Адвокат Гани Садибекова считает, что следствие "купило" свидетеля
Свидетель ранее заявила, что Джаксалиев знал о фиктивных документах.
Бывший заместитель директора департамента управления отходами министерства энергетики Бизара Досмакова в ходе досудебного расследования фигурировала в уголовном деле в качестве подозреваемой, однако в её отношении дело было прекращено в связи с раскаянием.
На прошлом судебном заседании Досмакова дала показания в суде. С ее слов, экс-замминистра энергетики Бакытжан Джаксалиев знал, что акты выполненных работ по очистке озер в Щучинско-Боровской зоне были подписаны без наличия положительного заключения государственной экспертизы.
На сегодняшнем судебном заседании адвокаты подсудимых обратили внимание на то, что прежде чем прекратить дело, в отношении подозреваемой должны были быть соблюдены следующие требования: явка с повинной, чистосердечное раскаяние, содействие следствию и заглаживание вины. Адвокаты спросили у свидетеля, на какую сумму она нанесла ущерб своими действиями и какую сумму погасила, чтобы дело в отношении нее было прекращено. Однако точного ответа на этот вопрос не прозвучало.
Юрист считает, что Досмакова была зависима от органов следствия, поэтому сейчас она дает показания о событиях, которые ей не могли быть известны."Прекращение в связи с деятельным раскаянием по коррупционному делу полностью исключено органом следствия. До того, как эту норму ввели в закон, орган следствия в отношении свидетеля эту норму применил, запрета не было. Но применении этой нормы, на мой взгляд, не связано с тем, что они хотели проявить гуманность или доброе отношение. Вовсе нет. Считаю, что свидетель дала изобличающие показания в отношении всех сидящих на скамье подсудимых, с этой целью и было прекращено в отношение нее дело", - сказала Альмира Шайхина.
Однако сторона обвинения не согласна с предположениями адвоката."Она мать двоих детей, один из которых инвалид. Естественно, было страшно находиться в статусе подозреваемой. Таким образом (следствие - ред.), можно сказать, ее купило и вынудило давать такие показания, которые нужны следствию. Я не могу сказать, что они ложные, просто они об обстоятельствах, которые ей неизвестны и не могли быть известны изначально. И, как она сегодня говорит, что она не сама видела, это предположения", - заявила Шайхина.
"Как может сторона обвинения купить? Это что за разговор? Свидетель был допрошен в суде, какие могут быть вопросы? Сделки не было, в ходе досудебного расследования было прекращено в связи с раскаянием и содействием. По ущербу здесь вопрос не должен стоять, потому что дело изначально было возбуждено по статье 361 часть 4 пункт 3. Это злоупотребление должностных полномочий. По хищению ей не вменялось. Дело было прекращено в связи с раскаянием и добровольным желанием сотрудничать с органами уголовного преследования", - подчеркнула старший помощник генерального прокурора Сауле Садыкова.
В Нур-Султане продолжается суд по делу двух вице-министров энергетики Гани Садибекова и Бакытжана Джаксалиева, которых задержали в 2018 году по делу о хищении средств, выделенных на очистку озера Карасу в 2015-2017 годах. Садибекова подозревают в хищении бюджетных денег в сумме один миллиард тенге, Джаксалиева – в причинении государству ущерба на сумму около 740 миллионов тенге.
Потерпевшей стороной по делу признано министерство энергетики.
Журналисты поинтересовались, будут ли бывшие министры энергетики Владимир Школьник и Канат Бозумбаев давать показания на суде. Адвокат Альмира Шайхина, представляющая интересы Гани Садибекова, сообщила, что в списке свидетелей обвинения бывших министров нет, но они были допрошены ранее в ходе расследования.
28 ноября 2019 года Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции". Теперь политические государственные служащие, а это министры и их заместители, акимы и заместители акимов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент, акимы райoнов обязаны подавать в отставку в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления.