"Знал только о Борате": французский фотограф открывает Казахстан для себя и западного мира

13 Октября 2022, 17:51
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Фредерик Ноя 13 Октября 2022, 17:51
13 Октября 2022, 17:51
4529
Фото: Фредерик Ноя

Фредерик Ноя — французский фотограф, в прошлом хроникер Африки, пожил в Казахстане и теперь устремился в Индию. Фредерик не просто фотограф, а скорее документалист, который через свои работы раскрывает судьбы, истории и портреты народов.

Французский фотожурналист Фредерик Ноя, прожив более трёх лет в Казахстане, решил представить миру атмосферу и культуру нашей страны через призму своего объектива. Документальный фоторепортаж опубликован в одном из известных международных агентств, автор размышляет об экологии, политике и самих казахстанцах. Корреспондент BaigeNews.kz решил поинтересоваться у Фредерика, почему он выбрал Казахстан и что больше всего его впечатлило. 

— Почему Ваш выбор пал на Казахстан? 

— До приезда сюда я жил и работал над большим проектом в Уганде на протяжении 17 лет. И после я искал совершенно новую для себя локацию, о которой я не знал ранее. Казахстан показался для меня подходящим вариантом, так как я из Франции, мы очень мало знаем о Центральной Азии и о Казахстане в том числе. Казахстан — белый лист для западного мира, и я хотел бы добавить свой маленький пазл в полную картину страны. Всё, что я знал о стране ранее, это только фильм "Борат". И в этот момент я подумал, что любой автор может показать страну, как угодно, и все воспримут это как правду только потому, что никто не знает о стране. Это и сподвигло меня задокументировать страну и ответить на вопросы: "Что такое Казахстан? И как там живут люди?"

— Изучали ли вы дополнительные материалы до того как приехать сюда? 

Конечно, до того как приехать в страну, нужно сначала дать пищу для своего мозга и изучить базовую информацию. Но я старался не читать все книги, потому что хотел оставить свежий взгляд, узнавать обо всём постепенно и исключительно на своём опыте. 

— Документалистика — жанр, отражающий действительность. Но всегда есть человеческий фактор, как вам удается не поддаваться бессознательным предубеждениям? 

Да, вы верно говорите, что все мы люди, и могут быть определённые предубеждения. Но в этом и заключается уникальность документалистики. Фотографии это уловить момент. Фотографии не могут соврать. Они отражают природу, эмоции людей, расставленные предметы в момент времени. Это непросто, но однозначно стоит того. К тому же лучшее определение для фото-документалиста это быть доступным. Открытым к новым знаниям, новым впечатлениям и к миру, который ты изучаешь. 

— С какими сложностями вы сталкивались во время работы в Казахстане? 

Во-первых, это язык. Все говорят на русском или на казахском. И, конечно, это только моя проблема. Во-вторых, особенность казахского народа держать дистанцию в общении с незнакомцами. Мне приходилось более тщательно и усердно работать над построением доверительных отношений — и только после того как мы становились друзьями, я мог рассчитывать на более глубокий и честный диалог. 

— Как бы вы описали казахстанцев в пяти прилагательных? 

Народ это не просто население или численность, это лицо и совесть государства. Не могу не отметить дружелюбность, но в то же самое время и недоверие к незнакомцам. Конечно же, щедрость и удивительное качество казахов готовность к сложностям. Ах, ну и, конечно же, гостеприимность! 

— Что вы узнали о Казахстане? Были ли истории или факты, которые потрясли вас больше всего? 

Я не могу сказать, что меня что-то потрясает. Потому как в моей работе я не даю оценку, если что-то плохо или хорошо, я просто наблюдаю и документирую действительность, которая уникальна сама по себе. Соответственно, я просто принимаю реальность такой, какая она есть. Конечно, я узнал многое о Казахстане,когда изучал социальные проблемы кандасов, экологическую катастрофу Аральского моря, демографическую ситуацию в стране и даже стал свидетелем митингов в январе 2022 года. Всё это является маленькими пазлами одной большой картины. 

— Что вы считаете главным результатом своей работы? 

Во-первых, это большой фоторепортаж о Казахстане, который затрагивает все темы, которые я упомянул. Во-вторых, я планирую написать книгу о Казахстане, но она ещё в процессе, так как собран огромный материал, который требует систематизации. 

Что могут увидеть читатели в фотографиях? Это кадры случайных людей, их быт, ежедневная рутина, сквозь которую проскальзывает история страны. В каждом кадре автор передает не просто портрет настоящего, но и позволяет заглянуть в прошлое и услышать истории целого народа, которые замалчивались.

Например, на этой фотографии запечатлены мужчины, возвращающиеся после национальной игры в кокпар в Таразе. Кокпар — это душа кочевого народа, где спокойствие и сдержанность сменяются азартом и горящими глазами.

Поймав в свой объектив кадетов в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, автор поднимает тему идеалогического курса страны после распада Советского Союза и обретения Независимости. Учитывая свою непростую историю, Казахстан всё же пытается определить свою самоидентичность через национальную сплоченность после идеалогической пустоты, которая образовалась в связи с отсутствием самостоятельного выбора на протяжении веков.

Казахстан является мультинациональным и мультирелигиозным государством, где свобода выбора гарантирована Конституцией абсолютно каждому этносу и религиозному течению.

На фото ниже запечатлены алматинки во время тренировок по самообороне. Метафорично эта работа навевает мысль о самозащите от демографической ямы и рассказывает уже о положительной демографической динамике после программы репатриации в течение 25 лет (с 1991 по 2015 годы), которая привела к возвращению более одного миллиона кандасов — около пяти процентов населения. 

Заканчивается репортаж символичной фотографией: посреди просторной степи актриса держит маленького сайгака в руках — эндемика казахской степи.

"Будущее Казахстана, как и этот сайгак, может расти в нежных руках нации или исчезнуть навсегда, оставшись только на страницах "Красной Книги" истории. Я просто документалист, и только вы, народ, можете что-то изменить и влиять на развитие вашей страны", — заключает Фредерик Ноя.

Наверх