Из-за прекращения поставок авиакеросина из России и предстоящей приостановки Шымкентского нефтеперерабатывающего завода регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва, заявили в авиакомпании «Эйр Астана».
Как отмечают в «Эйр Астана», в этом году ситуация с авиатопливом в Казахстане усугубилась.
В 2017 году потребность гражданской авиации в авиационном топливе составляет 800 тыс тонн, из которых лишь 241 тыс тонн производится Шымкентским НПЗ, являющимся единственным стабильным производителем авиатоплива в Казахстане. Однако он останавливается на проведение ремонтно-профилактических работ осенью текущего года, что ещё более усугубляет кризисную ситуацию.
В компании отмечают, что на протяжении многих лет субъекты гражданской авиации Казахстана на 70% зависимы от поставок из России, которые носили нецикличный и негарантированный характер. Политика российских ресурсодержателей направлена на реализацию авиатоплива в Казахстан по остаточному принципу.
«Основными компаниями-экспортёрами авиационного керосина в Казахстане являются ПАО «Газпромнефть», ПАО «НК Роснефть», ПАО «Лукойл» и ПАО «Татнефть». Более того, на октябрь данные компании не подтвердили поставки в связи с высоким спросом на российском рынке. Так, ПАО «Газпромнефть» уведомило о возобновлении экспорта топлива не ранее мая 2018 года», - указывается в пресс-релизе.
Приостановка поставок топлива из России неизбежно приведёт к коллапсу отечественного рынка авиатопливообеспечения и создаёт угрозу функционирования транспортного авиасообщения из/в Казахстан, отмечают в компании.
С августа 2017 года Министерство энергетики РК принимает всевозможные меры для разрешения кризисной ситуации, в том числе путём переговоров с Минэнерго РФ. «Однако данные антикризисные меры имеют временный характер и перед субъектами гражданской авиации все еще остро стоит вопрос обеспечения авиатопливом в предстоящие месяцы», - говорят в «Эйр Астана».
Ввоз альтернативного авиатоплива не представляется возможным в краткосрочной перспективе, указывается в пресс-релизе.
В компании также отметили проблему хранения авиатоплива в аэропортах Казахстана: «В нынешних условиях недостаточных мощностей резервуарного парка аэропортов Казахстана разрешённый лимит хранения авиатоплива для «Эйр Астаны» позволяет планировать заправку воздушных судов лишь на 10-дневные сроки. Создание достаточных стратегических резервов необходимо для выполнения долгосрочных производственных программ и обязательств перед пассажирами».
Чтобы сглаживать риски, возникающие из-за дефицита авиатоплива, необходимо создать резервную схему авиатопливообеспечения и хранения стратегического запаса для национального перевозчика в основных авиаузлах, указывается в пресс-релизе авиакомпании.