С акиматом Нур-Султана судятся из-за платных парковок
Часть предпринимателей уже давно выступает против того, чтобы близ бизнес-объектов были платные парковки, так как, по их словам, это вредит их бизнесу. Ситуация с платными парковками уже привела к первому судебному иску.
По мнению директора городской палаты Бейсена Жолболдиева, здесь есть признаки лоббирования со стороны акимата интересов частной компании.
"Недобросовестная конкуренция возможна, но для этого мы должны посмотреть в корень, откуда это всё изначально идёт. Мы всю документацию по сегодняшний день не можем получить. Предприниматели уже подали в суд", - сказал он в кулуарах.
Юрист Ассоциации управляющих компаний Qaz Property Максат Копабаев уточнил, что на сегодня с иском в суд обратилось руководство бизнес-центра "Санкт-Петербург".
"Эти парковочные места определены постановлением акима Нур-Султана. Там идёт конкретный перечень (объектов - авт.). Бизнес-центр "Санкт-Петербург" подал в суд на акимат о том, чтобы из постановления исключили строчку, где указан их бизнес-центр (чтобы на их территории не работало "Парковочное пространство Астаны" - авт.). Пока была предварительная беседа. 2 августа будет первое заседание. Торговый дом "Алматы" тоже собирается подавать иск. Идут переговоры, чтобы объединить эти два иска. Есть нюансы, что подавать может только собственник. А собственники (многие - авт.) за границей", - сказал он.
На совещании присутствовали представители акимата и ТОО "Парковочное пространство Астаны". По словам главы ТОО Чингиза Досыбаева, платные парковки - это мировая практика. С середины XX века этот механизм используется для управления транспортными потоками.
"Во всём мире это присутствует. В части организации платных парковочных мест на территориях, граничащих с бизнес-центрами, в нашем понимании, идёт противоречие. Бизнес-центры закрывают шлагбаумом территорию своих парковок, делают там спецсписки, делают разрешения только для привилегированных гостей, что порождает транспортный коллапс. То есть большинство этих бизнес-центров консолидированы в точках притяжения. И когда человек не может туда подъехать, образуется пробка. К примеру, бизнес-центр Emerald Tower. Они уже давно поставили шлагбаум на государственной земле и взимают плату по 150 тенге. Мы же хотим сделать общие одинаковые условия для всех жителей города", - сказал Чингиз Досыбаев на совещании.
Аналогичная ситуация, по его словам, и в других бизнес-центрах.
"Мы же предлагаем эти шлагбаумы демонтировать и там поставить современные платные парковки, которые работают по всему городу", - сказал Чингиз Досыбаев.
Заместитель руководителя столичного Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Ержан Диханбаев не смог ответить на все возмущения представителей бизнеса, так как некоторые из них возникли, "когда он ещё не работал в акимате". Но пообещал, что проблему решат до конца лета.
"С учётом поступающих жалоб нами проводится работа по пересмотру некоторых мест на правом берегу", - сказал Ержан Диханбаев.
Однако предприниматели в это верят с трудом.
"Они так отвечают с ноября. Семь месяцев прошло, и результатов нет. А что решать к концу лета? Там 535 парковок. Полтора месяца смотреть на 500 строчек? В то время как можно буквально за две-три недели (решить - Авт.). У них (у акимата - Авт.) есть анализ - где нужно убрать, где просят оставить. Работа трёх-четырёх дней", - говорит Максат Копабаев.
"Когда видишь платную парковку возле магазина, думаешь, лучше в другом месте остановлюсь, это уже ущерб бизнесу. Правый берег – парковочные места пустуют вообще. А зачем надо туда ставить автомат, если оно пустует постоянно?" - сказал Бейсен Жолболдиев.
Бейсен Жолболдиев отмечает, что варианты оплаты за парковку должны быть дополнены.
"Я несколько раз не мог оплатить ваши автоматы, даже QR-код не читает иногда. Не у всех есть смартфоны, некоторые пожилые люди используют кнопочные телефоны до сих пор. Вы там карточную систему не сделали. То есть делайте до конца, если делаете. Вы получаете 95 процентов дохода, при этом акимат полностью обслуживает эти места, очищает снег, асфальтирует. Вы должны сами свои парковочные места в порядок приводить", - сказал Бейсен Жолболдиев.
Ситуацию с платными парковками в начале июля комментировал глава города Алтай Кульгинов. Он пообещал учитывать все жалобы и убрать неположенные платные парковки.
В мае 2022 года Казахстанский центр государственно-частного партнерства предложил передать платные парковки в собственность акимата Нур-Султана. В работе ТОО "Парковочное пространство Астаны" центр выявил ряд нарушений. Например, оценка 2020 года показала, что ТОО нарушило условия договора по срокам создания объекта на 17 месяцев. Кроме того, в документах не указали количественный показатель потока личного автотранспорта, въезжающего в пределы зон платных парковок. Также при проверке выяснилось, что "Парковочное пространство Астаны" без правового сопровождения устанавливает паркоматы. От их реализации поступают деньги, в том числе государственному партнеру.
В действиях частного и государственного партнёров усмотрели признаки нарушения норм Предпринимательского кодекса РК и закона "О ГЧП".