Кто будет готовить "атомные" кадры для Казахстана
Казахстан в очередной раз обсуждает возможность строительства атомной электростанции. Необходимость возведения новой базовой генерации стала очевидной из-за дефицита электрической мощности и планов республики достичь углеродной нейтральности к 2060 году. При этом вопрос подготовки квалифицированных кадров для будущих атомных электростанций волнует общественность не меньше, чем безопасность и стоимость такого проекта. На эту тему корреспондент BaigeNews.kz побеседовал с авторитетным специалистом в сфере атомной энергетики, экс-генеральным директором Агентства по атомной энергии РК, а ныне главой АО "Казахстанские атомные электрические станции" (КАЭС) Тимуром Жантикиным.
- Тимур Мифтахович, как вы оцениваете научный и кадровый потенциал отечественной атомной отрасли и энергетики, учитывая планы правительства построить АЭС в Казахстане?
- Стартовый научный потенциал у нас неплохой. Опыт работы Национального ядерного центра в Курчатове по различным проектам в области ядерной безопасности, правда, в основном по зарубежным заказам, позволяет говорить о хорошей экспериментальной базе, в некоторых случаях достаточно уникальной, которая будет весьма полезна при развитии отечественной атомной энергетики. Плюс в стране функционируют Институт ядерной физики (ИЯФ) в Алматы и ряд других казахстанских вузов.
Надо сказать и об опыте эксплуатации первого в мире энергетического реактора на быстрых нейтронах Мангистауского атомного энергокомбината (МАЭК) в Актау и четырех исследовательских реакторов Научного ядерного центра РК (НЯЦ) и ИЯФ. Я хочу сказать, что у нас есть хороший задел для развития компетентной научно-технической поддержки программы атомной энергетики Казахстана.
- Где, на ваш взгляд, необходимо готовить новые "атомные" кадры Казахстана? Достаточно ли образовательных возможностей нашей страны в этой сфере?
- Имея атомные технологии, это исследовательские реакторы, ядерно-физические установки, множество установок и оборудования в области мирного использования атомной энергии (например, в ядерной медицине), мы, естественно, располагаем хорошей базой для подготовки специалистов в области мирного использования атомной энергии. Также есть ряд специальностей в казахстанских вузах, по которым ведется подготовка кадров для предприятий "Казатомпрома", развивающего высокотехнологичные производства в области ядерного топливного цикла.
Кроме этого, есть установившиеся связи с ведущими российскими профильными вузами, в которых учатся казахстанские студенты, в том числе со специализацией по АЭС. Однако главная проблема в том, что выпускникам этих вузов работы по специальности в Казахстане пока нет. Собственно нет проекта АЭС, не разработана внятная программа развития атомно-энергетической отрасли. Наглядно данная проблема была видна во время очередных всплесков интереса к строительству АЭС в конце 90-х и начале 2000-х, когда запускались проекты строительства АЭС на Балхаше, а затем в Актау. Тогда поступали запросы от тех, кто отучился по соответствующим специальностям, но за отсутствием работы они сегодня трудятся в других отраслях. Поэтому вопрос подготовки специалистов для атомной энергетики республики не стоит так остро. К тому же надо учесть, что, как правило, в проекте строительства станции обязательно есть программа подготовки кадров для ее эксплуатации.
- Вы окончили знаменитый Новосибирский государственный университет и имеете хорошее представление об учебе в технических вузах России. Как вы оцениваете важность подписания меморандумов с ведущими техническими вузами РФ по подготовке кадров в области атомной энергии для Казахстана? Напомним, осенью 2021 года РК и РФ подписали соответствующий меморандум, аналогично и с ведущими вузами РФ - МГТУ имени Баумана, Институт стали и сплавов (МИСиС), НИЯУ МИФИ, Московским физико-техническим институтом, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина и НИУ ИТМО.
- Несомненно это очень важный вклад в технологическое развитие страны. Это существенно расширит имеющиеся связи и позволит значительно увеличить число наших студентов, получающих хорошее базовое образование. И не только для программы АЭС, я думаю, это в целом полезно для развития других современных технологий. Конечно, при этом нельзя забывать и о других странах, возможности обучения по техническим специальностям в образовательных учреждениях промышленно развитых стран – это своего рода диверсификация подготовки кадров, необходимая для эффективного развития высоких технологий в промышленности и энергетике.
- Спасибо за интервью!
Марк Северянин
Самое читаемое
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Землю почти на 1 млрд тенге вернули государству в СКО
- Почему экс-начальника ДП Алматинской области повысили после убийства в Талгаре?
- Путин сделал заявление по Украине