Инициатива по референдуму: созрели как "низы", так и "верхи", считают эксперты

22 Ноября 2019, 13:44
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Серикжан Ковланбаев, inbusiness.kz 22 Ноября 2019, 13:44
22 Ноября 2019, 13:44
2392
Фото: Серикжан Ковланбаев, inbusiness.kz

Гражданскую инициативу об изменении конституционного закона "О выборах" и закона "О политических партиях" прокомментировали казахстанские аналитики.

Провести республиканский референдум и внести изменения в конституционный закон "О выборах" и закон "О политических партиях" предложили в Казахстане. Редакция BaigeNews.kz представляет вниманию читателя комментарии политических экспертов по предложенной гражданской инициативе.

Инициативу прокомментировал в своем телеграм-канале управляющий директор компании GR Consulting, внештатный советник акима Мангистауской области Ербол Едилов.

"Я ничуть не против народной воли, но ведь ее можно услышать и без референдума. Поэтому необходимо скорейшее создание рабочего комитета при Мажилисе, куда должны будут войти члены НСОД (Национального совета общественного доверия - прим. ред.), гражданские активисты, а также инициаторы данного референдума (это в основном активисты из "Независимых наблюдателей", как они себя сами называют)", - написал Едилов.


Управляющий директор компании GR Consulting Ербол Едилов. Источник фото: @yyedilov

Эксперт напомнил слова Касым-Жомарта Токаева в своем сентябрьском послании к народу Казахстана.

"Как глава государства, вижу свою задачу в том, чтобы содействовать развитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране. Это важно для стабильности политической системы в долгосрочной перспективе. Предстоящие выборы в Мажилис Парламента и маслихаты должны способствовать дальнейшему развитию многопартийной системы в стране", - говорилось в тексте выступления Президента РК.

Едилов отмечает, что для политической модернизации созрели как "низы", так и "верхи".

"Сообщение о референдуме, так или иначе, говорит о том, что электоральный период неумолимо приближается, и о том, что "лед стронулся". И его "подтопили", как бы ни странно звучало, власть и народ совместными усилиями", - присовокупил Едилов.

Также эксперт оценил шансы действующих партий на присутствие в Парламенте.

"КНПК не место в новом парламенте. Конечно, это будет решать избиратель, но ту самую практичную декоммунизацию, о которой говорят и наверху, и внизу, хорошо было бы провести с законодательного органа. А вот партия власти "Нур Отан" должна на деле доказать свое значение... Партия "Ак жол", судя по соцсетям и некоторым СМИ, уже начала усердно готовиться к предстоящим выборам. Все чаще видна ее реклама. Партий "Ауыл" и "Бірлік" традиционно не слышно и не видно. Была некая попытка сделать "перезагрузку" ОСДП, когда ее новый лидер Ермурат Бапи объявил о призыве всех оппозиционных сил в эту партию, но там, как говорится, что-то пошло не так... Поэтому если говорить об качественном обновлении Парламента, то нужно ждать появления новых зарегистрированных политических организаций. Главным барьером для этого называют порог в 40 тысяч членов. Но некоторые организации, по моему мнению, имеют такой потенциал. Ведь говорили же, что "Атамекен" может стать партией при желании руководства и грамотном политическом менеджменте", - поделился мыслями Едилов.

По мнению внештатного советника, власти должны не просто пойти навстречу гражданским инициативам, а еще выйти со своими новациями.

"Например, инициировать не только озвученные поправки в виде уменьшения порога для регистрации политической организации и введения голосования по одномандатным округам, но предложить упрощение процесса регистрации партий, снятие бюрократических моментов при проверке подписных листов и так далее... Ведь, откровенно говоря, вряд ли какая-то вновь созданная партия сможет набрать достаточное количество голосов, чтобы пройти в Мажилис Парламента...", - отметил эксперт.

Суть нынешних политических реформ страны будет проходить именно через парламент, а сам парламент "может быть реформирован и обновлен в лучшую сторону только через настоящую многопартийность и ярких смелых и профессиональных депутатов", считает Едилов.

Что означают предложения инициативной группы, в свою очередь, разъяснил бывший член Центризбиркома Марат Сарсембаев.

"Сейчас у нас такого нет, раньше было. Сейчас партийная система, то есть партии предоставляют списки. Потом население голосует за списки каждой партии по отдельности. Выборы по одномандатным округам означают, что лицо в индивидуальном порядке выставляет себя в каком-то округе, за него население голосует, и он проходит, скажем, в парламент", - пояснил Сарсембаев.

Экс-член Центризбиркома Марат Сарсембаев. Источник фото: © Sputnik / Абзал Калиев

Ранее в Казахстане была смешанная система формирования мажилиса, пояснил Сарсембаев. Иными словами, часть депутатов избирались по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. А теперь, если вернут систему выборов по одномандатным округам, то в национальном парламенте будет палитра мнений, считает эксперт.

"Когда человек идет по партийной линии, то он придерживается позиции партии. Даже если он не согласен, то вынужден соглашаться с общим мнением партии", - обрисовал ситуацию бывший член ЦИК.

Известный казахстанский политолог, член НСОД Данияр Ашимбаев также высказался на эту тему, опубликовав пост у себя на странице в Facebook, в котором проанализировал эту инициативу.

"С "мажоритарки" ушли не из-за того, что власть там вечно боролась с оппозицией, а из-за беспрецедентной, особенно в последние годы, электоральной коррупции и информационных войн окружного масштаба. Реально округов, где против власти шла именно оппозиция, было немного. В основном, драки шли между представителями местного истеблишмента. Помнится, в одном из округов в 2004 году выдвинулись два заместителя акима области, которых еле-еле развели по сторонам. Знакомый главврач в 2003-м жаловался на коллегу, который оптом продал 100 голосов пациентов и сотрудников его конкуренту", - напомнил бэкграунд выборного законодательства Ашимбаев.

Политолог Данияр Ашимбаев. Источник фото: Тимур БАТЫРШИН,mk.ru

Он подчеркнул, что нынешняя модель в существующем виде плоха тем, что партийные списки и депутаты оторваны от регионов, но простой переход на "мажоритарку" толку не принесёт.

"Партии (особенно главная) слишком завязаны на центр, что раздражает и местные элиты, и население, которое в депутатах Мажилиса не видит своих представителей. Здесь решением видится не метание между электоральными системами, а хотя бы адаптация пропорциональной системы к региональным интересам. По опыту той же ФРГ, скажем. Можно и нужно ввести национальное, региональное и гендерное квотирование партийных списков. Подобные предложения вносились в рамках рабочей группы НСОД. Простой переход полностью на мажоритарную систему, на мой взгляд, никакого толку не даст", - заявил политолог.

В то же время, Ашимбаев поддержал предложение инициативной группы по уменьшению численного порога для регистрации партии.

"Что касается минимальной численности партий, то снижение, в принципе, возможно и даже нужно, причем, достаточно радикальное. Партии должны иметь определенное количество филиалов в ключевых регионах и не должны отстаивать интересы отдельных социальных, национальных, религиозных или иных групп. С остальным разберется электорат. Хочу напомнить, что конституционное большинство "Нур Отана" возникло как явление только в 2007 году, а до этого власть спокойно работала с парламентом, независимо от ...наличия большинства пропрезидентской партии. Работать было конечно сложнее, но эта работа была основана на качестве, а не на количестве", - резонно заметил эксперт.

Политолог обратил внимание также и на необходимость реформы Сената.

"Важный вопрос - это реформа Сената. Ситуация, при которой треть депутатского корпуса назначаема, а не избираема, плохо влияет на легитимность всей парламентской системы. К тому же, если посмотреть на руководство верхней палаты, то спикер, оба вице-спикера и два председателя комитета из шести - не избранные, а назначенные", - констатировал Ашимбаев.

По его мнению, единственным решением в этой ситуации может быть только сокращение числа президентских сенаторов и регулирование процедуры их выдвижения.

"В Конституции сказано, что назначаются они (сенаторы - прим. ред.) "с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества". Тогда лучше уже прописать, что это за интересы, кроме временного трудоустройства разных руководящих работников", - язвительно заметил эксперт.

В свою очередь, политический обозреватель Газиз Абишев был достаточно лаконичен.

"Идея о введении одномандатных округов, как уже много раз говорилось, довольно интересная. Однако, схема "50% одномандатники - 50% пропорционально" - вызывает некоторые сомнения, исчезает гомогенность состава депутатов. У одних будет мандат от конкретного избирательного округа, в котором победили именно они, у других - от политической партии, в национальный список которой они прошли, ...непонятно - за счет кого выиграл этот список", - мыслит вслух Абишев.


Политический обозреватель Газиз Абишев. Источник фото: baigenews.kz

По его мнению, можно было бы рассмотреть два альтернативных варианта.

"Либо весь Мажилис пересадить на одномандатные округа. Либо очистить Мажилис от назначенцев АНК и оставить пропорциональным, но Сенат перевести на прямые выборы в округах - по два человека от каждого региона", - озадачивает встречным предложением эксперт.

По поводу снижения порога по численности, Абишев высказался также недвусмысленно.

"Снизить барьер для партий было бы нелишним. Но надо будет прикрутить в направлении того, чтобы все понимали: никаких партий на религиозной, этнической или региональной основах", - резюмировал аналитик.

Напомним, что 21 ноября 2019 года в пресс-службе Центральной избирательной комиссии РК сообщили, что представители инициативной группы Искалиев, Абдикаликова и Дарибеков внесли на рассмотрение ЦИК пакет документов для регистрации инициативной группы и вопросы, предлагаемые ею на референдум.

Инициативные граждане предложили вынести на референдум вопрос изменения Конституции для введения системы выборов по одномандатным округам и одинаковому соотношению с пропорциональной системой, вторым пунктом в их предложении значится вопрос внесения изменения в закон "О политических партиях" для уменьшения численного порога государственной регистрации партии с сорока до одной тысячи человек.

Прошлые выборы в парламент были 20 марта 2016 года. По Конституции, следующие выборы должны пройти через пять лет, но не позже, чем за два месяца до истечения мандатов. То есть не позже 20 января 2021 года.

Наверх