8 Мая 2022, 10:00
Фото: akorda.kz
Политические реформы Казахстану нужны, как никогда - эксперт
Директор Института истории государства Еркин Абиль считает, что перераспределить полномочия в структуре власти в Казахстане нужно было давно, передаёт корреспондент BaigeNews.kz. И назначенный на 5 июня 2022 года референдум по вопросам внесения поправок в Конституцию - цивилизованный и демократичный способ эти реформы закрепить законодательно.
Политолог уверен, что обращение к такой системе волеизъявления, как референдум, во многом оправдано. Образно говоря, по словам спикера, это перезаключение общественного договора между народом и властью.
Главная задача, по его мнению, отработать сам механизм проведения референдума, чтобы исключить любые сомнения в законности, прозрачности, свободе волеизъявления.
"Я, например, уже предвижу, что будет много критиков как внутри страны, так и вне. Обязательно будут искать какие-нибудь процедурные нарушения. Потому что референдум провести всегда сложнее, чем обычные выборы. Мы выносим на голосование поправки в 33 статьи Конституции. И очень важно сейчас, чтобы проект был максимально согласованный, максимально одобренный большинством населения. Чтобы противники одной какой-то поправки не могли блокировать весь пакет реформ в целом. Очень важно объяснить значение каждой реформы. Не просто говорить о том, что мы перераспределили полномочия между сенатом и мажилисом, но и объяснить людям, почему это важно. Говорить, почему не сенат должен ставить последнюю точку в принятии закона, а именно мажилис. Потому что мажилис — это орган, который напрямую избирается населением, в отличие от сената. И таким образом реализуется норма, что именно представители народа принимают законы. Эти нюансы нужно объяснить населению", — считает спикер.
Еркин Абиль подчёркивает, что нужно дать возможность высказаться и противникам изменения Конституции.
Он считает, что политические реформы и перераспределение полномочий во властной структуре, которые предлагает президент Токаев, нужно было произвести раньше.
"У нас проблемы, связанные с чрезмерной централизацией политической власти, начали проявляться где-то в 2011-2012 годах. И особенно ярко в 2014 году после экономического кризиса. В своё время эта централизация власти помогла нашей стране выйти из экономического кризиса, обеспечила экономический рост. Мы избежали гражданских столкновений, которые пережили ряд постсоветских стран. Но после 2010 года чрезмерная централизация начала тормозить дальнейшее экономическое развитие. И разговоры о том, что необходимо политическую систему менять, начали появляться примерно в 2013-2014 году", — вспоминает Еркин Абиль.
Политолог считает, если своевременно начался процесс децентрализации структур власти, возможно, январских событий не было бы.
Референдум по вопросу принятия поправок в Конституцию Казахстана назначен на 5 июня 2022 года. Изменения затронут треть статей Конституции и, как отметил президент РК, они имеют для нашей страны судьбоносное значение. О том, как будет проходить референдум, рассказали в ЦИК. С полным текстом проекта поправок в Конституцию можно ознакомиться здесь.
"Референдум — это институт прямого народовластия. Он у нас нечасто применялся, но по наиболее важным вопросам такая традиция достаточно широко распространена. Некоторые страны, такие как Швейцария, например, практически по каждому поводу проводят референдум. Поэтому, если будут возникать какие-то серьёзные вопросы, затрагивающие интересы всего народа, то проведение референдума оправдано. Вопрос, который сейчас выносится, он действительно очень важный. Потому что несёт за собой изменение политической системы страны", — говорит Еркин Абиль.
Политолог уверен, что обращение к такой системе волеизъявления, как референдум, во многом оправдано. Образно говоря, по словам спикера, это перезаключение общественного договора между народом и властью.
"У нас по Конституции единственным источником власти является народ. Но понятно, что по каждому вопросу народ через референдум голосовать не может, поэтому мы всегда делегируем какую-то часть полномочий государству. Сейчас речь идёт о том, чтобы эти правила немного изменить. Увеличиваются полномочия парламента, урезаются полномочия президента, вводится конституционный суд — очень важный орган, к которому граждане могут обращаться. В принципе, серьёзная перестановка сил происходит. И дать согласие на перемены либо нет должен только народ", — говорит директор института.
Главная задача, по его мнению, отработать сам механизм проведения референдума, чтобы исключить любые сомнения в законности, прозрачности, свободе волеизъявления.
"Я, например, уже предвижу, что будет много критиков как внутри страны, так и вне. Обязательно будут искать какие-нибудь процедурные нарушения. Потому что референдум провести всегда сложнее, чем обычные выборы. Мы выносим на голосование поправки в 33 статьи Конституции. И очень важно сейчас, чтобы проект был максимально согласованный, максимально одобренный большинством населения. Чтобы противники одной какой-то поправки не могли блокировать весь пакет реформ в целом. Очень важно объяснить значение каждой реформы. Не просто говорить о том, что мы перераспределили полномочия между сенатом и мажилисом, но и объяснить людям, почему это важно. Говорить, почему не сенат должен ставить последнюю точку в принятии закона, а именно мажилис. Потому что мажилис — это орган, который напрямую избирается населением, в отличие от сената. И таким образом реализуется норма, что именно представители народа принимают законы. Эти нюансы нужно объяснить населению", — считает спикер.
Еркин Абиль подчёркивает, что нужно дать возможность высказаться и противникам изменения Конституции.
"Возможно какие-то политические силы будут, которые скажут, что нам не нужен референдум. Они тоже должны быть услышаны и обязательно их точка зрения должна быть донесена до людей. И тогда никто не будет говорить, что референдум у нас незаконный, нужно эти разговоры максимально исключить. Есть определённые международные нормы проведения референдумов, есть закон Казахстана о референдуме. И я думаю, это событие будет соответствовать всем нормам, чтобы никто не мог нас упрекнуть", — говорит Еркин Абиль.
Он считает, что политические реформы и перераспределение полномочий во властной структуре, которые предлагает президент Токаев, нужно было произвести раньше.
"У нас проблемы, связанные с чрезмерной централизацией политической власти, начали проявляться где-то в 2011-2012 годах. И особенно ярко в 2014 году после экономического кризиса. В своё время эта централизация власти помогла нашей стране выйти из экономического кризиса, обеспечила экономический рост. Мы избежали гражданских столкновений, которые пережили ряд постсоветских стран. Но после 2010 года чрезмерная централизация начала тормозить дальнейшее экономическое развитие. И разговоры о том, что необходимо политическую систему менять, начали появляться примерно в 2013-2014 году", — вспоминает Еркин Абиль.
Политолог считает, если своевременно начался процесс децентрализации структур власти, возможно, январских событий не было бы.
"Политические реформы нужны, как никогда. Потому что при существующей системе экономика дальше развиваться не может. Она достигла всех возможных пределов. Понятно, что экономические проблемы за собой тянут и социальные. И там, где пострадала больше всего экономика, и случился взрыв: в энергетической и нефтяной отраслях, в аграрном секторе, что повлекло за собой усиление недовольства среди социально-необеспеченных слоев населения в крупных городах и урбанизированной молодежи, приехавшей из сельской местности. Поэтому без реформ проблемы однозначно не решить", — заключил спикер.
Референдум по вопросу принятия поправок в Конституцию Казахстана назначен на 5 июня 2022 года. Изменения затронут треть статей Конституции и, как отметил президент РК, они имеют для нашей страны судьбоносное значение. О том, как будет проходить референдум, рассказали в ЦИК. С полным текстом проекта поправок в Конституцию можно ознакомиться здесь.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!