Министр образования и науки РК разъяснил акмолинцам основные положения Послания Президента РК

15 Февраля 2017, 21:17
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
автора 15 Февраля 2017, 21:17
15 Февраля 2017, 21:17
3425
Фото: автора

В Кокшетау сегодня министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев выступил перед общественностью с разъяснением основных положений Послания Президента народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Выступление высокого гостя касалось, в частности, четвертого приоритета стратегического документа - «Улучшение качества человеческого капитала», передает корреспондент BNews.kz.

Министр выступил в ходе отчетной встречи акима Акмолинской области Сергея Кулагина перед населением об итогах СЭР региона и планах на 2017-й. Его выступление - об итогах в системе образования страны за прошлый год и планах на будущий.

«Первое - это обновление ЕНТ, его ждали родители и школьники, - начал спикер. - Все идет неплохо, в результате в 2016 году доступ к высшему образованию получили дополнительно 17 тысяч детей. Мы считаем, что в целом его, доступ, нужно облегчать. Много задают вопросов о ЕНТ. Беспокоиться надо, сейчас в онлайн-режиме каждый выпускник может его задать. Дополнительно мы напечатали 300 тысяч пробников, сейчас они в школах. Если будет нужно, еще столько же напечатаем. Мы стараемся облегчить работу детям. В этом году, спасибо Министерству финансов, количество грантов для бакалавриата увеличится на 5 тысяч - с 31 до 36 тыс., магистрантов - с 7 до 10 тысяч, PHD – практически вдвое, от 600 до 1100. Это существенный прирост вложений государства в высшее образование».

Все реформы, по словам Сагадиева, бессмысленны, если они не направлены на улучшение качества образования.

«Мы решили начать с общественного контроля за менеджментом, - отметил министр. - Во всех госвузах созданы наблюдательные советы из представителей бизнеса, общественности и т. д. Впервые в Казахстане ректора госвузов избираются, в прошлом году - 5, в первом полугодии э.г. эту процедуру пройдут еще 6 высших учебных заведений. В школе - внедрение обновленного содержания. Его смысл на функциональную грамотность - не только знать, но и уметь. Внедряем его с некоторым опозданием, но за 4 года должны полностью на него перейти. В прошлом году, вы знаете, 1 класс «зашел», в этом году - 1, 2, 5, 7. Обучение в прошлом году прошли 75 тыс. учителей прошли обучение, в этом году это сделает такое же количество педагогов. Параллельно идет переход на пятидневную учебную неделю».

Министр остановился на проблеме домашнего задания.

«Наши школьники на 4 месте в мире по объему заданий, который выполняется дома. Международный анализ показывает отсутствие прямой корреляции между объемом домашних заданий и успехами в образовании в нескольких странах, включая нашу. Над этим работали. Объем будет существенно сокращен, на выходные домашние задания не будет задаваться», - обрадовал спикер.

Еще один обсуждаемый вопрос - электронный дневник. Он, как объяснил выступающий, нужен, в первую очередь, чтобы избавить учителя от бумажной отчетности.

«У нас успехи здесь, я бы сказал, очень средние. Половина школ, учителей, учеников и 770 тысяч родителей уже используют этот электронный дневник. У нас в неделю 20 млн оценок выставляются в режиме онлайн. То есть мы можем перейти на «цифру» уже до конца этого учебного года. Есть хорошие темпы, но есть и ряд серьезных проблем. Первая - страх учителей перед проверяющими всех мастей. Сейчас самая первая задача - выпустить совместный приказ министерства финансов, образования и прокуратуры для учителей, чтобы приравнять в целях проверки электронный дневник к бумажному, и он должен быть обязательным для проверяющих всех мастей. Вторая проблема - не в каждой школе есть интернет. Решать ее нужно срочно», - высказался Ерлан Сагадиев.

Третья проблема - обеспечение компьютерами. Спикер призвал подключиться к ней также и акиматы.

«У нас электронный дневник и 50 тысяч видеоуроков на трех языках очень высокого качества, чтобы все это было доступно детям», - пояснил он.

Важная задача министерства - запретить заставлять учителя выполнять несвойственные ему функции, к примеру, собирать медицинские анализы, статистические данные, проводить подворовой обход. Закон это запрещает.

Еще одно заявление - министерство намерено разобраться с поборами в школах.

«Позиция министерства - помогать школе надо, это признак цивилизованного общества. Другое дело: мы должны четко разделить, что есть побор, а что - добровольная поддержка. Спонсорство — благородная и почетная миссия. Мы собираемся внедрить в каждой школе попечительский совет и перевести, с участием акиматов, маслихатов, под их контроль средства. На это у нас три месяца. Правительством поддержана наша инициатива поставить в каждой школе индивидуальный шкафчик, планируем начать в этом году с младших классов. В идеале это будет решать много проблем, в том числе и тяжесть рюкзаков. Но министерство финансов решило, что это нужно будет делать за счет средств акиматов. Поэтому мы очень сильно просим подключиться к этому вопросу», - обратился к главе акмолинского региона министр.

Последнее - владение казахским языком. Министр оценил ситуацию как неплохую. Самая главная проблема - уровень владения госязыком в русских школах.

«Окончив 11 классов, дети не могут говорить на казахском, - с сожалением констатировал Сагадиев. - Новая методика преподавания будет внедряться в пилотном режиме в будущем учебном году в 150 школах»..

«Мир движется очень быстро. Нашим детям нужно быть конкурентоспособными. Многое сделано за 25 лет. При этом мы постоянно анализируем позитивный и негативный опыт других стран. У нас в работу вовлечено очень много умных, инициативных, глубоких, преданных делу людей. Поэтому министерство образования будет стараться обсуждать и внедрять все новшества - с большой скоростью, но очень аккуратно, согласовывая с педагогической общественностью», - заверил Ерлан Сагадиев.

Сергей Кулагин, в свою очередь, сообщил, что в этом году акиматом принято решение о выделении 60 млн тенге для обучения детей госязыку некоренной национальности.

«Мы разделили школьников на 4 группы: 1-4 классы, 5-8, 9-11 классы. Условия отработаны, думаю, что эффект будет очень хороший. Прошу убедительно всех, кто имеет отношение к этому вопросу, отработать его как следует», - сказал аким.

По программе трехъязычного образования в области, по информации облуправления образования, долгое время работают и имеют положительный опыт две школы. Это Казахско-Турецкий лицей (с 1992 года, где пять предметов - физика, химия, биология, математика и информатика, они преподаются на английском языке. Здесь учатся «отборные» ребята после 6 класса, прошедшие конкурс.) и ШГ № 3 им.М.Габдуллина. На данный момент в ШГ № 3 им.М.Габдуллина ряд дисциплин с 6 по 11 классы преподаются на английском: к примеру, в 7 классах - математика и информатика, 8-х — математика, 9-х - химия и биология. Физика и химия на английском языке ведется в этой школе интегрированно (когда учителю-предметнику помогает преподаватель английского языка).

Кстати, в последней и побывал сегодня министр, посетив уроки информатики и физики на английском языке. Также Ерлан Сагадиев встретился с работниками образования региона.

Наверх