz.

Чиновники не нашли ресурсов для помощи детям

Трудно сказать, каким несчастьем окончилась эта история, если бы ей не придали огласку волонтеры. Как сообщается на странице в соцсетях poiskoviki_pavlodar, "по просьбе госорганов города Экибастуза, мы выехали на помощь к многодетной семье, в которой они побывали днем. Оперативно сложившись на продукты, памперсы, мыломойку и собрав запасы того, что уже было в наличии, что мгновенно выделили наши спонсоры, наши ребята повезли данной семье".

Дальше рассказывается о неухоженной квартире, а главное — четырех детях от трех до семи лет, которые не просто голодали — у них не было сил передвигаться. А еще они дикие и боятся посторонних людей.

"У девочки был огромный живот, у одного из мальчиков больше двух дней длится рвота, у двух старших деток вывернутые конечности. Как выяснилось, они три дня не ели, нет продуктов", — сообщается на странице волонтеров.

Дальше дело техники: вызвали скорую, шокированные медики доставили детей сначала в местную, затем в областную больницу, у одного ребенка выявили коронавирус. Зацепила фраза: "по просьбе госорганов павлодарские волонтеры повезли в семью продукты и самое необходимое". То есть, добровольцы достали деньги из собственного кармана, чтобы накормить обездоленных, а у чиновников в тот момент не нашлось рычагов организовать эту помощь на месте. Мало того, что волонтеры тратят свое нерабочее время на оказание помощи, так еще и отрывают у своих семей средства, чтобы помочь другим.

Нет обращения - нет проблемы

Чтобы разобраться в ситуации, аким области Абылкаир Скаков срочно собрал совещание в Экибастузе. Главный вопрос: как такое могло произойти? Вопрос риторический, но ответ на него есть. Если не брать во внимание безалаберных родителей, то имеются структуры, которые призваны прослеживать судьбу таких семей. Особенно - любящих мигрировать по региону. Нельзя сказать, что именно в Экибастузе, где семья живет два года, все одномоментно стало плохо. Дети явно имели проблемы со здоровьем и развитием и раньше. Просто те, кто махнули на них рукой. В итоге главными пострадавшими оказались дети, которые за себя постоять не могут.

"В истории детей, найденных голодными и больными, ужасает все. Они оказались без внимания уполномоченных органов, не зарегистрированы по месту жительства и не прикреплены к поликлинике. Наша проблема в том, что многие привыкли работать по принципу "нет обращения — нет проблемы", но это не тот случай. На самом деле, проблемы на каждому шагу. Достаточно выйти из своих кабинетов и поговорить с жителями. Расследование этого инцидента необходимо завершить в ближайшее время, выяснить его причины и сделать выводы по конкретным должностным лицам", — резюмировал аким.

Глава семейства только недавно устроился на работу. До этого он перебивался случайными заработками, поэтому семья часто меняла место жительства. Амбулаторные карты детей были у их матери, и она не сообщила, куда выбывает семья, и не прикрепилась к поликлинике по новому месту жительства. Что касается органов образования, там тоже были не в курсе проблем семьи. Как объяснили педагоги, они могут отследить судьбу тех детей, которые посещают детские сады и школы. В поле зрения полиции семьи тоже не было, она не состояла на учете как неблагополучная. В общем, тихая, не досаждающая никому многодетная семья, пыталась выжить, но у нее это плохо получилось.

В управлении координации занятости и социальных программ сообщили, что семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, имеет право на получение адресной социальной помощи и гарантированный социальный пакет из продуктов питания и бытовой химии. Правда, никто не уточнил, сколько времени потребуется на оформление документов. Например, многодетная семья в Павлодаре обратилась за помощью в СОБЕС, потому что им не хватило угля, а живут они в съемной пристройке к доме. Им отказали: прописаны не по тому адресу и запись на уголь проводится только в августе. Благодаря учителю и родительскому комитету, которые собрали деньги и купили тонну угля и продукты, семья не погибла.

"Дети-маугли" жили в пяти минутах от акимата

По информации руководителя управления образования области Дiнислама Болатханулы, последние пять лет учителя перестали совершать обходы своих микрорайонов, чтобы узнать, дети какого возраста и в каких условиях проживают на их территории. Почему семью с "детьми-маугли" потеряли из поля зрения образования и здравоохранения, главный педагог ответить не смог. Но при этом он заметил, что необходима единая информационная сеть всех ведомств, где бы прослеживалась информация о ребенке со дня его рождения до совершеннолетия. Что мешало создать ее раньше, чиновник не уточнил. По его словам, нет интеграции между всеми государственными органами, призванными помогать таким семьям: опека, СОБЕС, медицина, образование, акимат. Как выяснилось в ходе совещания, существуют некие группы оперативного реагирования, которые и должны выявлять такие семьи. Но в прошлом году эти группы занимались только семьями, про которые все известно. Как заверила чиновница от соцзащиты Экибастуза, алгоритм их работы будет пересмотрен.

"Семью нашли не в какой-то зимовке в степи, а в доме в центре города, в пяти минутах ходьбы от акимата. Здесь напрашивается вопрос: как проводили перепись населения? Переписана ли эта семья?" — поинтересовался в ходе совещания Абылкаир Скаков.

Если допустить, что в перепись семья попала, это вряд ли как-то могло повлиять на ситуацию. Ведь никто не анализировал собранные анкеты.

Не секрет, что многодетные матери, "качающие права" после истории со сгоревшими детьми, стали раздражающим фактором. Многие из них берут криком, действуют нахрапом и добиваются своего. А вот семьи, не высказывающие свои претензии, остаются за бортом жизни.

Кстати, выяснилось, что у горе-матери есть сестра, которая периодически выпивает. Можно сказать, что это личное дело человека. Но у женщины есть полуторагодовалый ребенок, который часто остается один в нетопленном доме. И это может привести к новой трагедии, если ситуация в госорганах не изменится.

Наверх