"Лучшее искоренение коррупции - это просто убрать человеческий фактор" - Багдат Мусин

4 Июня 2021, 15:12
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
profit.kz 4 Июня 2021, 15:12
4 Июня 2021, 15:12
2062
Фото: profit.kz
В Нур-Султане прошел республиканский форум предпринимателей по вопросам противодействия коррупции, передает корреспондент BaigeNews.kz. Организаторами выступили Антикоррупционная служба и Национальная палата предпринимателей "Атамекен". Одним из спикеров форума стал министр цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин. Он сообщил, как продвигается переход государственных услуг в онлайн-формат.
"Что подразумевает цифровизация? Конечно же, прозрачность, скорость и отсутствие человеческого фактора. Но владельцам бизнеса тоже важно понимать, что цифровизация - это не только со стороны государства, это, в первую очередь, нужно для бизнеса, чтобы оставаться конкурентоспособным и соответствовать новому формату. Бизнес понял раньше нас, что платформенные подходы - это будущее. Такие платформы как Alibaba, Amazon, Wildberries и другие показали нам, что такое цифровая трансформация в реале. И мы ему должны позиционировать, что государство тоже пойдет в сторону платформенных подходов, и это даст своего рода толчок к демонополизации госфункций. То есть даст возможность для коллаборативных процессов. Например, если портал Еgov до сегодняшнего дня, до прошлого года являлся единой точкой входа, то теперь мы сотрудничестве с банками, например с "Народным банком" сделали регистрацию индивидуального предпринимателя прямо в приложении Halyk bank. Это намного удобнее, чем заходить на портал электронного правительства. Регистрацию авто сделали вместе с Kaspi - за пять минут можно продать и купить автомобиль, не выходя из этого приложения. Но мы также будем распространять государственные услуги по другим платформам, наиболее востребованным, там, где человеку удобно", - рассказал Мусин.
По словам главы МЦРИАП, если раньше ведомство думало над тем, чтобы ЦОНы располагать в удобных местах, то сейчас чиновники от цифровизации работают над тем, какие услуги и на каких платформах удобнее расположить.
"Самое интересное то, что мы в государственных структурах должны изменить должны понимание цифровизации. Если сегодня подача заявления и выдача только лишь результата трактуется как онлайн-сервис, то на самом деле весь процесс сильно забюрократизирован. И, значит, надо ломать там стены. Сегодня 90 процентов госуслуг мы перевели в онлайн, отчитались, но на самом деле еще работы много. И мы в этом плане будем очень большое внимание обращать на реинжиниринг. Для этого мы создали центр цифровой трансформации. Он работает в трех направлениях: основные направления "G to G", то есть "государство к государству", где сервисы предоставляются между государственными органами, там тоже бюрократии хватает. "Государство к бизнесу" и "государство к клиентам", то есть к жителям страны", - объяснил министр.
Багдат Мусин рассказал, что до сих пор многие организации при приеме на работу требуют у граждан различные справки, что создают волокиту и столпотворение в ЦОНах - люди приходят за получением справок. В министерстве намерены полностью убрать необходимость этих документов.
"Оказывается, наши справки выдаются миллионы раз, за которыми приходят люди в центр обслуживания населения, в электронное правительство. Они в основном получают их для трех случаев: первый случай самый большой - это работодатели, бизнес-структуры требуют справки о несудимости, психо-, наркосправки, подтверждение адреса и так далее. Мы сейчас до конца года сделаем сервис, когда человеку не нужно будет вообще этих справок никуда носить. Работодатель введет ИИН, нажмет кнопку о том, чтобы запросить данные для трудоустройства, кликнет галочку, какую информацию он хочет запросить. Человеку придет SMS о том, готов ли он дать такому-то работодателю доступ к этим справкам, к данным в электронном формате. Если он ответит OK, то, соответственно, мы всю эту информацию работодателю спокойно выгрузим из баз данных. То есть вот это хождение между работодателями и ЦОНами прекратится", - сообщил глава ведомства.
Тот же самый механизм специалисты Министерства цифрового развития хотят применить и в работе банков второго уровня и различных структур, где есть финансовые транзакции, ипотеки, кредиты. В этой сфере намерены создать электронную платформу, где можно получить всю необходимую информацию о заемщике с его согласия. И клиенту банка не нужно будет вручную собирать документы для получения займа, перевода денег и так далее.
"Нам глава государства поставил задачу не просто 90 или 100 процентов госуслуг в электронный формат перевести, а поставил вопрос о том, зачем эти справки вообще нужны. Поэтому мы будем идти методом исключения государственных услуг. То есть человеку не должно быть заметно, что есть какая-то государственная услуга. Если он куда-то приходит и от него требуется какая-то информация, это просто будет подтверждение через SMS или через приложение. (...) В 2012 году мы ездили в Сингапур, сделали действительно неимоверное, чтобы можно было зарегистрировать в онлайне юридическое лицо за пять минут. На самом деле, мы понимаем, что после того как зарегистрировал ТОО, начинается настоящая полноценная жизнь предпринимателя. И нам важно не только оставаться и отчитываться, что регистрация ТОО сделана за пять минут. А в целом после этого начинается реальная жизнь: смена руководителя, смена учредителей, постановка в залог и так далее, это вся деятельность сейчас она в оффлайне. Она построена так, что надо идти к нотариусу, надо идти в ЦОН. Потому мы будем оцифровывать в центре реинжиниринга, и работа уже начата", - рассказал Багдат Мусин.
По его словам, МЦРИАП удалось договориться с Министерством финансов о том, чтобы упростить ликвидацию ТОО. Сегодня зарегистрировать юридическое лицо легко, а закрыть его сложно. Мусин пообещал, что этот вопрос будет решен в ближайшее время. И добавил, что лучшая профилактика коррупции - это исключение человеческого фактора в предоставлении госуслуг.



На форуме выступал и председатель президиума НПП "Атамекен" Тимур Кулибаев. Он сообщил, что сегодня в Казахстане порядка 20 организаций предоставляют бизнесу более 570 госуслуг и мер господдержки. Однако они разрознены, и нет общей системной кооперации, считает он. По его словам, самые востребованные услуги будут оптимизированы.

Председатель Агентства по противодействию коррупции Марат Ахметжанов отметил, что защита бизнеса является из приоритетных направлений работы Антикора. Он указал, что работа ведомства будет ориентирована на потребности "клиентов" - это общество, бизнес и госорганы.


"По закону на нас возложено три основные функции. Исходя из этого меняем свою структуру. Из многочисленных департаментов создаем основные три службы - превенция, выявление и расследование. Мы должны обеспечить качественное взаимодействие этих трех блоков, но во главе угла - превенция. Будем ужесточать спрос с тех, кто не принимает должных мер по искоренению коррупции. Итоги прошлого года показывают, что 90 процентов коррупционных рисков выявляется нашим внешним анализом", - сказал глава Антикора.

Наверх