Проанализировав все происшествия, Генпрокуратура установила ряд причин, негативно сказывающихся на безопасность полетов. Одна из причин — это неподготовленность пилотов к полетам.
«Мы подсчитали, что из-за ошибок пилотов в среднем в год происходили 15% происшествий, то есть от одного до трех происшествий. Чтобы предупредить такие случаи, в законодательстве предусмотрели требования о ежегодном обучении пилотов. После подтверждения профпригодности им выдается допуск к полетам на основании сертификатов летных учреждений. Однако на сегодня из 2,1 тыс пилотов только у 1,3 тыс имеется допуск к полетам», - проинформировал Аманов.
Далее - это использование судов, не прошедших оценку их техсостояния. На сегодня средний возраст 75% судов малой авиации составляет порядка 30 лет. При этом, возможно, сейчас используются более 280 судов, о реальном техническом состоянии которых мы не знаем», - заявил он.
Аманов привел в пример происшествие в Алматинской области, когда упал Ан-2, у которого отсутствовал сертификат летной годности, а в текущем году в ВКО упал дельтолет. И это сведения только о зарегистрированных судах, часть судов вовсе не регистрировалось и их состояние не проверялось. В целом суда, как заверил главный транспортный прокурор, не прошедшие должным образом оценку техсостояния падают ежегодно.
«Вторая причина - это укрытие авиасобытий. Как правило, об авиапроисшествиях сообщают эксплуатанты либо свидетели падений судов. Однако в отдельных случаях, если нет жертв, происшествия могут быть укрыты. В таких случаях эксплуатанты, не выясняя точные причины аварии, продолжают использовать суда. Последствия здесь очевидны - очередное происшествие, в лучшем случае без жертв», - продолжил он.
Предварительно, по его словам, такая ситуация была с судами Академии гражданской авиации. Оказалось, что до крушения ее самолета, когда погибли инструктор и курсант, академия скрыла одно происшествие с таким же типом судна.
Аманов рассказал про еще один случай, который предположительно был укрыт. Транспортная прокуратура установила его в рамках расследования уголовного дела в отношении руководителя «Казавиаспас» и «Казавиалесоохрана».
«Из материалов следует, что одной из привлеченных ими компаний эксплуатировалось технически неисправное судно. По этому факту материалы направлены в КГА для принятия соответствующих мер и проверки возможного участия судна в авиапроисшествиях», - отметил он.
Следовательно, как подытожил главный прокурор на транспорте, сегодня часть летающих в Казахстане пилотов не может подтвердить свой профессионализм.
«Не исключено и то, что они не знают, как себя вести при возникновении внештатной ситуации, в такой, к примеру, как в столкновении с птицами. Не прошли пилоты и указанный ежегодный медосмотр, известно, что ряд катастроф происходит из-за медицинской непригодности летчиков», - добавил он.
Отметим, что Казахстане рост авиационных происшествий наблюдается с 2013 года. К 2017 году их число выросло с 38 до 62. С 2007 по 2015 год среди стран СНГ Казахстан по количеству авиапроисшествий занимает третье и ниже места, уступая Украине Узбекистану, Кыргызстану и Азербайджану. Уже в 2016 году за Казахстаном закрепилось 2 место, а показатель смертности в авиапроисшествиях в 2017 году достиг пятилетнего максимума. Одной из принимаемых мер по наведению порядка в авиации стало предложение увеличить штраф за несанкционированные полеты.