Одна из причин низкой эффективности аграрной науки - сжатые сроки реализации исследований. Такое мнение высказал сенатор Ахылбек Куришбаев. По его словам, научные изыскания аграриев не должны зависеть от трехлетнего периода бюджетного планирования. У природы свои законы, поэтому на новый сорт или базовые технологии в сельском хозяйстве нужно выделять не менее пяти лет, передает BaigeNews.kz
"Сейчас мы не можем привлечь в наши научные проекты иностранных ученых, из-за чего, можно сказать, "варимся в собственном соку" и не обеспечивается должным образом трансферт зарубежных технологий. Потому что наши потенциальные партнеры, в отличие от нас, понимают нереальность таких сроков для достижения серьезных научных результатов в сельском хозяйстве. Получается, мы сами загнали наших ученых-аграрников "в тупик". Это является одной из причин, почему они создают "сырые" научные разработки, невостребованные производством", - отметил депутат.
Говоря о проблемах развития казахстанской науки, сенатор напомнил, что в глобальном инновационном индексе 2020 года наша страна заняла 77-е место, отстав от России, Беларуси, Армении и Монголии. А объем инновационной продукции в 2019 году в Казахстане составил 1,6 процента от ВВП страны. Для сравнения, в России этот показатель выше в восемь раз, а в технологически развитых странах - в 20-30 раз.
По мнению Ахылбека Куришбаева, несмотря на многочисленные реформы, в стране так и не проведены системные преобразования в науке и высшем образовании. Сенатор считает, что Казахстану до сих пор не удалось интегрироваться в мировое научное и образовательное пространство.
"В созданных нами исследовательских университетах, по существу, поменялась только вывеска, но не содержание. В отраслевых министерствах и вовсе пошли по другому пути: вместо укрепления научного потенциала подведомственных вузов придумали административные надстройки над ними, чего нет ни в одной в развитой стране", - сказал сенатор.
Он попросил Министерство образования и науки обратить внимание на решение этих задач, важных для развития науки и формирования качественного научного потенциала.