Женские вагоны в РК: может ли мужчина сесть в такое купе?

Корреспондент BaigeNews.kz прокатился в женском вагоне.

26 Октября 2021, 17:28
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Фото Максата Рысбекова 26 Октября 2021, 17:28
26 Октября 2021, 17:28
35083
Фото: Фото Максата Рысбекова

АО "Нацкомпания "КТЖ" запустила первые пассажирские поезда с женскими вагонами. Пилотный проект стартовал 10 октября, в двух пассажирских составах по направлениям Алматы — Оскемен (Усть-Каменогорск) и Алматы — Мангистау. В этих поездах появились по одному купейному вагону специально для женщин. Корреспондент BaigeNews.kz решил прокатиться на поезде (Алматы — Оскемен) и узнать, что думают пассажирки о нововведении. И действительно ли, мужчина не сможет купить билет на такой вагон. Спойлер — сможет.

Как показала практика, мужчины тоже могут купить билет в женский вагон. Но об этом чуть позднее.

Напомню, что теперь у пассажирок есть право выбора проезда в обычном вагоне или же в женском. В женские вагоны будут допускать мальчиков до семи лет при наличии сопровождающего.

Вечером 23 октября я вместе с фотографом приехала на вокзал Алматы-2, чтобы уже отсюда отправиться в небольшое путешествие до Капшагая. Ехать нам чуть больше двух часов. Погода в Алматы была замечательная. Настоящая золотая осень.

Фотографу был куплен билет в обычный вагон, мне уже удалось взять билет в вагон №10. Как известно, в составе поезда сообщением Алматы — Оскемен 10-й купейный вагон — женский.

Проводники в женских вагонах — женщины. И, конечно, проводники 10-го купейного вагона — прекрасные дамы. Так, 23 октября на смене были Жадыра Айдарова и Мейрамгуль Айдарова. Обе работают проводниками уже не первое десятилетие.

Заходим в женское купе. Отличаются ли они внутри от обычных? Ответ — нет. Выглядят стандартно.

Знакомьтесь, Мейрамгуль Айдарова. Вот уже почти 20 лет — она проводник.

"С 2001 года работаю проводником. На этом поезде уже около 10 лет — проводник. График: шесть дней работаем, шесть дней отдыхаем. Семья уже привыкла. (..) Я уже привыкла. Мой организм уже привык. Сейчас думаю, на два месяца вроде пришла, а уже 20 лет прошло. Так быстро летит время", — говорит она мне в беседе.

Её коллега — Жадыра Айдарова работает проводником с 2003 года.

"Работала много лет на поезде Тулпар-Тальго сообщением "Алматы-Астана". На этом поезде проводником около пяти лет. Уже 18 лет работаю в этой сфере, мне нравится. На этой работе удобный мне график: одну неделю в дороге, одну дома. Дома можно спокойно заниматься своими делами", — говорит Жадыра.

Айдарова напомнила, что женский купейный вагон в поезде сообщением Алматы — Оскемен (Усть-Каменогорск) — пилотный проект.

"Думаю, что женские вагоны — это важное, полезное решение. Пилотный проект. Может быть, такие купе появятся и в других поездах", — продолжает она.

Пока мы беседуем, поезд движется по пути по своему расписанию. Следующая остановка Алматы-1. Моей соседкой в купе оказалась очаровательная пенсионерка, которая возвращалась домой из южного мегаполиса. В Алматы она навещала свою старшую дочь, совсем недавно в их семье случилось важное событие, родился долгожданный внук. Теперь у старшей дочери Карлыгаш Бутабаевой шесть детей — пять дочек и один сын.

Карлыгаш Бутабаева впервые путешествует в купе, где только женщины.

"То, что такое купе предназначено только для женщин — очень рада. Думаю, что это очень комфортно. Первый раз еду в таком женском купе. Вагон такой же, как и прежде. Я приезжаю на поезде довольно часто к детям в Алматы, в год, как минимум, три-четыре раза. Поэтому, такие женские купе, лично для меня — это очень комфортно", — говорит она.

Студентка первого курса магистратуры Багнур Тасибек также рада тому, что появилась возможность выбора женского купе.

"Учусь на философа в Усть-Каменогорске. Знаете, более уверенно себя чувствуешь, когда только женщины. Для своего комфорта мне удобнее ехать в женском купе, учитывая, что мы едем двое суток. Я купила билет только вчера, разницы в цене с обычным купе — нет", — добавляет она.

(Мы попросили Багнур снять маску для фотографии).

Поезд остановился. Всё верно, мы прибыли на ж/д станцию Алматы-1. Здесь нас ждал сюрприз. В вагон зашел мужчина. Он оказался пассажиром, купившим билет на поезд. По его словам, онлайн. Мужчина занял свое место в купе. Также, как и остальные пассажиры вагона — женщины. Поезд снова отправился в путь.


От интервью и фото парень категорически отказался. Занял свое место в купе. Женщины-соседки оказались не против, никто не ругался по этому поводу. По крайней мере при нас.


Достаточно быстро наступила и наша остановка, напомню — станция Капшагай. Мы покинули поезд.

Но конечно же, мы не могли не уточнить, как так получилось, что мужчина смог купить билет в женский вагон. Уже в Нур-Султане на вопросы ответил директор департамента по продажам и работе с клиентами АО "Пассажирские перевозки" Ерлан Жимайлов.

В беседе, он уточнил, что работают в женских вагонах только женщины проводники. Однако специального отбора для этих вагонов не проводилось.

"Это обычный вагон, он ничем не отличается от других. Мы предусмотрели, чтобы женский вагон обслуживали женщины проводники. Специального отбора (проводников — прим. ред.) не было", — говорит Ерлан Жимайлов.

А.Б: Я была свидетелем, когда на станции "Алматы-1" в женский вагон по билету сел мужчина. По его словам, он купил его онлайн. Почему так получилось?

Е.Ж: Мы ранее извещали, говорили, что пассажирам необходимо при покупке билетов на сайте bilet.railways.kz, либо на железнодорожных кассах АО "Пассажирские перевозки" быть внимательными, там есть знак "ЖН". (наличие литеры "ЖН" (женский) означает, что вагон предназначен исключительно для пассажиров женского пола — прим. ред.) Пассажиры сами несут ответственность за покупку проездных документов, так как их они оформляют сами. Особенно мужчинам нужно быть повнимательнее при оформлении проездных документов.

А.Б: Как таких ситуации избежать? Можно ли заранее настроить систему так, чтобы мужчины не смогли купить билеты в женские вагоны?

Е.Ж: Проект является пилотным, запустили пока два маршрута. При наличии спроса со стороны пассажиров, если этот проект будем дальше внедрять, то конечно, мы будем дорабатывать эти моменты.

А.Б: То есть такое впервые случилось за две недели?

Е.Ж: Это первый случай. Таких моментов не было.

А.Б: То есть, получается, вы перекладываете сейчас ответственность за покупку билета в женский вагон, в данном случае, на самих мужчин?

Е.Ж: На пассажиров. Поэтому мы и просим пассажиров быть повнимательнее при оформлении проездных документов.

А.Б: То есть, если такой случай происходит, вы не имеете право мужчину пересадить?

Е.Ж: Мужчина не допускается к перевозке в данный вагон, так как он предназначен именно для женщин.

А.Б: Но, вот такое случилось. Соответственно, вы не имеете право его пересаживать или можете?

Е.Ж: Нет, не имеем право.

А.Б: Как теперь будет работать система, с учетом того, что такое произошло. Уже есть какие-то наработки?

Е.Ж: Мы сейчас ждем результаты пилота. Мы рассчитываем на месячные данные. Пройдет месяц, мы проанализируем, посмотрим на наличие спроса и будем в дальнейшем принимать решения.

А.Б: Есть ли шанс, что появятся мужские вагоны?

Е.Ж: Мы рассмотрим все обращения, все варианты. То есть, мы готовы к предложениям со стороны клиентов. При наличии каких-либо тех или иных аргументированных предложений, компания готова рассмотреть все варианты.

А.Б: На сегодня только по двум направлениям едут поезда с женскими купе, почему были выбраны именно такие направления? (Алматы — Оскемен, Алматы — Мангистау).

Е.Ж: Данные маршруты — длительные, самые протяженные маршруты. Эти маршруты пользуются спросом, поэтому пилоты были внедрены именно на эти маршруты.

А.Б: Проекту уже две недели. Каковы предварительные выводы?

Е.Ж: Свыше 1500 билетов уже оформлены именно на женские вагоны, с 10 октября 2021 года. То есть, с момента запуска пилотного проекта по двум маршрутам. Из них 70 процентов были куплены на поезд сообщением "Алматы — Мангистау". Первый пилот показывает, что есть спрос.

А.Б: Если будет еще больший спрос, планируете какие-то дополнительные маршруты включать, например, Нур-Султан?

Е.Ж: При наличии спроса. Для этого нужен анализ, посмотреть, как завершится пилот. И принимать дальнейшие решения на основании анализа.

Фото Максата Рысбекова

Наверх