Грузовой причал хотят построить в Павлодаре, общественники заявили об угрозе экологии

В охраняемую зону придет тяжелая техника

15 Июля 2020, 13:05
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
ОО "ЭКОМ" 15 Июля 2020, 13:05
15 Июля 2020, 13:05
4403
Фото: ОО "ЭКОМ"

Повторные слушания по проекту "Организация погрузочного причала, расположенного на левом берегу реки Иртыш" в Павлодаре на этот раз признали состоявшимися. Это означает, что в ближайшее время в пойме реки будет создано новое производство, передает корреспондент BaigeNews.kz.

Хроника событий

В апреле 2020 года павлодарцы начали возмущаться планами местной компании по строительству грузового причала на Иртыше. На недовольство отреагировали и госорганы, и инициаторы планируемого строительства.

Уже в мае прошли первые общественные слушания, где ТОО "Пик-Тайм", занимающаяся поставками строительного щебня, наконец, представила общественности свой проект для согласования, уже имея на тот момент в аренде участок площадью почти 2,5 гектара под строительство погрузочного причала на левом берегу Иртыша. По словам директора компании Виктора Поднебесова, у них уже есть одобрение от Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭГПР РК. При этом проект не был согласован с экологами, не были проведены и общественные слушания. А они необходимы хотя бы потому, что этот земельный участок расположен в особо охраняемой территории государственного природного заказника "Пойма реки Иртыш " республиканского значения.

Тогда просьба разработчиков признать общественные слушания состоявшимися с учетом исправления всех ошибок поддержки у экологов и представителей общественности не нашла. Управление недропользования признало их несостоявшимися.

Что строим

Проект достаточно прост: компании намерена поставить площадку отгрузки-погрузки временного хранения щебня, с прокладкой дороги от карьера, где идет добыча инертного материала, до причала на реке, откуда груженые баржи будут доставлять его потребителям. В качестве основного "плюса" руководство компании называет развитие речного транспорта, экспорт сырья в Россию, создание 150 рабочих мест, отчисления в бюджет. Основным аргументом в пользу разрешения на проект приводится и тот факт, что этот участок уже использовался в советское время. Впрочем, на дворе 2020 год и действуют новое правила, в том числе, данной территории присвоен особый охраняемый статус.


К слову, разработчик заверял общественность, что земельный участок предоставлен в пользование лишь на три года и воздействие от него не будет продолжительным. Общественники же обратили внимание на тот факт, что план действий разработан до 2029 года.

Хотим продвинуть экономику

По мнению директора ТОО "ПИК-ТАЙМ" Виктора Поднебесова, это "проект государственной важности, т.к. поставляют в Российскую Федерацию инертный материал и соль". Оттуда – лес.

"Мы два года бьемся, чтобы получить данный участок. На сегодня на реке имеется флот, но при этом он не может доставить груз ни в один райцентр по причине того, что нет возможности организовать погрузочные работы, так как это охраняемая территория. Мы создали такой прецедент. Хотим запустить реку, чтобы по воде можно было бы тот же щебень доставлять в любой район области", – сказал бизнесмен.

Он добавил, что "его тоже волнует экологическая ситуация в регионе, но это не означает, что необходимо тормозить подобные проекты".

"Получено около 20 разрешительных документов, согласований, связанных, как с местом размещения площадки, так и деятельности. Правомерность всех выданных документов проверена компетентными органами. В последнее время – это мое личное мнение – складывается впечатление, что развитие народного хозяйства, бизнеса, специально затормаживается", – отметил Виктор Поднебесов.

При этом он неоднозначно дал понять, что воду "мутят" общественники далекие от вопросов экологии. По его мнению, поэтому необходимо отдать право принятия подобных вопросов компетентным органам.

Аргумент общественников

По мнению председателя общественного объединения "ЭКОМ "Светланы Могилюк, то, что площадку разгрузки и временного хранения щебня планируется разместить на особо охраняемой природной территории, само по себе незаконно. Искажено и целевое назначение участка: речь не столько о причале, сколько о создании погрузочно-разгрузочного узла. Это означает, что сюда будут ходить большегрузы.

Как отметила руководитель экологического объединения, согласно статье 69 закона "Об особо охраняемых территориях", в комплексных государственных природных заказниках запрещается любая хозяйственная деятельность, создающая угрозу сохранению природных комплексов. Согласно проекту, за сезон сюда планируется доставить до 150 тысяч тонн щебня. По словам самих разработчиков, чтобы обеспечить плановую годовую поставку сырья, необходимо сделать более 6 000 рейсов грузовыми автомобилями, что, несомненно, нанесет значительный вред почвенному покрову.

"В результате такой деятельности, будет разрушен не только природный почвенный слой, но и изменен естественный микрорельеф поймы, что непременно приведет к нарушению целостности ландшафта, так как почва и рельеф являются основой любого ландшафта", – отметила Светлана Могилюк.

Общественники ссылаются на постановление Правительства РК от 21 января 2004 года N59, согласно которому река Иртыш отнесена к объектам особого государственного значения с особым правовым статусом и режимом использования территорий. Согласно статье 130 "Водного кодекса РК", на территории водных объектов особого государственного значения запрещается хозяйственная и иная деятельность, вызывающая разрушение естественных экологических систем бассейна.

Вывод таков: реализация проекта противоречит законодательству РК и не может быть признана целесообразной. Деятельность приведет к нарушению естественной природной системы комплексного природного заказника, а предложенные меры последующего плана действий не обеспечат восстановления целостности природной экосистемы.

Экологи против экологов

В качестве эксперта ТОО "Пик-Тайм" привлекло павлодарскую компанию ОФ "Берегиня-БИО" в лице Татьяны Пономаревой, которая высказала противоположное ее коллегам мнение.

"Учитывая, что на данном участке уже осуществлялась хозяйственная деятельность, а предполагаемая связана с транспортировкой природных материалов, считаю, что временная эксплуатация данного участка допустима. Экономический эффект очевиден, а экологический ущерб для данного участка несущественен", – заявила Пономарева.

К слову, два года назад оба экологических объединения выступали единым фронтом против попытки акима области (на тот момент Булата Бакауова) против строительства в пойме реки ряда спортивных комплексов. Тогда они были едины во мнении, что радикальное воздействие на пойму недопустимо и законодательно запрещено. Оно может привести к необратимым последствиям.

По словам начальника отдела экологической экспертизы управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области Мадины Балтабаевой, на этот раз управление признало общественные слушания состоявшимися.

"В дальнейшем проект с результатами общественных слушаний будет направлен на экспертизу, в том числе экологическую, в ходе которой будет дана правовая экспертная оценка по возможности реализации деятельности. Что касается проверки, в ходе слушаний представителем департамента экологии было озвучено, что экологическая проверка была проведена. Однако на сегодня результаты проверки находятся в суде", – рассказала чиновница.

Как показывает практика, после слушаний проекты получают реализацию. И это несмотря на то, что согласно экологическому законодательству, на территории особо охраняемых природных территорий разрешена только научно-исследовательская, рекреационная и туристская деятельность.

Наверх