Потеряв одного, обрела тринадцать. История мамы-воспитателя из Нур-Султана

4 Ноября 2019, 22:56
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Потеряв одного, обрела тринадцать. История мамы-воспитателя из Нур-Султана 4 Ноября 2019, 22:56
4 Ноября 2019, 22:56
5812
Айсулу Сейрбекова человек интересной судьбы, мать-героиня, вырастившая с десяток чужих детей как своих. 20 лет назад женщина переехала из Талдыкоргана в столицу, чтобы стать мамой-воспитателем в так называемой детской деревне, оставив родной дом и прежнюю работу. О своей непростой, но все-таки счастливой жизни, она рассказала корреспонденту BaigeNews.kz.

В начале 90-х в Казахстане стартовал проект долгосрочной семейной опеки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программу назвали "SOS Детская деревня". Сначала детскую деревню открыли в Алматы, затем решили основать такую же в столице. Объявление о наборе мам-воспитателей Айсулу Сейрбекова увидела в газете. 

"Моя одноклассница работала в такой же, но алматинской детской деревне, я не раз была там у нее. Она мне предложила, говорит, слушай, у тебя с детьми хорошо получается общение. Не хочешь поработать мамой-воспитательницей? И так закрутилось…

Я увидела объявление, написала письмо и забыла про него. Через пару месяцев пришел ответ. Обучение прошла в Алматы, затем было тестирование. Отсеивали, конкурс был большой. Желающих много было", - вспоминает женщина. 

Тогда 32-летняя Айсулу работала поваром в общепите. Началась перестройка. В это сложное время жизнь ударила девушку по самому больному: 

"Я была замужем. У меня был ребенок, девочка. Она умерла в пять лет… Меня никто и ничто не держало, вот я сюда и приехала. В Астане никого не знала. Я на вокзале ревела. Думала, куда приехала, зачем приехала? Впервые так далеко от дома, от мамы. А здесь пустырь был, ветер, наши дома заметало до окон. Гвардия каждый раз приезжала, откапывала нас".  


Первыми детьми, чьим опекуном оказалась Айсулу, стали трое малышей. Младшим было чуть больше двух лет, старшему мальчику - четыре. 

"Сейчас они в городе, получили квартиры, но тем не менее не оставляют меня в покое. Недолго мое счастье длилось. С тремя детьми через три месяца мне еще пятерых дали. А через четыре месяца у меня стало уже девять детей", - смеется женщина.


"Первый год я два раза в неделю чемодан собирала. Уеду и все. А все из-за младшей девочки, которая была психически сложным ребенком. Неусидчивая, нигде не поймаешь, бегала, меня до слез доводила. Из-за нее у меня нервов не хватало. Все, ухожу! Собираюсь, а она мне помогает собирать вещи. Уходи! Вечером запросто могла меня на ключ закрыть и уйти. Сначала вместе собирали, под утро могли сидеть и распаковывать. Сейчас она учится в университете, работает. И каждый раз, когда я ей это рассказываю, она смеется, просит: мам, не надо всем говорить, что я вытворяла", - улыбается Айсулу.  


"Когда дети спрашивают: мам, ты куда собираешься? Я говорю, все! Замуж выхожу! И эта девочка опять же могла все туфли мои спрятать. Почему-то у нее ассоциация была, что замуж только в туфлях. Без туфель замуж не берут, оказывается", - со смехом вспоминает Сейрбекова.   

Разные истории приключались, говорит женщина. Однажды из дома убежал один из ее детей. Мальчика нашли полицейские. 


"Витю привели. Он сбежал с мальчиками, пять дней его не было. Я в РОВД ходила, плакал, обнимал: "Апайка, я больше никуда не буду сбегать. За пять дней я все увидел. Теплую постель променял на улицу", - рассказывает мама-воспитатель.  


15-летний Витя - еще одна гордость Айсулу. Он завоевывает медали на чемпионатах по ментальной арифметике и тхэквондо.

"До поступления в детскую деревню вообще не ходил в школу, не умел ни читать, ни писать. Он поступил к нам в 12 лет. За год закончил 4 класса и 8 уровней ментальной арифметики. Мать от него не отказывается. Ей сейчас 30 лет. Она сама была ребенком, когда его родила. Если бы ей тогда кто-нибудь помощь оказал, поддержку, Витя жил бы с ней", - считает Айсулу. 


Дети повзрослели, но свою маму-воспитателя они не забывают. 

Мне говорят: "Мам, кроме вас мы, оказывается, никому не нужны. Ладно, я приеду к родным, и о чем я буду с ними разговаривать? Нам даже поговорить не о чем. А с вами мы наше детство вспоминаем, что мы вытворяли". Эти слова дорогого стоят. Приезжает старший сын, сидит, держит меня за руки и не отпускает: 

- Я скучал по тебе, скучаю.

- Ты ведь раньше стеснялся, когда здесь был. 

- Дурак я был... Возле мамы хорошо, тепло и вкусно".


"Если дети между собой ругаются, я смотрю и думаю, все... надо лепить вареники. У нас такая психотерапия. Пока один не накатает, второй не налепит, остальные не покушают. Я говорю, договаривайтесь. Кто катает, кто лепит, кто начинку кладет, кто лук, а я сварю. Вареники налепили, все, помирились", - отмечает Айсулу. 


С тех пор как молодая Айсулу переступила порог детской деревни, прошло 20 лет. Сейчас маме-воспитателю 52 года. За это время она воспитала 13 детей, старший из них уже сам стал отцом.

За 20 лет в детской деревне в Нур-Султане воспитали 207 детей. 121 выпускник начал самостоятельную жизнь, каждый пятый имеет образование. 94 воспитанника получили квартиры из жилфонда, еще 68 состоят в очереди на получение жилья. Из 11 женщин-первопроходцев в детской деревне продолжают работу 8 мам-воспитателей. "Фонд образования Нурсултана Назарбаева" стал соучредителем фонда "SOS Детские деревни Казахстана" в сентябре 2018 года.

 

Наверх