День памяти жертв ДТП: почему нужно ограничить скорость на улицах до 30 километров в час

15 Ноября 2021, 15:12
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из открытых источников 15 Ноября 2021, 15:12
15 Ноября 2021, 15:12
4503
Фото: из открытых источников

Третье воскресенье ноября - Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Казахстан остается одним из лидеров евразийского региона по уровню смертности в ДТП. Больше всего рискуют погибнуть в аварии пешеходы. За 8 месяцев 2021 года на ДТП с пешеходами пришлось 26,9 процента от общего количества погибших. При этом, 72,6 процента от всех ДТП происходит в населенных пунктах. Вместе с компанией-разработчиком системы общественной и дорожной безопасности "Сергек" Vision Zero Sergek BaigeNews.kz разбирается, что нужно для снижения числа ДТП со смертельным исходом.

Растет число ДТП и погибших

Число ДТП в Казахстане увеличивается. Это отмечают в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Гепрокуратуры. За восемь месяцев 2021 года в стране зарегистрировали более восьми тысяч аварий, в которых пострадали более 12 тысяч человек. 1 258 из них погибли. Число погибших в ДТП тоже увеличилось.

"Особого внимания заслуживает рост пострадавших на дорогах несовершеннолетних лиц, их количество увеличилось с 1 808 до 2298 и составляет 18,8 процента от общего количества пострадавших", - отметили в комитете.

Зачастую ДТП происходят в результате столкновения транспортных средств и наезда на пешеходов. В большинстве случаев виновными признаны водители. Из более семи тысяч виновных водителей 322 были в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

"Наиболее трагичным является попутное или боковое столкновение автотранспортных средств (40,5 процента от общего числа погибших). На втором месте – наезд на пешеходов (26,9 процента от общего числа погибших). Из-за превышения установленной скорости совершено 1 990 ДТП, в которых погибло 405 лиц", - сообщают в комитете.

Как и прежде, наибольшее число аварий на дорогах приходится на Алматы – 2 161 случай, а самый высокий показатель смертности установлен в Алматинской области, где погибли 268 человек. В столице зафиксировано 349 ДТП, в Шымкенте – 203, в которых пострадали люди. Наименьшее количество аварий совершено в Северо-Казахстанской – 107 и Мангистауской – 138 – областях.

О большом количестве ДТП в Казахстане свидетельствуют и новостные сводки. Одна из аварий, которая потрясла казахстанцев, случилась в столице этой осенью - пять человек погибли от столкновения на мосту. Ночью 30 сентября водитель Toyota Camry, не соблюдая скоростной режим, не справился с рулевым управлением и выехал на полосу встречного движения, где допустил лобовое столкновение с автомашиной Nexıa Ravon под управлением 28-летнего водителя. Погиб в том числе и водитель Toyota Camry. Подозреваемого в причине аварии задержали, им оказался 19-летний житель Нур-Султана.


Летом в аварии под Алматы на Кургальджинской трассе погибло семь человек, в числе которых 13-летний мальчик и семимесячный ребенок. Водитель автомашины Toyota Rav4, не справившись с рулевым управлением, выехал на встречную полосу движения и допустил столкновение с автомашиной Audi.

В июле в Семее водитель на угнанной газели врезался в здание и погиб.

Также случаются ДТП и с участием карет скорой помощи. Летом в СКО автомашина скорой помощи столкнулась с автомобилем Audi, движущимся в попутном направлении в сторону областного центра. В результате ДТП пострадали пассажир скорой помощи и двое пассажиров легковой автомашины - они госпитализированы в больницу. Также в медицинское учреждение была экстренно доставлена 28-летняя беременная пассажирка спецавтотранспорта, направлявшаяся утром в перинатальный центр для госпитализации. В результате другого ДТП с участием кареты скорой помощи в Жамбылской области, один из пострадавших лишился руки. 61-летний водитель кареты скорой помощи, двигаясь по второстепенной дороге, на перекрестке не уступил дорогу автомобилю Suzuki, ехавшему по главной автотрассе, и допустил столкновение. Машина ехала на вызов, в ней находились два фельдшера. 64-летний водитель Suzuki госпитализирован в реанимацию Таразской городской больницы №1. Ему ампутировали руку. Помощь медиков также понадобилась всем, кто был в машине "скорой".

"Нужно ввести ограничение до 30 км/час"

Имея схожие проблемы с большим количеством ДТП и высоким уровнем выбросов вредных веществ от транспортного сектора, города развитых стран мира принимают разные меры по снижению количества ДТП и созданию условий для безопасного движения пешеходов, а также пользователей велосипедов и электросамокатов на улицах города. В Vision Zero Sergek отмечают один ключевой момент, который является фундаментом для всех последующих решений по обеспечению безопасности дорожного движения - введение скоростного ограничения в 30 км/час на улицах местного значения, и 50 км/ч на магистральных улицах.

"Таким образом минимизируется ключевой фактор риска в виде высокой скорости движения, которая, согласно данным ВОЗ, может привести к летальным исходам в большинстве случаев, если ее значение больше 30 км/час", - отметил менеджер проекта Vision Zero Sergek Роман Барабанов.

В руководстве ВОЗ "Управление скоростью" отмечают, что в большинстве серьезных дорожно-транспортных происшествий и происшествий со смертельным исходом травмы вызваны нагрузками и ускорениями, превышающими те, которые может выдержать человеческое тело, и которые наносятся некоторыми частями автомобиля.

Устойчивость человека к травмам, наносимым автомобилем, будет превышена, если скорость транспортного средства составляет более 30 км/час. У пешеходов риск получения смертельной травмы при столкновении с транспортным средством на скорости 50 км/час составляет до 80 процентов.

"Для водителя и пассажиров автомобиля в случае, если они используют ремни безопасности и находятся в хорошо сконструированных автомобилях, защита может быть обеспечена при максимальной скорости в 70 км/час при лобовом столкновении и при скорости 50 км/час при большинстве боковых столкновений", - отметили в Vision Zero Sergek.

Разные скоростные режимы и их влияние на последствия от ДТП

Зависимость гибели пешехода от скорости лобового автомобильно-пешеходного столкновения: 1 – от 20 до 36 км/час пешеход получает ранения от наезда транспортного средства; 2 – при скорости движения более 36 км/час пешеход погибает

Помимо эффектов от прямого физического контакта между корпусом автомобиля и телом пешехода, необходимо учитывать и тормозной путь автомобиля, который серьезно отличается в зависимости от скорости.

"В расчетах и картинках обычно приводится пример пути торможения среднестатистического легкового автомобиля, однако если взять во внимание, что на улицах также проезжает крупногабаритный транспорт, то дистанция торможения будет еще выше", - отмечает Роман Барабанов.

Так, при движении легкового автомобиля на скорости 32 км/час, тормозной путь, состоящий из дистанции, пройденной перед распознаванием объекта (шесть метров) и дистанции торможения (шесть метров) составит 12 метров. При движении легкового авто на скорости 48 км/час, тормозной путь, состоящий из дистанции, пройденной перед распознаванием объекта (девять метров) и дистанции торможения (14 метров), составит 23 метра. То есть, при увеличении скорости с 32 до 48 км/час (на 50 процентов), тормозной путь увеличивается также наполовину.

При этом, тормозной путь при торможении на скорости 80 км/час будет 53 метра, а при движении на скорости 32 км/час - 12 метров. Выходит, что скорость увеличилась менее чем три раза, но тормозной путь стал длиннее более чем в четыре раза.

Скорость движения и протяженность тормозного пути

Наезд на пешехода - что происходит с телом в момент удара?

"Представьте, что происходит с пешеходом, если его сбивают на таких скоростях? При низкой скорости он может отлететь вперед и упасть в нескольких метрах перед машиной, при средней - удариться об капот и лобовое стекло и упасть на проезжую часть, при скорости несколько выше средней - удариться об капот, лобовое стекло и далее перелететь через кузов автомобиля, после чего уже приземлиться на землю. При столкновении с автобусом, грузовым либо полугрузовым транспортным средством, площадь соприкосновения машины с телом пешехода будет больше, не говоря уже про вес самого транспорта. В результате удара, который будет нанесен в верхнюю часть тела, пешеход получит большее количество травм, степень тяжести которых также будет выше, чем при ударе легковым авто", - подчеркивает Роман Барабанов.

При этом, если транспортное средство не остановится, то пешеходу грозят повторные удары бампером либо попадание под кузов машины с дальнейшим переездом тела человека. Все это в случае, если имеется достаточный зазор между бампером и проезжей частью, что характерно для грузовых транспортных средств и в меньшей степени для общественного транспорта.



Движение тела пешехода после удара разными видами транспортных средств

"Как правило, самые тяжелые травмы пешеход получает в результате забрасывания на капот и последующего удара о дорожное покрытие. В эти фазы ломаются кости таза, ребер, позвоночника, верхних конечностей, черепа, происходят разрывы внутренних органов, сопровождаемые внутренним кровотечением (печень, селезенка, почки, легкие). Медики называют это сочетанной травмой нескольких областей тела. Примерно такие же травмы человек получает при падении с высоты", - сказал Роман Барабанов.

Неспроста эксперты в области дорожного движения часто проводят аналогию, упоминая важность скоростных ограничений.

Сравнение ущерба здоровью от удара пешехода автомобилем при разной скорости движения с падением человека с разной высоты здания

"Отсюда можно сделать вывод: если бы безопасность в комнатах домов обеспечивалась также, как и безопасность дорожного движения на улицах, то травмы из-за падения с кровати были бы такой же привычной новостью, как и травмы пешехода в ДТП" - комментирует Роман Барабанов

Однако смерть в результате падения с кровати крайне редка, потому что и высота кровати и пол комнаты не сделаны таким образом, чтобы нанести вам увечья или травму, не сопоставимую с жизнью.

Время решительных действий

В то же время скоростной режим на улицах, наоборот, установлен таким образом, что увеличивает количество жертв в результате ДТП, а не ведет к их снижению, считают в Vision Zero Sergek.

"Попытки снизить скорость движения относят к попыткам ограничения свободы перемещений, а громкость голоса недовольной группы автомобилистов приравнивается ко всенародному мнению жителей города, что, конечно, противоречит реальному положению дел. Тем не менее, для создания безопасных и комфортных улиц Казахстану требуются решительные шаги. Самый важный из которых - это снижение скорости движения", - отмечают в Vision Zero Sergek.


Более того, важность установления скоростного ограничения в 30 км/ч была главной темой Глобальной Недели Безопасности Дорожного Движения ООН в мае этого года.

Наверх