18 Января 2021, 15:26 Фото: astanapark.kz

Битва за парковки в столице: убыточный бизнес или лакомый кусок?

В 2020 году жители столицы стали свидетелями противостояния городского акимата с ТОО "Парковочное пространство Астаны" ("ППА"). Оба субъекта ГЧП обвиняют друг друга в нарушении условий договора. По заявлению акимата, платные парковки (везде, кроме бульвара Нуржол) незаконны и все это время астанчане платили за них зря. И пока идет разбирательство в суде, у автолюбителей есть слабая надежда, что деньги за "незаконные" парковки и штрафы им вернут обратно. Во всей этой истории непонятным остается главный вопрос: как "незаконные" парковки могли работать довольно продолжительное время и почему акимат раньше не заявил об этом? Так ли нелегальны они были, какие цели преследует акимат и что не договаривает "ППА", попытался выяснить корреспондент BaigeNews.kz.

Четыре года назад ТОО "Парковочное пространство Астаны" присмотрело эту довольно таки прибыльную нишу для бизнеса – платные парковки с минимумом затрат должны были приносить ежедневный доход, как говорится, на ровном месте. Для запуска проекта ТОО "ППА" заключает договор с ТОО "Astana LRT", чтобы быть ближе к акимату, а позже и вовсе избавляется от неудобного посредника, инициировав проект ГЧП. Но спустя некоторое время акимат спускает проект на тормоза, а в 2020 году подает в суд, где настаивает, что вся эта история с платными парковками – самодеятельность компании. Почему же управление транспорта настаивает на том, чтобы суд расторг договор о ГЧП и позволил демонтировать паркоматы в 44 парковочных зонах. Попробуем разобраться.

Версия акимата


По версии акимата, госорган не выдавал разрешения на установку паркоматов компании ТОО "Парковочное пространство Астаны", за исключением парковок на бульваре Нуржол. А все остальные платные парковки нелегальны.

Деньги за якобы незаконные парковочные места оседали на счетах компании и в бюджет не поступали. Соответствующее заявление исполняющего обязанности руководителя отдела управления транспорта Марата Есеркепова было опубликовано на сайте акимата 5 ноября 2020 года.

"Сообщаем, что паркоматы организации "Парковочное пространство Астаны" не должны работать. Официального разрешения они не получали. Горожанам не нужно платить за данные места, за исключением бульвара Нуржол. Так как разрешение на работу паркоматов получено не было, средства в городской бюджет не начислялись, а по фактам, когда люди платили за самовольно установленные товариществом паркоматы, деньги перечислялись самому товариществу", – пояснил Марат Есеркепов.

Позже в ответе на официальный запрос BaigeNews.kz чиновники еще раз подтвердили эту информацию.

"Полученные средства направлялись частному партнеру. В городской бюджет средства не перечислялись", – говорится в ответе.

За "незаконную" установку паркоматов акимат не только подал на компанию в суд, но и направил в департамент госдоходов письмо для принятия мер. После чиновники намерены разработать механизм возврата горожанам денег за "нелегальные" парковки.

"Все, что незаконно, будет восстановлено. Согласно договору ГЧП, было прописано, где конкретно должны стоять (паркоматы – прим. авт.). Но некоторые моменты не были согласованы, и без разрешения акимата они начали взимать деньги. Был выдан ряд уведомлений управлением транспорта, которые не привели к успеху, поэтому управление подало в суд. Будем разбираться", – ответил аким города Алтай Кульгинов в ходе брифинга 9 декабря.

Выступая публично, градоначальник несколько раз повторил, что основанием для проверок послужили жалобы горожан и именно реакция контролирующих органов на эти жалобы выявила "незаконные" паркоматы.

Пока точную сумму "нелегально" собранных с населения денег в акимате назвать затрудняются.

Мы поинтересовались, кому же власти города намерены передать парковочные места после расторжения договора с ТОО "Парковочное пространство Астаны". На что в акимате заявили: вопрос о дальнейшем расширении сети платных парковок на сегодняшний день не рассматривается.

Тем временем частный партнер - ТОО "Парковочное пространство Астаны" готовится запустить оставшиеся 5 тысяч парковочных мест в районах Есиль, Сарыарка, Алматы, Байконыр и выйти на полную мощность.

Версия ТОО "Парковочное пространство Астаны"

За несколько часов до брифинга Алтая Кульгинова 9 декабря компания разослала в СМИ пресс-релиз о том, что платные парковки пополнили бюджет города более чем на 140 миллионов тенге.

В эту сумму входят обязательные платежи и налоги в бюджет (5 миллионов тенге), 5 процентов от прибыли по договору ГЧП (3 миллиона тенге), а также штрафы за неуплату за парковки (133 миллиона тенге).

ТОО отчисляет налоги в управление госдоходов по Сарыаркинскому району Нур-Султана согласно договору ГПЧ №1 от 7 ноября 2018 года. Платежные поручения компании можно посмотреть здесь.

Узнав из публикации на сайте акимата о том, что новых платных парковок в городе больше не будет, ТОО направило запрос в пресс-службу Алтая Кульгинова. Но, как сообщили в компании, это письмо проигнорировали.

В запросе говорится, что ТОО приложило платежные поручения, подтверждающие факт перечисления денег в городской бюджет согласно договору. Но куда ушли эти деньги – неизвестно. Акимат решил не отвечать на этот вопрос.




"С марта 2019 года государственный партнер безосновательно не принимает акты ввода в эксплуатацию парковочных зон. В связи с этим в августе 2020 года ТОО "ППА" подало иск в суд о неисполнении договорных обязательств государственным партнером. Однако вместо исполнения своих договорных обязательств в ноябре 2020 года госпартнер подал иск о расторжении договора ГЧП, что привело к серии дальнейших судебных разбирательств, которые продолжаются по сегодняшний день. Со своей стороны отмечаем, что, независимо от систематически создаваемых госпартнером препятствий, ТОО "ППА" выполнило свои договорные обязательства в полном объеме", – утверждает директор юридического департамента ТОО "Парковочное пространство Астаны" Саят Кукебаев.

20 октября 2020 года специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана отказал компании в иске признать незаконными действия акимата.

С чего все началось и при чем здесь "Astana LRT"


История с платными парковками в Астане началась в 2016 году. Сразу после алматинского опыта в столице занялись инвентаризацией парковочного пространства. Проект планировали отдать оскандалившемуся впоследствии ТОО "Astana LRT", ныне City Transportation System (CTS).

Тогда глава компании Талгат Ардан (объявлен в международный розыск за хищение при строительстве ЛРТ) раскрыл СМИ стоимость проекта – 12 миллионов евро - и добавил, что это частные инвестиции из Москвы. В сумму вошло обустройство 9 тысяч парковочных мест. Первые паркоматы появились на бульваре Нуржол. В августе 2017 года руководство "Astana LRT" мелькало в статьях о платных парковках, обрисовывая планы на будущее.

Между тем, еще в январе 2017 года исполняющий обязанности акима Астаны Сергей Хорошун подписал заключение о необходимости реализации проекта ГЧП, где инициатором проекта выступило ранее неизвестное ТОО "Парковочное пространство Астаны".

Здесь возникает логичный вопрос, каким образом парковки, которыми заведовала "Astana LRT", оказались у "Парковочного пространства"?

Главой ТОО "Парковочное пространство Астаны" значится 31-летний Досыбаев Чингиз Байгелович. Возможно, его отцом является 60-летний Байгел Досыбаев. В открытых источниках он представлен как главный эксперт организационно-территориальной работы Администрации Президента. Помимо ТОО "ППА", Досыбаев Чингиз Байгелович руководит еще несколькими компаниями. Из всего списка компаний в глаза бросилось ТОО "Astra Plat" – это название проекта электронной оплаты проезда знакомо астанчанам по автобусным карточкам Astra Card. Электронную оплату начали внедрять в том самом 2016 году, когда появилась идея и с платными парковками. Уполномоченным органом по реализации проекта "Astra Plat" было ТОО "Астана LRT" – дочерняя компания акимата Астаны, которой руководил ныне разыскиваемый Талгат Ардан. К слову, ТОО "Astra Plat" существует с 2010 года и с тех пор не платит налоги.

Как пояснили нам в ТОО "Парковочное пространство Астаны", связь с ТОО "Astana LRT" у них действительно была еще с 2016 года, но паркоматы изначально принадлежали "ППА". В 2017 году была достигнута договоренность, что деньги с парковок будут делиться между двумя компаниями, но в итоге вся прибыль якобы оседала в "дочке" акимата.


"С 2016 года мы начали инвестировать, покупать оборудование. С 2017 года – ставить паркоматы, знаки и разметки. В конце 2017 года мы заключили договор с "Astana LRT" о запуске пилотной зоны (бульвар Нуржол) с января 2018 года. Мы не могли запустить ее сами, потому что "Astana LRT" является бюджетной компанией, она может взимать деньги у пользователей, а мы как частная компания без договорных отношений взимать не можем. Тогда мы не могли напрямую работать с пилотным проектом. У нас было соглашение, что они взимают определенную сумму, а часть денег направляют нам. В реальности получилось так, что все деньги "засели" в "Astana LRT", так как плановые показатели в пилотной зоне не были достигнуты", – попытался пояснить финансовый директор ТОО "ППА" Жалгас Аширбеков.

Редакция направила запрос в City Transportation System, где, после долгого нашего ожидания, наконец подтвердили, что не вкладывали денег в проект, однако выручили с него 6,7 миллиона тенге. А инвестором, который, по словам Талгата Ардана, готов был вложить 12 миллионов евро, оказалось то самое ТОО "ППА".


"В конце 2016 года вдоль бульвара Нуржол были установлены 12 паркоматов. Реализация пилотного проекта осуществлялась за счет частных инвестиций, и обязательства по закупу и установке оборудования возлагались на частного партнера – TOO "Парковочное пространство Астаны". В 2016 и 2017 годах проводились тестовые и пуско-наладочные работы. Соответственно, взимание платы за парковку вдоль бульвара Нуржол в этот период не осуществлялось. Официально пилотный проект платных парковок на бульваре Нуржол был запущен в январе 2018 года. В тоже время, согласно условиям договора о совместной деятельности, "Astana LRT" получало лишь 30 процентов от общего дохода. Соответственно, остальная часть поступала на счет TOO "Парковочное пространство Астаны". За период участия в данном проекте "Astana LRT" поступили денежные средства в размере 6,7 миллиона тенге, которые были направлены на оформление правоустанавливающих документов и оплату аренды земельных участков у местного исполнительного органа", – рассказали в CTS.

В CTS также подтвердили, что парковки "кормили" не только "Astana LRT", но и бюджет города, куда поступали штрафы за несоблюдение правил парковки. О сумме и количестве выписанных административных предписаниях CTS неизвестно.

В ноябре 2018 года ТОО "Парковочное пространство Астаны" избавляется от "прокладки" в лице "Astana LRT" и становится частным партнером, заключив с акиматом Астаны договор государственно-частного партнерства на 20 лет.

По договору компания реализует проект за свой счет, а в бюджет от платных парковок отчисляет три платежа:

1) 5 процентов от прибыли (с декабря 2022 года – 25 процентов);

2) штрафы за уклонение от оплаты парковок;

3) другие обязательные платежи в бюджет.

Стороны договорились, что мощность объекта ГЧП составит 10 тысяч парковочных мест, которые запустят поэтапно до мая 2019 года.



Партнеры ГЧП утвердили список с адресами 536 платных парковок (это около 5 тысяч машиномест) за подписью тогда еще руководителя управления транспорта Асхата Карагойшина. Полный список адресов можно найти здесь.


Таким образом, до мая 2019 года акимат обязался выделить земельные участки еще под 5 тысяч машиномест. Однако этого не произошло, и именно поэтому в 2020 году ТОО "Парковочное пространство Астаны" подало в суд на госпартнера.

Что еще удалось выяснить


По состоянию на декабрь 2020 года у ТОО "ППА" имеется восьмимиллионная задолженность в бюджет, в которой основную долю составляет НДС за нерезидента.



В течение трех лет налоговые поступления компании пошли на спад: с 35 миллионов тенге в 2018 году до 5 миллионов тенге – в 2020-м.

По информации компании, в парковки было вложено 1,8 миллиарда тенге собственных и заемных средств. Полный расклад по затратам ТОО "ППА" решило не афишировать, а значит, мы не узнаем, во сколько обошлось обустройство одного паркоместа, включая паркоматы, разметку, знаки, систему фиксации нарушений и иные IT-решения, а также не узнаем, насколько завышена фактическая сумма затраченных средств. Зато объем прибыли компания решила не скрывать – это всего 68 миллионов тенге, то есть в 26 раз меньше инвестированных денег. Если судить по данным, предоставленным самой компанией, то получается, что содержание парковок – дело убыточное.



В феврале 2020 года ТОО "Парковочное пространство Астаны" обратилось в спецсуд по экономическим делам Нур-Султана с заявлением о признании себя банкротом с применением процедуры реабилитации. Однако суд заявление отклонил.


Подобная попытка у компании была еще в конце прошлого года. Тогда в деле фигурировало AO "Jýsan Bank", где, возможно, ТОО и брало заем на реализацию проекта ГЧП.

"4 декабря 2019 года компания обратилась в СМЭС Нур-Султана с заявлением о применении в отношении нее процедуры реабилитации. Ввиду того, что были затронуты интересы Jýsan Bank, банк также принял участие в рассмотрении данного гражданского дела. Вместе с тем, в соответствии со статьей 50 Закона РК "О банках и банковской деятельности", регламентирующей банковскую тайну, мы не вправе разглашать сведения относительно взаимоотношений с компанией", – прокомментировал пресс-секретарь "Jýsan Bank" Сергей Чикин.

Интересно, что в суде представитель ТОО "Парковочное пространство Астаны" решил отозвать заявление о реабилитации и ходатайствовал об оставлении заявления без рассмотрения.

Сколько денег ежегодно приносят парковки, можно узнать из отчетов компании. На своем официальном ресурсе ТОО "Парковочное пространство Астаны" открыто публикует информацию о ежемесячных поступлениях.

Так, за восемь месяцев 2020 года, доступных нам из отчетов, видно, что на банковский счет компании поступило около 27 миллионов тенге, а на счет акимата – 1,4 миллиона тенге. При этом в казну было перечислено свыше 80 миллионов тенге штрафов за неоплаченную парковку. Сравнивая цифры, складывается ощущение, что компания стала лишь еще одним инструментом для административных взысканий. Но так ли это на самом деле и насколько можно верить подобным отчетам о прибыли?

Тем временем в управлении транспорта продолжают настаивать, что деньги в казну шли лишь с парковок бульвара Нуржол. По данным акимата, в 2018 году поступления составили 508 392 тенге, в 2019 году – 1 483 913 тенге, а в 2020 году – 575 000 тенге.

Так кто же лукавит: акимат, когда говорит, что платежи в бюджет с остальных парковочных зон не поступали, или компания, открыто публикующая отчеты о движении средств?

Пока готовился материал, в соцсетях обнаружили интересный документ – письмо из прокуратуры Нур-Султана, за подлинность которого редакция не отвечает. Но ознакомиться с документом все же стоит.

В документе, адресованном столичному акиму, надзорный орган намекает, что дальнейшая реализация проекта ГЧП в период пандемии и кризиса ляжет бременем на плечи горожан, за что и "зацепились" пользователи соцсетей, требуя убрать платные парковки.



Но в глаза бросается и другая информация: о том, что частный партнер без постановления акимата установил паркоматы, при этом исправно отчисляя деньги не только себе, но и своему госпартнеру. Значит, по этой версии, акимат получал миллионы незаконно и молчал об этом до ноября 2020 года!

И еще один интересный момент. Письмо датировано 25 августа, компания же вышла в половину своей мощности в июле, установив свыше 3 тысяч платных парковочных мест, и, видимо, тем самым привлекла к себе внимание. В сентябре ТОО взимало плату уже с 4 800 машиномест, о чем можно судить по ежегодным отчетам. Но громкое заявление акимата перекрыло денежный поток.

Сейчас между партнерами ГЧП идут судебные разбирательства, по итогам которых, возможно, станет ясно, что происходит на самом деле и чьи интересы здесь могут быть затронуты.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!