Объясняю ещё раз для особо непонятливых: как Бозумбаев отвечал на вопросы населения
<p>Эколог Лаура Маликова поинтересовалась у министра, почему проект раздельного сбора мусора полноценно не работает.</p>
В ходе отчётной встречи перед населением министр энергетики РК Канат Бозумбаев ответил на вопрос эколога Лауры Маликовой, которая обратила внимание на то, что во дворах жилых домов астанчане не видят отдельных контейнеров для раздельного сбора стекла или металлической упаковки, передаёт корреспондент BNews.kz.
Речь шла о РОП (расширенные обязательства предпринимателей). Это обязательства физических и юридических лиц, осуществляющих производство на территории Казахстана или ввоз на территорию страны продукции, по обеспечению сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, на которые распространяются РОП. Проще говоря, это взнос, который оплачивают импортеры и производители частному предприятию - оператору.
В стране работает оператор РОП, в функцию которого входит: организация сбора, транспортировка, переработка, обезвреживание, использование и утилизация отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).
"С каждым годом количество предприятий, которые могут перерабатывать твердые бытовые отходы, к которым будет потом относиться и упаковка, растёт. И оператор РОП не обязан по своей деятельности делать везде раздельный сбор. Раздельный сбор будет осуществляться под контролем акиматов, при координации Минэнерго различными другими компаниями. Раздельный сбор и переработка должны осуществляться с участием малого и среднего бизнеса. Желательно местного, чтобы местные компании тоже работали. Что касается РОП и Астаны, то это пилотный проект, который акимат позволяет проводить. Если он будет удачным, какие-то варианты использования этого опыта будут в других регионах", - рассказал глава ведомства на отчётной встрече с населением.
Ответ министра, по всей видимости, не устроил эколога Лауру Маликову, которая попыталась уточнить у министра его позицию. Однако Бозумбаев был категоричен.
"Я отвечу, потом вы будете комментировать, если вам воспитание позволяет. Я направил письмо министру по инвестициям и развитию, который контролирует строительство. Они должны сделать акт, чтобы можно было использовать шлак или другие промышленные отходы для того, чтобы использовать их в строительной индустрии. Надеюсь, что в ближайшее время они выпустят документы", - заявил Бозумбаев.
Девушка продолжила дискуссию, отметив, что в прошлом году, когда поднимали вопрос по РОПу, выяснилось, что 90% тратят сбор, транспортировку и так далее.
"Поэтому я задала вопрос, что с 2017 года на упаковку действует РОП, но при этом они сбор не производят", - сказала Лаура Маликова.
"Еще раз объясняю для особо непонятливых: РОП введён, но деньги не взымаются. Ни одно предприятие за упаковку ни одной копейки не платило. Систему, когда нужно заниматься переработкой и раздельным сбором, нельзя внедрить за месяц. Это надо культуру населения, в первую очередь, менять. Если перед вами три контейнера во дворе будет, вы три мешочка вынесите из своей квартиры, уважаемая госпожа эколог?", - обратился к девушке глава ведомства.
Получив положительный ответ, Бозумбаев спросил у девушки адрес проживания, дабы лично убедиться в правдивости её слов.
"Где вы живете, пожалуйста, сообщите? В Астане? Адрес мне свой напишите. Я посмотрю, есть ли у вас контейнеры. Я видел опыт Швейцарии, Германии. Мы можем обижаться, но это культура", - заключил министр.