Что страшнее: безграмотность или коронавирус? Разбираем качество онлайн-обучения школьников

6 Ноября 2020, 18:07
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
azned.net 6 Ноября 2020, 18:07
6 Ноября 2020, 18:07
4782
Фото: azned.net

Согласно опросу платформы Demoscope, 43 процента из 1 100 респондентов выступили категорически против дистанционного обучения в школах. Часть граждан оценивают эффективность данного вида образования ниже среднего уровня. Нынешнюю ситуацию обучения со всех сторон исследовал корреспондент BaigeNews.kz.

Система дистанционного и онлайн-обучения давно востребована в мире, является эффективной и имеет положительные показатели по ряду позиций. Во-первых, можно учиться независимо от места дислокации. Во-вторых, данная система достаточно гибкая, она предлагает учащимся и учителям много возможностей. А цифровые технологии позволяют выбрать подходящий темп обучения, продолжительность урока, дополнительную информацию. И, наконец, работа с электронными учебниками способствует улучшению учебного процесса, формированию навыков работы в цифровой среде. Сегодня в мире около 20 стран реализуют национальные программы цифровизации.

Посчитали - прослезились

Согласно опросу, проведенному бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope, мнение казахстанцев в отношении дистанционного обучения, разделились. Значительная часть опрошенных, а это 43 процента, выступают категорически против. Только 16 процентов полностью поддерживают данный формат, считая его необходимой мерой.

По данным опроса, подавляющее большинство респондентов оценивают эффективность дистанционного обучения ниже среднего (42 процента) и средне (41 процент). Высоко оценили данную систему лишь 12 процентов опрошенных. Треть респондентов (30 процентов) считают главным недостатком дистанционного обучения "стресс для детей, учителей, родителей". 28 процентов ответили, что обучению в основном препятствуют технические сложности и медленный интернет. В разрезе областей, согласно опросу, больше всего технические сложности и трудности с интернетом испытывают жители Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Жамбылской областей.

По мнению 19 процентов респондентов опроса платформы Demoscope, основным недостатком дистанционного обучения является низкое качество образования. 9 процентов респондентов связывают это с отсутствием компьютера. Низкую скорость интернета (35 процентов) отметили жители Алматинской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областей. Самый большой процент высокой оценки качества интернета (38 процентов) в Нур-Султане и Кызылординской области. Данный показатель свидетельствует об усугублении неравенства в доступе к образованию во время пандемии, отмечают авторы опроса.

Родители боятся остаться в должниках

Как выяснилось, не все розданные ноутбуки нуждающимся ученикам, используют по назначению. Причина не в неисправности техники, а в опасениях родителей – если ноутбуки выйдут из строя за них придется расплачиваться.

По информации руководителя управления образования Павлодарской области Динислама Болатханулы, определенная категория родителей боится сломать технику и остаться в должниках.

"Мы, конечно, приветствуем бережное отношение к школьному имуществу, но это не значит, что компьютер и дальше нужно держать в упаковке. Его необходимо использовать. В каждой школе есть технические службы, которые будут помогать в использовании этой техники ученикам и их родителям ", – отметил главный педагог области.

По информации управления образования, все школьники, находящиеся на дистанционном обучении, обеспечены техникой. Чтобы закрыть этот вопрос, из республиканского бюджета выделили 2,4 миллиарда тенге на приобретение 15 тысяч единиц техники.

"Как это проводится у нас, вызывает множество вопросов"

Согласно опросу, 36 процентов респондентов считают, что Министерство образование оказалось не готово к новому формату работы.

Столичная общественница Акмарал Омралинова направила через Facbook запрос министру образования РК с вопросами о дистанционном образовании, которое, по ее мнению, волнует как педагогов, так и родителей.

"Помимо того, что они (учителя, - прим. автора) преподают детям уроки посредством видео-уроков и сообщений по WhatsApp и Zoom, с них требуется положительная статистика с Bilimland и Kundelik. Педагоги утверждают, что теперь их обязали выкладывать на Bilimland суммативные работы учеников. Первый вопрос – загруженность, второй – педагогов возмущает, почему они должны выставлять на всеобщее обозрение суммативные работы, которые они составляют лично", - пишет Акмарал Омралинова.

Накануне учебного года, в Министерстве отметили, что каждое учебное заведение республики вправе самостоятельно выбирать учебную платформу, отвечающую запросам педагогов и учеников. Значительная часть учителей к новой системе адаптировалась. Насколько качественно даются уроки, зависит от профессионализма учителя, в его желании донести материал до учеников.

"Теперь у меня вопрос, как родителя. Наши дети обучаются дистанционно или онлайн? Если дистанционно, то почему ученики многих школ сидят все уроки по сорок минут перед монитором? Зачастую без какой-либо перемены начинается следующий урок. Даются домашние задания. Потом надо выполнить задания в BilimLand. Вы именно так рекомендуете проводить дистанционное обучение? Сколько времени учащимся, в целях сохранения здоровья, рекомендовано проводить за монитором и в целом в день уделять обучению в школе? При этом мне нравится принцип дистанционного обучения. Но то, как это проводится у нас, вызывает множество вопросов ", – пишет на Fecbook Акмарал Омралинова.


Вынужденная мера

Редакция BaigeNews.kz отправила в Министерство образования официальный запрос и попросила рассказать о первых результатах дистанционного обучения, считает ли профильное ведомство выбранный подход успешным.

"В связи с эпидемиологической ситуацией впервые во всем мире система образования столкнулась с необходимостью обучения в дистанционном формате. При принятии решения по обучению школьников в дистанционном формате учитывались риски, которые могут способствовать распространению COVID-19 в школах среди детей. Изучен международный опыт, который свидетельствует о том, что формат обучения организаций образования в значительной степени зависит от решения санитарно-эпидемиологических служб.

Правильность выбранной стратегии функционирования организаций образования подтверждается складывающейся ситуацией в странах ближнего и дальнего зарубежья. По данным Всемирной организации здравоохранения, дети в возрасте 12 лет и старше играют активную роль в передаче КВИ. На сегодняшний день уже зарегистрированы случаи заболеваемости коронавирусной инфекцией среди школьников и сотрудников организаций образования", - ответила вице-министр образования Шолпан Каринова.

В ведомстве отметили, что в настоящее время они проводят мониторинг обучения с использованием дистанционных технологий в общеобразовательных школах Казахстана, чтобы изучить сложности и предоставить дальнейшие рекомендации к учебному процессу.

Что касается критики в адрес нового формата, Шолпан Каринова подчеркнула, что дистанционное обучение – это вынужденная мера.

"Традиционное обучение остается основной формой образовательного процесса. Направленные на обеспечение безопасного для здоровья детей проведение учебного процесса и поэтапный переход от дистанционного обучения к обучению в штатном режиме является реагированием на сложившуюся эпидемиологическую ситуацию. Министерством выработаны механизмы по возобновлению работы организаций образования в штатном режиме в случае улучшения эпидемиологической ситуации", - говорит вице-министр.

Сегодня из 3,4 миллиона школьников в дистанционном формате обучаются 72 процента учащихся (2,47 миллиона детей), в офлайн режиме учатся 28 процентов (953 тысяч детей).

Однако со второй четверти к обучению в дежурных классах добавлены пятые классы (всего на офлайн уроки планируют вывести 1,8 миллиона детей).

Всегда должен быть выбор

Многодетная семья Кузиных из Павлодара (шестеро детей) давно осваивают дистанционное обучение. То, что сегодня стало для всех нормой, вчера выдавалось за бунт.

Как только старшая дочь Радомира подошла к школьному возрасту, ее родители Светлана и Юрий Кузины решили, что их дети буду учиться дома. Сколько увещеваний, угроз услышали за эти годы со стороны управления образования непреклонные в своем решении родители!

Нынешней шестикласснице Радомире попросту некогда было сидеть за партой. У нее жесткий график посещения различных кружков: от акробатики до технической школы и театрального кружка. Впрочем, это не значит, что школьным предметам девочка уделяет мало времени. Этот вопрос контролирует мама Светлана, и она умеет быть настойчивой. Все эти годы девочка, как и ее младшие сестры, занимается по школьным учебникам и по своим домашним книгам. В школу приходит только для сдачи контрольных работ.

По мнению Светланы Кузиной, главное стимулировать детей, чтобы они стремились к самообразованию. Из всех детей школьного возраста семьи Кузиных, только одиннадцатилетняя Верослава посещала школу, пока это было возможно. Это был ее личный выбор. И он должен быть у всех, считают многодетные родители.


Наверх