Спектакль "Маленький принц" в Астане: детская игра или сказка для взрослых
<p>На сцене столичного театра состоялась премьера спектакля о юном путешественнике из произведения Экзюпери.</p>
"Если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно" - с этой знаменитой цитаты Владимира Маяковского начинается спектакль "Маленький принц", поставленный на сцене Государственного академического русского театра им. Горького в Астане. О том, как артисты столичного театра воплотили в жизнь аллегоричную повесть-сказку Антуана де Сент-Экзюпери, сообщает корреспондент BNews.kz.
Как известно, сказка "Маленький принц" повествует о лётчике, который совершает вынужденную посадку в пустыне Сахара, где встречает загадочного мальчика. Маленький принц живёт на астероиде Б-612. Он владеет тремя вулканами – два действующих и один потухший, - и одной розой с шипами, олицетворяющими сложный характер цветка. Однажды главный герой сказки понимает, что он несчастен, и пускается в путь – посмотреть на другие планеты и астероиды. На одном из них Маленький принц встречает географа, по совету которого и прилетает на Землю.
По словам режиссёра-постановщика Игоря Седина, в новом прочтении истории о Маленьком принце и его друзьях, тем не менее сохраняется каноничный сюжет сказки.
Так, лётчик, чей самолёт терпит крушение в африканской Сахаре, встречает Маленького принца. Их знакомство начинается с того, что лётчик рисует принцу барашка. А затем слона, которого проглотила змея. И снова барашка.
"Вот тебе ящик, в нём сидит твой барашек. Какого тебе хочется", - говорит лётчик новому другу, находя выход из ситуации. Ведь Маленький принц хочет такого барашка, который проживёт долго. А ещё барашку нужен намордник, чтобы он не смог съесть любимую розу мальчика, живущую на его родной планете.
Эти и многие другие рисунки являются неотъемлемой частью спектакля "горьковцев". Впрочем, как и самой сказки Экзюпери. Во время написания произведения автор самостоятельно рисовал Маленького принца, звёзды, планеты и всех обитателей Вселенной, иллюстрируя таким образом содержание того внутреннего мира, которое герои не могли выразить словами.
На протяжении всего спектакля они рисуют мелом – цветы, звёзды, упавший самолёт, астероиды, планеты (обозначая Марс и Венеру символами гендера, внося определённые отсылки к миру взрослых и напоминая, кто в зале - главный зритель) – делая их неотъемлемой частью сюжета.
Также особенно стоит отметить впечатляющее музыкальное сопровождение постановки. Во время спектакля звучат уже ставшие классикой песни группы The Beatles, и некоторые современные хиты в исполнении Gotye & Kimbra, Tyler Bates & Joel J.Richard, музыкальных коллективов "Ногу свело" и "Бумбокс".
Музыка здесь выступает в качестве полноценного героя спектакля, создавая нужное настроение в моменты злости, страха, радости или грусти.
Глядя на героев пьесы, трудно сказать из какого они времени. Так, Маленький принц носит кеды вместо сапожек, а лётчик выглядит как типичный пилот ВВС США 1940-х годов (Антуан де Сент-Экзюпери опубликовал произведение в 1943 году в Нью-Йорке, прим. автора). При этом король, олицетворяющий страсть и властолюбие, которого встречает принц на первой планете, выглядит, как французский монарх 19 века. На планете, где живёт честолюбец, играет современная клубная музыка. Пьяница, который пьёт, чтобы забыться, по задумке режиссёра-постановщика предстаёт в образе тряпичной куклы, не несущей ответственность за собственные поступки.
Эти и многие другие герои изображены у режиссера яркими и запоминающимися пороками, каждый из которых взрослый человек может обнаружить в самом себе. Все их поступки Маленький принц сопровождает фразами "Взрослые очень странные люди" и "Дети должны быть очень снисходительны к взрослым". Это помогает юным зрителям увидеть в главном герое единомышленника. Цель автора произведения и автора театральной адаптации - рассказать историю об интересной встрече, встрече человека с самим собой, настоящим.
Таким образом, её смогут понять и взрослые, и дети. Каждый по-своему.
Например, для взрослых режиссёр припасает здесь множество метафор, отсылок к "большому миру": любовь, которая ранит своими шипами, люди, совершающие нелогичные поступки и страдающие от них, невозможность выбраться из депрессии, физические увечья, гибель из-за потери близких, колодец с водой, олицетворяющий внутренний мир человека.
"Я не устаю повторять, что в моей постановке ключевой сценой спектакля, которая является своеобразным маячком, стало нахождение Маленьким принцем колодца. Колодец - понятие метафорическое - напиться означает наполнить душу. Все наши стремления в работе направлены на совершенствование духовного состояния зрителя. Бывает, со временем человеческая душа черствеет, грубеет, становится шершавой. Вот потому Маленький принц помогает лётчику наполнить свой внутренний мир давно забытыми эмоциями, и вновь сделать душу чистой и светлой как у ребёнка", - рассказал Игорь Седин в интервью газете "Вечерняя Астана".
Финал "Маленького принца" Экзюпери печальный, а финал спектакля в исполнении артистов ГАРТ им. Горького можно назвать неоднозначным. Он смягчает произошедшие в последние минуты события. На сцене возникают волшебные помощники героев, на протяжении всего спектакля появляющиеся в самых неожиданных моментах, дают воды умирающему от жажды лётчику и перед ним предстаёт парк развлечений, где сам он является одним из персонажей игры.
Такой поклон юной половине аудитории с надписью "Game over" позволяет вспомнить и взрослым, что всё произошедшее - игра. Затем зрители слышат знаменитую композицию Depeche Mode – Personal Jesus. В зале звучат аплодисменты, на сцену опускается занавес.
Самое читаемое