- Главная
- Новости
- Трасса Нур-Султан - Алматы: какой будет главная автомагистраль РК после реконструкции
Трасса Нур-Султан - Алматы: какой будет главная автомагистраль РК после реконструкции
В Казахстане активно строится транспортный коридор Центр-Юг, который призван соединить качественной автодорогой Нур-Султан, Караганду, Балхаш, Капчагай и Алматы. Некоторые участки трассы уже сданы в эксплуатацию. Как ведется стройка одной из самых главных магистралей в стране и когда она завершится, подробнее в материале корреспондента BaigeNews.kz.
Проект Центр-Юг реализуется в рамках программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол". Коридор проходит по территории сразу трех областей: Карагандинской, Жамбылской и Алматинской. Как отметил заместитель председателя нацкомпании "КазАвтоЖол" Талгат Смагулов, на данный проект выделено 548,1 миллиарда тенге. Из них 284 миллиардов тенге уже освоено.
Коридор включает в себя дороги по направлению Нур-Султан-Караганда-Балхаш-Приозерск-Бурылбайтал-Мерке-Курты-Шу-Капшагай-Алматы. Каждое направление разделено на отдельные участки. Два участка трассы Нур-Султан-Караганда и Капашагай-Алматы протяженностью 177 километров уже введены в эксплуатацию в 2019 году. Их строили шесть лет.
Смагулов уверяет, что оставшиеся участки коридора Центр-Юг планируется сдать в эксплуатацию до конца 2023 года. Уже выполнено порядка 60 процентов работы. Круглосуточно идут строительные работы на участках Караганда-Балхаш, Балхаш-Бурылбайтал, Бурылбайтал-Шу, Бурылбайтал-Мерке, Мерке-Шу, Бурылбайтал-Курты, Курты-Капшагай, Капшагай-Алматы. Подрядные организации работают в две смены. В проекте задействованы 4,5 тысячи человек и 2,4 тысячи единиц дорожно-строительной техники и автотранспорта.
По словам Талгата Смагулова, работы ведутся в два этапа. Сначала строится новая полоса, затем она открывается для движения автотранспорта. На втором этапе ведется реконструкция старой дороги.
Общая протяженность участков дороги от Караганды до Капшагая, на которой ведутся строительно-монтажные работы, составляет 946 километров. Новая трасса будет четырехполосной и будет соответствовать первой технической категории.
Также идет активное строительство дороги по направлению Усть-Каменогорск-Талдыкорган, которая входит в коридор Центр-Восток. Здесь выполнено порядка 70 процентов работы. Проект планируется сдать в эксплуатацию в 2022 году. Также продолжается строительство дороги по направлению Актобе-Кандыагаш-Астрахань."На сегодняшний день у нас в рамках проекта Центр-Юг завершены два участка: Нур-Султан-Темиртау, Алматы-Капшагай. На остальных участках ведутся масштабные работы. В 2021 году мы планируем полностью завершить работу с переводом трассы в первую техническую категорию. Это четыре полосы, предусмотрено строительство 10 транспортных развязок, 55 скотопрогонов и сельхозпроездов, около 10 мостов. Также предусмотрены двухуровневое пересечение железнодорожных дорог. На сегодняшний день около 60 процентов работ завершено, подрядные организации работают в две смены. На этот коридор выделено более 500 миллиардов тенге. Это республиканский бюджет и заемные средства", - рассказал Смагулов.
"В строительстве дорог мы применяем как отечественный опыт, так и зарубежный. В целом по всему Казахстану идет реконструкция и дорожно-строительные работы на участках дорог общей протяженностью 4 500 километров. Поэтому необходимо учитывать, что на такой объем недостаточно казахстанских строительных компаний. В связи с чем на многих участках задействованы иностранные подрядчики и казахстанские. При этом доля наших рабочих сил составляет порядка 90 процентов. Это местные жители тех участков, где ведут дорожные работы", - пояснил спикер.
Северный и Восточный обходы Караганды
По дороге из Караганды до Балхаша построили участок трассы "Северный и Восточный обход Караганды". Теперь водителям, следующим в сторону Балхаша, не нужно заезжать в Караганду. Это экономит время и увеличивает пропускную способность трассы.
"Мы начали строительство Северного и Восточного обхода Караганды в 2018 году и в 2020 году уже сдали в эксплуатацию. В целом протяженность двух участков составляет 48,3 километра. Эта дорога первой технической категорий, которая состоит из четырех полос движения. При этом дороги покрыты щебеночно-мастичным асфальтобетоном. Также возведен мост и восемь транспортных развязок. Стоит отметить, что почти весь транзит проходит через Северный и Восточный обходы. Этот проект позволил снизить количество грузового транспорта, которому раньше приходилось заезжать в Караганду, чтобы доехать до пункта назначения", - пояснил руководитель проекта Али Четкин.
Также он рассказал, что стоимость строительства двух обходов составила 35 миллиардов тенге. Было сэкономлено восемь миллионов тенге, которые застройщик вернул в госбюджет.
"Однако это не влияет на качество дороги. Мы строили его по казахстанским и зарубежным стандартам. Если эти дороги будут правильно содержать, то они прослужат более 50 лет", - поделился спикер.
Вдоль участков Северный и Восточный обходы Караганды также установлены теплые санитарно-гигиенические узлы и несколько площадок для отдыха.
В строительстве участков дороги Северный и Восточный обходы Караганды приняли участие более 700 человек. При этом 95 процентов из них - это местные жители.
"С момента строительства у нас работали местные жители. Все они профессионалы своего дела. Лишь пять процентов рабочих были приглашены из иностранных компаний. Таким образом, были созданы рабочие места для людей. Вся команда работает в несколько смен. У многих рабочих многолетний стаж работы. Поэтому мы ручаемся за дороги, которые построили. Летом мы работаем днями и ночами. В зимний период у нас идет процесс подготовки и заготовки материалов на строительных базах", - рассказал Четкин.
Караганда-Балхаш
Известно, что многие годы казахстанцы жалуются на качество трассы Караганда-Балхаш. Как следствие, на трассе нередко происходят ДТП. Сейчас нацкомпания "КазАвтоЖол" производит реконструкцию участка данной трассы общей протяженностью 363 километра. Работы ведут две подрядные организации: ТОО "СП "КазГерСтрой" и китайская строительная компания "CITIC Construction Co., LTD".
Заместитель директора Карагандинского областного филиала АО "КазАвтоЖол" Сырым Хамзин заверил, что новые дороги будут качественными. Ведь за качеством выполненных работ следят шесть аттестованных дорожных лабораторий.
"В целом по проекту Центр-Юг, который проходит по трассе Караганда-Балхаш, восемь участков. На каждом из них 24/7 ведутся строительные работы. Мы планируем сдать объекты в эксплуатацию в 2023 году. На данный момент мы выполнили порядка 50 процентов работы. До конца текущего года планируем открыть движение по нижнему слою покрытия. На сегодняшний день выполнены работы по устройству нижнего слоя покрытия 267,7 километра, верхнего слоя основания 332,7 километра и нижнего слоя основания 374,87 километра. Также построены 17 путепроводов для сельхозтехники и пять мостов через реки", - поделился Хамзин.
Также он отметил, что по направлению Караганда-Балхаш планируют установить 15 теплых санитарных узлов. Сейчас составляется проектно-сметная документация. Начало строительства запланировано на 2022 год.
"В рамках проектно-сметной документации мы предусмотрели подвод коммуникаций, электричества и наличие воды. Тем самым мы хотим создать комфорт для людей. Конечно же, это хорошая возможность для бизнеса, чтобы субъекты МСБ смогли построить свои придорожные комплексы. Поэтому мы со стороны государства эту инфраструктуру подведем", - пояснил спикер.
Вдоль дороги будут установлены железобетонные столбы и сетка рабица, чтобы исключить выход домашнего скота на трассу. Также на трассе Караганда-Балхаш предусмотрено строительство 10 мостов, 32 путепроводов для сельхозтехники, две транспортные развязки и один путепровод через железную дорогу. Это позволяет минимизировать ДТП и обеспечить безопасность людей.
Инженер по материалом и качеству выполненных работ ТОО "Жол-Жоба KZ" Нурсултан Елемесов сообщил, что на ежедневной основе производят контроль всех строительных материалов. На некоторых дорожно-строительных техниках также установлены датчики, которые ежесекундно информируют о состоянии укатанной дороги.
"Я лично провожу испытания совместно с лабораторией подрядной организаций. Также на место дорожно-строительных работ выезжают представители Центра качества. Мы совместно проводим испытания и отбор. Контролируем и замеряем температуру рабочего транспорта, после укладки производим замер высоты и толщины уложенного слоя. Если устанавливаем ошибки, то устраняем их. Только после того, как все показатели будут соответствовать нормам, мы принимаем участок", - рассказал Елемесов.
Также удалось посетить строительную базу, которая расположена в районе поселка Аксу-Аюлы. Здесь есть каменный карьер, где добывают сырье для первого слоя дорожного покрытия - щебень. Затем его дробят на мелкие кусочки и отправляют на дорожное строительство.
В целом на реконструируемом участке трассы Караганда-Балхаш на сегодняшний день уложено 1,4 миллиона тонн асфальтобетонной смеси из предназначенных четырех миллионов тонн. Проект должны закончить в 2023 году.
Балхаш-Бурылбайтал
Протяженность трассы Балхаш-Бурылбайтал составляет 288 километров. Здесь ведется реконструкция восьми участков. При этом в дорожно-строительных работах задействованы четыре подрядные организации, которые работают на трех участках. Это Sinohydro Corparation, Kolin, SineMidasStroy и Todini.
"Сейчас уже сделано в одном направлении 120 километров. В текущем году мы планируем открыть движение на первом и втором участках полностью. То есть 50 процентов реконструируемой трассы мы откроем в этом году, а остальные 50 процентов - на следующий год. Здесь задействовано 700 единиц техники и работают 1300 специалистов. Развернуты три строительные базы – вблизи поселков Гульшат и Улкен", - поделился руководитель проекта Серик Имашев.
Здесь также имеется карьер, где добывают щебень.
"В сутки мы укладываем около четырех тысяч тонн асфальта на каждом участке. Это порядка 1,5 километра в сутки. Также на каждом участке планируется установка теплых туалетов. То есть будет вся инфраструктура: вода и энергоснабжение, АЗС", - рассказал Серик Имашев.
На участке Балхаш-Бурылбайтал предусмотрено строительство 26 мостов, путепроводов и комплекса придорожного сервиса в поселке Сарышаган.
"Работают 10 дробильно-сортировочных комплексов, мобилизовано три асфальтобетонных завода общей производительностью 980 тонн в час. В некоторых поселках мы также ведем переговоры с местными предпринимателями, чтобы узнать, чего не хватает вдоль новых дорог и что нужно сделать. Уже есть определенные предприниматели, которые настроены на развитие дорожной инфраструктуры. То есть они готовы строить свои кафе, придорожные комплексы", - поделился Имашев.
По словам Имашева, доля местного содержания в дорожных работах составляет 90 процентов.
Фотографии: Анели Мажитовой
Самое читаемое