Смерть учителя на тестировании в Алматы прокомментировали в МОН РК
По словам Кариновой, у скончавшегося учителя было хроническое заболевание, он состоял на учёте по болезни сердца.
"Представители сферы образования навестили родных, которые поделились, что наш коллега плохо чувствовал себя в последнее время, и утром в день сдачи тестирования у него было плохое самочувствие. Родные советовали остаться дома…
Хочу напомнить, что в случае плохого самочувствия педагоги могут не явиться или перенести дату тестирования. Такая возможность предусмотрена", — рассказала вице-министр.
Она отметила, что учитель впервые приступил к педагогической работе с 1 сентября 2020 года.
"Поэтому как начинающий учитель работал без категории, у него не было необходимости проходить аттестацию. По нашей информации, учитель зарекомендовал себя как грамотный и талантливый педагог. По словам родных, он был уверен в своих знаниях. И поэтому записался на НКТ досрочно.
На фоне такой печальной новости в соцсетях активно распространяются фейки о якобы нескольких случаях суицида среди педагогов. Это ложная информация", — написала представитель МОН РК.
Она также добавила, что аттестация для подтверждения квалификации педагога действует уже давно. Также, как и в других странах, процедура её проведения менялась, исходя из запросов времени.
"Педагогу, который ежегодно совершенствует свои знания, не составит труда раз в пять лет подтверждать свою квалификацию. Тем более в случае, если педагог не проходит аттестацию, он продолжает работать. Аттестация влияет на получение доплат.
Квалификация педагога напрямую влияет на качество преподавания и знания детей. Заработная плата педагогов растёт ежегодно. Вместе с этим растут требования родительской общественности. Поэтому инструменты проверки компетенции педагогов требуют постоянного совершенствования", — пояснила Каринова.
Она рассказала, что до 2018 года действовала другая система аттестации. Тогда были вторая, первая и высшая категории. И доплаты были следующие: для второй — около 5000 тенге, для первой — более 7000 тенге и для высшей категории — 17 000 тенге.
"Конечно, это были незначительные доплаты. В обществе активно поднимались вопросы повышения заработной платы, педагоги требовали дифференцированную зарплату в зависимости от уровня педагогического мастерства. Новая система аттестации введена с 2018 года, согласно которой суммы доплат за квалификационные категории составляют от 30 до 50 процентов от оклада. Например, если педагог-мастер получает 300 000 тенге, то надбавка может варьироваться от 90 тысяч и более. Новая система аттестации дала возможность на десятки, а то и на сотню тысяч тенге повысить общую оплату труда педагога в зависимости от уровня мастерства", — пишет вице-министр.
Она напомнила, что педагоги раз в пять лет повышают или подтверждают свою квалификацию. Если учитель не проходит тестирование в первый раз, то у него есть возможность его пересдать. При этом не прошедший тестирование педагог не теряет работу, а продолжает трудиться дальше.
Для удобства педагогов аттестация проводится два раза в год. До 2018 года её проходили всего один раз в год. К примеру, если в начале года учитель не проходит тестирование, то у него есть вторая возможность пройти тестирование с октября по декабрь этого же года. При этом каждый педагог имеет право выбрать любую дату, любое время для сдачи тестирования.
"Сейчас мы наблюдаем, что педагоги массово проходят аттестацию досрочно. Хотя это необязательная процедура. Но мы понимаем, что она нужна педагогам в качестве финансовой мотивации", — отметила Шолпан Каринова.
Она добавила, что педагог сдаёт тесты только по школьной программе, которую ежедневно преподаёт ученикам. Другого от учителей на тестировании не требуют.
"А теперь о том, почему важно проводить тестирование. Например, педагог работает в школе по программам пятых-шестых классов и ведёт математику в течение ряда лет. Через некоторое время он может начать вести предмет в старших классах. Тогда учителю, привыкшему работать только в пятых-шестых классах, будет очень сложно вспомнить программу девятых, 10-х или 11-х классов. Поэтому важно постоянно обновлять свои теоретические знания, вспоминать всю школьную программу, начиная с первый по 11-й класс, по своему предмету. Это нужно для профессионального развития педагога", — объяснила первый вице-министр.
С 2021 года Национальное квалификационное тестирование ввели в педагогических вузах и вузах, которые имеют педагогические специальности. В прошлом году тестирование прошли 32 тысячи выпускников. Из них НКТ смогли сдать только 10 процентов. Исходя из этого МОН повышает требования к вузам, которые готовят будущих педагогов. По информации Кариновой, 36 вузов уже лишились лицензий по педагогике.
Напомним, трагедия произошла 14 апреля в алматинской Академии транспорта и логистики, где учителя сдавали Национальное квалификационное тестирование. Один из педагогов сильно волновался, а затем внезапно потерял сознание и упал. Прибывшие на вызов врачи "скорой" спасти мужчину не успели. По факту смерти алматинца начато досудебное расследование."НКТ — это экзамен на знание своего предмета. Сдав его один раз в пять лет, на протяжении пяти лет педагог получает доплаты. К сожалению, если учитель плохо знает предмет, плохо сдаёт экзамен, как следствие, дети получают знания не на должном уровне. Этого нельзя допускать. Мы вместе с самими педагогами работаем над тем, чтобы повышать их профессиональный уровень. Ведь качество знаний детей в первую очередь зависит от качества и уровня квалификации педагога", — заключила Шолпан Каринова.
Позже педагоги, ставшие очевидцами трагедии, заявили, что от подобных тестирований учителей нужно отказаться. Они готовят письмо президенту с просьбой пересмотреть экзамены для специалистов.