При переезде в Казахстан из Китая, 8 февраля 2017 года Гульжан Мауитхан вместе со своими детьми и родственниками пересекла таможенный пост «Майкапшагай» в Зайсанском районе Восточно-Казахстанской области, всего их было пятеро.
По ее словам, она рано осталась без мужа. Одна воспитала двоих детей. Недавно ее дом в Китае снесли, и она получила компенсацию, и, продав остальное имущество, решила вместе с семьей переехать в Казахстан.
Для переезда семья собрала 59 900 долларов. Деньги были поделены на всех взрослых. У самой Гульжан было 19 700 долларов, у ее братишки - 10 500, у сына Адильбека - 9 900 долларов, у племянника и его супруги было также по 9 900 долларов.
По словам Гульжан Мауитхан, когда они прошли через контрольный терминал на таможенном посту в Казахстане, пограничники сказали, что все их документы в порядке.
«Когда мы уже прошли через пост и сели в автобус, который должен был нас везти дальше, автобус догнали пограничники. Нас снова заставили пройти через таможенный пост, заставили раздеться, начали что-то искать в вещах. Внуков, которым по 3 и 8 лет, несмотря на плач, тоже заставили раздеться и полностью проверили. Все деньги, которые у нас были на пятерых, отобрали, всего 59 900 долларов. У нас вообще не осталось денег на еду, на оплату дороги, гостиницы, мы оказались на перепутье, ни там и ни здесь, и было непонятно, что нам делать дальше», - рассказывает Гульжан Мауитхан.
В итоге с помощью знакомых они добрались до Зайсана. Но там после пережитого у пожилой женщины случился сердечный приступ, она потеряла сознание и попала в больницу.
«И после этого проблемы не закончились. У меня по миграционному законодательству, до получения казахстанского гражданства, было разрешение на пребывание в Казахстане. Сотрудники больницы начали требовать с меня деньги за лечение. С трудом нам удалось достать деньги у знакомых в Алматы, привезти в Зайсан и заплатить за лечение», - рассказывает женщина.
Приехавшая из Китая оралманка, надеявшаяся на то, что сможет жить в Казахстане, теперь планирует писать жалобы и заявления.
Порядок ввоза/вывоза валюты в Казахстан физическими лицами гласит, что при единовременном ввозе/вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме.
А при переходе через границу, если у человека больше этой суммы и он не заполнил декларацию, то он подвергается штрафу, но вся сумма должна быть возвращена владельцу.
К тому же у семьи Гульжан были на руках документы о том, что деньги были получены в управлении строительства района Коктогай, в Китае.
«Когда мы переходили через границу, пограничники разговаривали с нами на русском языке, и толком ничего не объяснили. Работники таможенного поста завели всех нас в разные комнаты, подвергли нас допросу и запугиванию. Моему братишке, сыну, племяннику и его жене сказали, что эти деньги не их, что они принадлежат одному человеку. Им сказали: признайтесь в этом честно, иначе сейчас же сядете под арест. Потом мы поставим в ваши паспорта печати, и обратно выпроводим в Китай», - рассказывает женщина.
Выросшие в Китае казахи, не говорящие на русском языке, не знающие законов Казахстана, от испуга повторяли то, что им сказали пограничники, и подписали все документы, составленные ими. Рядом с оралманами не было ни переводчика, ни адвоката.
«В итоге вышло так, что все деньги оказались принадлежащими мне, получается, что я совершила правонарушение. У нас отняли все деньги, которые мы собирали много лет. На самом деле они принадлежат всем нам: мне, детям и моим родственникам», - сказала Гульжан Мауитхан.
Через несколько дней женщину вызвали в районный отдел экономических расследований Зайсанского района и разъяснили ей, что по закону ей положено вернуть только 10 000 долларов, что и было сделано, а остальные деньги в сумме 49 900 отправлены на счет департамента госдоходов Восточно-Казахстанской области.