Осторожно, мошенники! Как казахстанцев разводят "сотрудники" банков

10 Сентября 2020, 12:43
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
amp.akcenty.com.ua 10 Сентября 2020, 12:43
10 Сентября 2020, 12:43
53035
Фото: amp.akcenty.com.ua

с начала года по стране зарегистрировано более 500 хищений.

В Казахстане активизировались мошенники, которые представляются сотрудниками банков и пытаются украсть деньги. В большинстве случаев схема проста - они выманивают sms-коды и другую конфиденциальную информацию о счетах и картах. Какие способы мошенничества наиболее популярны и как не попасть в банковскую ловушку, подробнее в материале корреспондента BaigeNews.kz.

С подобным видом мошенничества столкнулась и корреспондент агенства. С неизвестных сотовых номеров звонили настойчиво несколько раз. Каждый раз неизвестные представлялись "сотрудниками" Kaspi Bank. Аферисты сообщали, что несколько часов назад по карточке клиента была обнаружена "подозрительная активность".

"Несколько часов назад с вашей карте пытались осуществить перевод на сумму 51 тысяча тенге в городе Петропавловск", - сообщил "сотрудник" банка.

Заподозрив неладное, корреспондент обратилась в Kaspi Bank, где сразу же подтвердили - это мошенники.

"Это мошенники. Есть сообщения о том, что якобы с вашей карты переводят деньки в другом городе. Либо говорят, что на ваши счета было покушение, переведите пожалуйста всю сумму на специальный счет банка. В любом случае это мошенничество. С банка звонят только с рабочих номеров, не с сотовых", - сообщили в банке.

Чтобы избежать плачевных случаев, в банке напомнили, что никому, даже сотруднику банка, нельзя говорить SMS-код и другую персональную информацию касательно личных счетов и карт. Если возникают хотя бы малейшие сомнения ни в коем случае не стоит предпринимать какие-либо действия и не стоит подтверждать операции.

С еще одним случаем мошенничества столкнулась редактор в Internews in Kazakhstan Анна Шабалдина. На этот раз, "сотрудники" сработали более профессионально, что даже опытного клиента заставили усомниться.

"Только что меня очень профессионально пытались "развести" от имени Kaspi.kz. Очень профессионально и безумно убедительно, если бы не мои хорошие мозги и пара подозрительных моментов, я могла лишиться почти всех своих сбережений", - поделилась Шабалдина у себя на странице в Facebook.

Далее девушка привела подробную схему "развода" так называемых "сотрудников". По ее словам, позвонивший молодой человек представился младшим сотрудником службы безопасности банка. Как и положено, он назвал свое имя, фамилию и даже предложил записать номер его удостоверения.

"Он говорит, что с моей карты попытались сделать перевод на такую-то сумму, но у банка возникли сомнения, потому что перевод пытались сделать из Караганды, а они знают, что у меня все переводы из Алматы. Внимание: эти люди знают номера телефонов клиентов Kaspi, имена и где они живут. То есть база утекла, видимо. Слегка напугав, "сотрудник безопасности" говорит, что у мошенников есть также доступ и к депозиту, и с него тоже пытались снять серьёзную сумму! И поэтому, хотя они и вовремя заподозрили неладное, сумму надо срочно застраховать, и сейчас он меня переключит на оператора. В это время перепуганный клиент уже левой рукой меняет пароль на сайте. Но это как раз не страшно, даже полезно, потому что мошенники не спрашивают у вас паролей: они знают, что на такое уже не ведется никто", - рассказывает Шабалдина.

Далее, как рассказала Шабалдина, подключается оператор — девушка с милым голосом. По ее словам, оператор не просит пароль, а только назвать суммы на карте и депозите. Как вспоминает девушка, для нее это был первый тревожные звонок: сотрудники банка знают, сколько у вас на карте и депозите. Однако и тут мошенники заставили задуматься, сообщив, что они информированы "но вы должны подтвердить, что вы — это вы, а потому назовите сумму".

"Далее вас просят перевести вот эту крупную сумму, которую у вас пытались украсть, со своего депозита себе же на карту. Плетут при этом перепуганному человеку какую-то ерунду про то, что надо зафиксировать движение средств. На этом этапе я уже стала что-то подозревать. Я понимала, что перевод между своими счетами безопасен. Но я не понимала, зачем это им. И попросила дать мне пару минут, чтобы позвонить и проконсультироваться. И вот тут они категорически заявили: мол, у банка есть регламент, разговор записывается, и если сейчас вы его прервете или начнете звонить кому-то там еще, эти средства спишутся, и они снимают с себя всякую ответственность. Представить себе, чтобы такое реально заявил мой любимый банк, я не могла. Я согласилась на перевод средств внутри своих счетов и посмотреть, что будет дальше. Потому что напугать они меня уже успели, но разума еще не лишил", - поделилась девушка у себя на странице.

По ее словам, последним звеном в цепочке был некий "страховой агент", предложивший открыть "Международные переводы" и перевести озвученную сумму на карту, номер которой он продиктует.

"Меня начали заверять, что это ваша резервная карта, завтра придите в любое отделение Kaspi и заберите ее. На этом этапе мозг у меня включился окончательно. Несмотря на угрозы девушки, что если я сейчас примусь еще куда-то звонить, она ни за что не отвечает и разрывает связь, я позвонила 9999 с телефона дочки. Барышня, услышав, что я куда-то звоню, объявила, что она прерывает сеанс и отключилась. Я сразу же связалась с оператором Kaspi и убедилась, что с моими деньгами все ок", - рассказывает Шабалдина.

По словам девушки, на этот раз мошенники сработали более профессионально. С толку сбивает все: паника за собственные средства, разговор и интонация оператора "как в банке", и полная информированность"сотрудника".

"У ребят целая телефонная сеть, то есть пока тебя куда-то переключают, прям музычка играет. Они подготовились, они профессионально копируют интонации операторов банка. На вопрос "откуда я знаю, что вы из Kaspi" они отвечают, что номер, по которому они звонят, указан в моем договоре. Но никто же не держит договор с банком на прикроватной тумбочке, да? На это и расчет. Потом они очень пугают сразу, и мозг отключается от паники", - поделилась девушка.

Однако в банке заверили - база данных Kaspi в полной безопасности. Распространение информации о своих клиентах является нарушением закона РК. Как оказалось, номера телефонов мошенники могут взять на сайтах объявлений и в соцсетях.

"Kaspi работает исключительно в рамках законодательства РК. Ни для кого не является секретом, что многие казахстанцы пользуются сервисами Kaspi. Мошенники могут получить информацию в социальных сетях, а во время разговора стратегически выстраивают его ведение, задавая наводящие вопросы. Как нам известно, мошенники используют специальные программные приложения и сервисы в интернете, посредством которых могут менять исходящие номера и даже голос. При этом, злоумышленники могут указывать любую комбинацию номеров благодаря указанным сервисам", - отметил сообщил в комментариях к посту Kaspi Gid.

Как распознать мошенника:

  • просят предоставить конфиденциальную информацию, представляясь менеджером или сотрудником службы безопасности;
  • рассказывают про сомнительный перевод, кредит на ваше имя или другую банковскую операцию;
  • просят озвучить sms-код, пароль от личного кабинета;
  • просят совершить перевод на якобы ваш резервный счет.

Вид мошенничества, когда злоумышленники звонят клиентам банков второго уровня, представляясь сотрудниками банка, стал "популярным" в Казахстане с 2019 года. Как сообщили в Министерстве внутренних дел, во всех случаях преступники используют методы социальной инженерии - их жертвы сами передают им сведения, необходимые для последующего снятия денег с карт-счетов.

"Преступление совершается по следующей схеме. Мошенник звонит клиенту банка, представляется сотрудником службы безопасности и сообщает о попытках несанкционированного доступа к карточке. Для предотвращения мнимого хищения мошенниками предлагаются различные способы: перевод денег на доверенный счет, в ряде случаев якобы принадлежащий страховой организации либо агенту. Как правило, данный счет принадлежал мошенникам. Предлагают изменить пароль от мобильного банкинга и продиктовать одноразовый пароль. В таких случаях мобильный банкинг переключается на телефон мошенника и он получает полный доступ к счету. А также просят уточнить данные пластиковой карты, в т.ч. указанный на обратной стороне CVV-код. В дальнейшем переданные данные о карте используются для проведения денежных переводов со счета пользователя. Более того, через банкинг преступники могут получить доступ к депозитам", - сообщили корреспонденту в МВД РК.

Помимо этого зарегистрированы случаи, когда преступники использовали интернет-сервисы для подмены абонентского номера. То есть, предполагаемая жертва при поступлении звонка видит номер, принадлежащий банку, а на самом деле звонок осуществляется с другого номера.

"Только с начала года по стране зарегистрировано более 500 хищений, совершенных указанным способом. При этом причиненный гражданам ущерб разнится, в зависимости от суммы находящихся на счетах денег. Преступниками могут быть использованы различные причины для получения персональных данных граждан и реквизитов банковских счетов", - сообщили в ведомстве.

В этой связи Министерство внутренних дел напоминает - жертвой мошенника может стать любой, если не соблюдать элементарные меры предосторожности.

- Регулярно производить смену паролей к своим аккаунтам и личным счетам, пароли должны быть сложными.

- Подключить все системы безопасности, которые существуют в платежных системах: смс подтверждения, контроль IP-адреса, 3D-secure и так далее.

- Для того чтобы снять деньги с пластиковой карты, достаточно узнать номер карты и CVS (последние три цифры с обратной стороны карты), поэтому не рекомендуется оставлять карту без присмотра или передавать свои личные данные.

- Полезно подключить карту к услуге мобильного банка.

- Систематически проверяйте остаток суммы и движение денег на вашем карточном счете.

"Важно ответственно относится к своим персональным данным и ни в коем случае не передавать их посторонним людям. Помните, что банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны своих клиентов с просьбой предоставить им данные счетов. Все необходимые для пресечения хищений сведения у банков имеются", - добавили в МВД РК.

Наверх