"Серийные преступники в детстве подвергались травле". Зачем в законе нужно понятие "буллинг" в РК

2 Марта 2021, 18:52
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Фото с сайта oecdedutoday.com 2 Марта 2021, 18:52
2 Марта 2021, 18:52
4180
Фото: Фото с сайта oecdedutoday.com

Травля является распространенной проблемой в школах, но часто такие случаи остаются незамеченными для учителей и руководителей учебных заведений.

Более 12 процентов казахстанских школьников подвергались травле, передает BaigeNews.kz. Статистику Национального центра общественного здравоохранения сообщила депутат Мажилиса Динара Закиева. Она возглавляет рабочую группу по законопроекту о защите прав детей.

"Только за 2020 год 143 подростка совершили суицид, а 306 несовершеннолетних совершили попытку суицида", - сообщила она в СЦК.

Сейчас в Парламенте работают над тем, чтобы внести в закон такие понятия, как "буллинг", "кибербуллинг", "травля". Анализ показал, что сейчас дети нуждаются в защите от буллинга.

"С развитием технологий в интернет-пространстве, популяризацией соцсетей актуальным стал и новый вид травли – кибербуллинг. Действующие нормы закона не предоставляют механизмы, предусматривающие профилактику от травли в школе. Мы в итоге сталкиваемся с ситуациями, когда школы не могут вовремя защитить детей, оказать поддержку. И порой такие явления доходят до реальных случаев суицида среди несовершеннолетних", - сказала Динара Закиева.

Для того, чтобы школы принимали правила не рекомендательного, а обязательного характера, в законе должно быть определение буллинга.

"Для того, чтобы в школах и учреждениях были единые стандарты и программы по профилактике травли так, чтобы каждый руководитель и каждый учитель знали, как защитить и поддержать ребенка, как правильно разъяснять и развивать уважительное отношение между детьми в школе", - сказала Динара Закиева.

Вице-министр внутренних дел Марат Кожаев добавил, что "история криминалистики показывает - большинство известных серийных преступников в детстве подвергались нападкам со стороны сверстников и плохому обращению в семье".

"В одной из школ нашей страны 12-летние школьники систематически оказывали психологическое давление на своего одноклассника за то, что он не умел играть в футбол. Несколько игр футбольной команды были проиграны, и вина взвалена на этого одноклассника, на его плохую игру. На насмешки мальчик покончил жизнь самоубийством. В целом в 80% детского суицида невозможно установить причины. Не исключается вероятность у них психологических травм связанных с систематическими обидами, в том числе от сверстников. На наш взгляд введение понятия буллинга, кибербуллинга в законодательство позволит обозначить круг проблемных вопросов и комплексно подходить к их решению", - считает Марат Кожаев.

Он привел пример зарубежных стран. В Великобритании педагоги проходят спецподготовку для предотвращения всех форм кибербуллинга. Во Франции учителя следят за блогами учеников и помогают жертвам, а агрессорам грозит исключение из школы. В Канаде методикой предотвращения кибербуллинга в школах занимаются крупные организации, в которую входят 130 ученых исследователей. В Японии с 2013 года действует закон о развитии мер для предотвращения издевательств. Каждая школа самостоятельно должна выработать основы школьной политики для предотвращения издевательств.

Вице-министр образования Бибигуль Асылова привела следующую статистику:

  • 12 процентов подростков 11-15 лет один раз или более подвергались кибербуллингу;

  • 17 процентов подвергались буллингу в школе один или более раз в месяц;

  • 20 процентов участвовали в буллинге других людей в школе один или более раз в месяц.

"Травля в образовательных организациях распространённая проблема, которая отрицательно влияет на посещаемость, способность и мотивацию учащихся к обучению, значительно снижает их академическую успеваемость. Из-за травли дети преждевременно оставляют или меняют учебное заведение, тем самым лишаются возможности реализовывать свое право на бесплатное образование в полной мере. Травля вызывает у детей чувство страха и отсутствие безопасности, что само по себе противоречит задачам воспитания, идет вразрез с правом учиться в безопасной и доброжелательней среде", - сказала Бибигуль Асылова.

При этом случаи травли в школах зачастую остаются незамеченными. Есть отдельные случаи, когда широкую огласку получают резонансные случаи с применением форм особой жестокости, но как правило, администрация учебных заведений не принимают мер для прекращения и дальнейшего недопущения травли. Руководители, учителя и психологи, не всегда владеют навыками оказания эффективной помощи участникам травли.

"Несмотря на масштабность и сложность проблемы, система образования имеет большие возможности для профилактики и предотвращения буллинга. МОН как уполномоченный орган в сфере защиты прав детей поддерживает законодательную инициативу депутатов Парламента по включению норм, определяющих терминологию буллинга и расширяющих компетенцию МОН по разработке нормативно-правового акта по профилактике травли в образовательном процессе", - сказала Бибигуль Асылова.

Ранее о буллинге в школах высказывался министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

Наверх