Институт медиации уже много лет успешно применяется в развитых странах, в то время как в Казахстане он находится в зачаточном состоянии и является нерабочим. Такое мнение в ходе брифинга в Алматы выразила заместитель директора городского представительства РОО "Центр развития медиации" Асем Наурызбаева, передаёт корреспондент BNews.kz.
Спикер пояснила, что медиация – это процедура урегулирования спора между сторонами для достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон. Участники конфликта самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению.
Области применения медиации – уголовные преступления небольшой и средней тяжести, различные сферы гражданско-правовых отношений, трудовых, земельных, жилищных, брачно-семейных, корпоративных споров, споров, возникающих при исполнении решений и определений суда, за исключением споров когда одной из сторон является государственный орган и по уголовным делам о коррупционных преступлениях и иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления.
"Практически нет поля, где не была бы применима медиация. У нас имеется положительная практика применения медиации в банковской сфере, но, к сожалению, не все банки видят для себя очевидной выгоды в применении медиации. Наблюдается хорошая тенденция к урегулированию споров в сфере брачно-семейных отношений с использованием института медиации, как в порядке досудебного так и в порядке судебного разбирательства. Зачастую это касается наследственных споров, раздела имущества супругов, алиментные обязательства, определение места жительства ребёнка", - уточнила Наурызбаева.
По её словам, в Алматы в 2017 году в судах заключено 3260 медиативных соглашений, из которых 1660 по гражданским делам, остальные по уголовным. В этом году за первый квартал было прекращено 100 уголовных дел, по гражданским их значительно больше.
"Один судья в неделю принимает около 150 дел. Может судей не хватает, но поток очень большой. Они не успевают рассматривать, некоторые материалы приходится откладывать. Количество медиаторов определённо растет. В Алматы их порядка 100 человек, по стране больше 1000. В каждом суде имеется кабинет медиации. Где мы проводим урегулирование споров. Причинитель вреда в полном объёме возмещает вред", - сказала спикер.
Замдиректора центра подчеркнула, что одной из основных проблем в развитии медиации является недостаточная информированность общества о самом институте, сферах её применения и преимуществах перед судебным процессом.
"Главнейшим принципом медиации является конфиденциальность, спорящим сторонам гарантируется конфиденциальность в том объёме, какой они её сами определят. Правильное применение института примирения сторон способствует повышению роли и активности потерпевшего заявителем в уголовном процессе, полному и быстрому восстановлению нарушенных прав и свобод, одновременно направлено на проявление гуманизма к лицам, совершившим уголовные правонарушения, впоследствии проявившим позитивное поведение, выразившееся в примирении с потерпевшим, заявителем и заглаживании вреда", - отметила эксперт.
Асем Наурызбаева подчеркнула, что институт медиации уже много лет успешно существует в Европе и США, в то время как в Казахстане он находится в зачаточном состоянии.
"В Казахстане уже сделаны первые шаги на пути к внедрению процедуры судебного посредничества, но в настоящее время этот институт является нерабочим и по большей части доктринальным. Развитие медиации в стране, безусловно, имеет перспективы. Основной проблемой медиации является нежелание её применения, поэтому необходимо её активное продвижение на всех уровнях и разъяснение несомненных преимуществ медиации перед другими способами разрешения споров. Применение процедуры медиации требует от казахстанского общества определённой зрелости сторон, готовности к компромиссам. Будет ли медиация в нашей стране так же востребована при разрешении споров, как и во всём мире, покажет время", - резюмировала спикер.