Анатолию Ивановичу – 82 года. И он до сих пор здесь, в самом страшном отделении. Проработав после наступления пенсионного возраста 22 года, медик с грустью признал, что пора и ему уйти на заслуженный отдых.
"Во взрослой, мне кажется, легче. С детьми всё хрупко, непредсказуемо. Одно неверное движение и смерть. Она здесь повсюду. А ещё есть родные, которые в истерике. Они плачут и хватают за грудки. Знаете ведь, мать за дитя в клочья разорвёт. Как выдержал? Детей любить надо. Привезли малыша - и всё, он тебе родной. Без этого знания бесполезны. Может пафосно звучит. Но я всегда так чувствовал", - рассказывает Анатолий Иванович.
Анаталий Иванович вместе с коллегами 17 лет назад десятерых детей, которые пострадали в ДТП в Буландынском районе. Ещё двоих из Жаксынского района после взрыва котла с диагнозом " ожог 70-ти процентов тела". И младенца из Степногорска, родившегося с аномалией кишечника. И родившегося без пищевода в феврале прошлого года. И ещё тысячи мальчиков и девочек.
"Сколько на моем счету спасённых жизней?! Учёт не веду, - улыбается доктор. - Я ещё в Китае работал медиком, будучи студентом. Нас отправили фельдшерами. В 1961-м приехал в Кокшетау, поступил в Карагандинский мединститут, потом перевёлся в Целиноградский. Работал в Кокчетавской областной больнице во "взрослой" реанимации, с 1985-го – детской. В среднем в год через отделение проходят 520-550 детей. Плохих, очень непростых детей. Причём с разными патологиями, нередко – с несколькими. Это место, где сразу всё. И всегда - на пике", - говорит Анатолий Иванович.
Доктор Ван уверен: деньги нужно в первую очередь направлять в медицину.
"Тяжелее всего было в 90-е, до 2006 года. Сейчас много внимания, новую аппаратуру регулярно получаем. Но это техника, она быстро выходит из строя. Например, аппарат для искусственной вентиляции лёгких. Покупаем, но всё равно – ещё нужно. Инвестиции в детей – самые мудрые. Завтра это здоровые мамы и папы, а значит, здоровая нация", - говорит врач.
Анатолия Ивановича на самом деле зовут по-другому. Его настоящее имя – Ван Чжао Юй. Легендарного анестезиолога городку на севере Казахстана подарила семья рабочих из китайского Харбина. Уже здесь, в институте он познакомился и полюбил будущего врача-кардиолога Тамару Бекаеву. Имя доктора, ныне покойного, заведующей отделением кардиологии, в Акмолинской области и сегодня звучит как легенда. С русской супругой они родили двух сыновей: Саша женился на армянке, а младший, Женя, - на казашке.
"Моя семья – миниатюра многонационального Казахстана. От русских у нас особенная душевность, от казахов – культ домашнего очага, от китайцев – терпение и трудолюбие, от армян – талант к радости. Живём дружно, вместе решаем все вопросы и уважаем свой Дом. Наверно, поэтому живу долго и здорово", - улыбается Анатолий Иванович.
Есть у почтенного доктора, ясности ума и твёрдости руки которого может позавидовать и 30-летний, ещё один секрет.
"Профессию свою люблю. Хожу в больницу каждый день пешком. Это залог здоровья. Но уж не знаю наверняка, здоровье ли у меня хорошее – оттого, что много работаю. Или много работаю, потому что здоровье хорошее. Непонятно, где причина, а где – следствие... ", - почти по-армянски шутит Ван.
На пенсии Анатолий Иванович планирует больше заниматься с внучкой Даной. Она сейчас пятиклассница, а когда вырастет, станет врачом. Во всяком случае, так сказал её дедушка.