Мы не знаем, за что платим. Почему тарифы ЖКХ не прозрачны?

24 Августа 2020, 17:36
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
yk-news.kz 24 Августа 2020, 17:36
24 Августа 2020, 17:36
3523
Фото: yk-news.kz

Как минимум два раза в год во всех населенных пунктах Казахстана бушуют страсти вокруг очередного повышения тарифа на тепло, воду, электроэнергию и прочее. Монополист, пытаясь заручиться поддержкой региональных представителей комитета по регулированию естественных монополий, надеется протолкнуть свою стоимость услуг. Насколько прозрачны тарифы и как контролируют инвестиционные обязательства монополистов, попытался разобраться корреспондент BaigeNews.kz.

"Никто не озвучил прибыль"

АО "Павлодарэнерго" дважды в августе этого года пыталось провести общественные слушания по тарифной заявке об увеличении отпускной цены на электроэнергию. Причиной для этого шага послужил приказ Минэнерго РК – об увеличении с 1 июля отпускной стоимости электроэнергии производителями, то есть местными ТЭЦ и электростанциями. Последние, в свою очередь, увеличили тариф на 25,6 процента – с 6,6 тенге до 8,29 тенге. Соответственно, должна вырасти и цена для потребителя. Проведению помешали карантинные мероприятия.

Впрочем, как считают местные общественники, за это не стоит переживать: практика свидетельствует, что все тарифные пожелания сбываются. Никаких особых проблем с антимонопольным госорганом не возникает. Все аргументы монополиста: убытки, низкие зарплаты персонала, текучка кадров и физический износ сетей, наталкивает на вопрос: если все так плохо, что удерживает бизнес от расторжения договора управления теми же тепловыми сетями? Возможно, потому что в тариф закладываются не только реальные нужды монополистов? Например, телефонные переговоры, плата за окружающую среду и даже приобретение технической литературы. Правда, в ходе утверждения очередного изменения тарифа, на общественных слушаниях, монополист об этой мелочи умалчивает.

Выслушивая ежегодные отчеты субъектов естественных монополий, не только рядовому потребителю, но и эксперту в этой области порой тяжело до конца понять из чего же сложился тариф, что повлияло на его увеличение. Об этом говорил и член регионального совета палаты предпринимателей СКО и республиканского экспертного совета "Атамекена" по тарифам Александр Казанцев в ходе обсуждения на одном из таких общественных слушании по вопросу целевого использования средств потребителей субъектами естественных монополий. Ответ держали АО "Севказэнерго" , ТОО "Петропавловские тепловые сети", ТОО "Севказэнергосбыт" и ТОО "Кызылжар су". По мнению эксперта, насколько прозрачны эти тарифы, никто не понял.

"Вы говорите о низкой зарплате, но не называете насколько она низкая, никто не озвучил прибыль, не говоря уже о показателе эффективности, который есть у любого производства, рентабельности в динамике по годам, производительности труда, себестоимости единицы продукции. Модернизируя свои основные фонды, ставя новое оборудование, более совершенное, высокопроизводительное, надо полагать, что вы снижаете себестоимость единицы продукции. А это значит, что это должно отражаться и на тарифе, но пока нам это не понятно", – отметил эксперт.

Эта ситуация схожа во всех регионах страны.

Все вернуть!

По информации Комитета по регулированию естественных монополий РК, в октябре текущего года жителям Актюбинской области вернут за газ более 50 миллионов тенге. Поводом для такого шага стала проверка деятельности местного производственного филиала АО "ҚазТрансГаз Аймақ" по услуге транспортировки товарного газа по сетям за 2019 год. Как выяснилось, субъектом не в полной мере были исполнены статьи затрат тарифной сметы по регулируемой услуге. В итоге – необоснованный доход.

Более 700 миллионов тенге вернут жителям всех регионов страны по итогам прошлого отопительного сезона. Исходя из норм законодательства, монополист обязан производить перерасчет стоимости регулируемой услуги по снабжению тепловой энергией с учетом фактической температуры наружного воздуха, то есть если минувшая зима была теплой, то верни народу деньги, если нет иной возможности снизить тариф. В результате, каждая область получила назад свои деньги. Например, по Алматы эта сумма составила более 13 миллионов тенге, в Актюбинской области – более 50 миллионов, больше всех перепадет жителям Восточно-Казахстанской области – 189 998 270 тенге. Вопрос в том, что какая сумма компенсаций реально дойдет до каждого потребителя и выиграл ли реально потребитель в этой ситуации?

Один дом - одно объединение - один счет

Согласно исследованиям, более трети населения Казахстана недовольны работой своих КСК, которые существуют на средства тех, кто его организовал – жильцов. Как это ни парадоксально, но эти кооперативы, в большинстве своем, оказались закрыты и непрозрачны для жильцов, которые не имеют информации, на что идут их ежемесячные отчисления. Вопросы прозрачности и обоснованности тарифов за коммунальные услуги - одна из проблем в сфере ЖКХ. Как и их качество.

Чтобы изменить ситуацию, в Казахстане вступил в силу Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства", подписанный главой государства в декабре прошлого года. Документ предусматривает создание объединений собственников имущества по принципу один "Один дом - одно объединение - один счет". По мнению разработчиков, данная мера должна исключить навязывание собственникам квартир со стороны КСК и управляющих компаний услуг и тарифов, позволит обеспечить прозрачный расход средств жителей.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, для исключения нарушений предложена схема, когда кооператив будет создаваться только для одного многоквартирного жилого дома. Кроме того, для обеспечения прозрачности всех процессов в жилищно-коммунальной сфере, отрасль будет цифровизована.

Что сделано

По данным комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК, уполномоченным органом, в целях защиты интересов потребителей, принимаются к рассмотрению обращения в отношении незаконных действий субъектов естественных монополий, связанных с отказом в заключении договоров на выдачу технических условий, и требовании выполнения потребителем необоснованных условий. В минувшем году было рассмотрено более 850 таких обращений, из них 217 – обжалованы субъектами естественных монополий в вышестоящих организациях и судебных органах.

По итогам 2019 года комитетом в адрес субъектов естественных монополий вынесено 404 постановления об административных правонарушениях, 432 предписания об устранении нарушений законодательства о естественных монополиях, а также наложено административных штрафов на сумму 470 287 924 тенге. Было проведено 252 проверки, из них 247 внеплановых и 5 выборочных, переходящих с предыдущего периода, с фактами выявления нарушений завершено 120 проверок.

В целях повышения прозрачности и публичности сфер естественных монополий Комитетом введены новые способы тарифообразования – переход на электронную форму представления заявок и отчетов, используя программу "Монополист".

Наверх