Разговор об Ashyq. Почему приложение не нарушает прав казахстанцев
Почему Ashyq не нарушает конституционных прав граждан, в чем смысл системы и почему без нее сейчас нельзя обойтись.
Специалисты санитарного контроля ЗКО ответили на вопросы о системе Ashyq. BaigeNews.kz собрал доводы людей из социальных сетей, недовольных системой и показал их специалистам - руководителю отдела эпиднадзора за особо опасными инфекциями и туберкулезом департамента санэпидконтроля ЗКО Гульмире Кажушевой и руководителю департамента санэпидконтроля Мухамгали Арыспаеву. В ЗКО сейчас по Ashyq работает 613 объектов.
"Ashyq нарушает конституционное право гражданина на свободное передвижение по территории Республики Казахстан. Мне не нравится, что отслеживают все мои передвижения, где я бываю. Это нарушение прав человека на личную жизнь".
Гульмира Кажушева: Система Ashyq не нарушает никаких конституционных прав граждан на свободное передвижение по территории страны. Просто ограничивает доступ заболевшим. Это необходимость. Потому что заболевшие могут быть опасными для окружающих. Если инфицированный человек приходит в общественное место, он будет дальше распространять инфекцию. Приложение наоборот позволяет своевременно выявить больных, принять меры, изолировать их, чтобы уберечь наших же граждан.
Мухамгали Арыспаев: В Конституции как раз говорится об ограничениях, которые могут действовать во имя здоровья граждан. Это все не просто так, а чтобы защитить людей. Больные и контактные обязаны сидеть 14 дней на домашней изоляции, чтобы не распространять вирус. Не все люди законопослушные. Есть те, кто нарушают карантинный режим. Даже если вы бессимптомный, вы должны сидеть дома. И никто не следит за передвижениями вашими. Цель - проверить человека и обезопасить граждан.
Разговор с противниками вакцинации. Отвечаем на вопросы
"Захожу в здание - просят Ashyq. У меня его нет. Тогда откройте Kaspi. Тоже нет. Тогда Halyk. И его не оказалось. Дальше они не знали, что делать. То есть в некоторых местах не пропускают по ИИН. Только по QR. А как быть пенсионерам, у которых нет этих приложений и вообще простенький телефон?"
Гульмира Кажушева: На объектах, которые входят в систему Ashyq, проверяется статус посетителя через QR или ИИН. Если у пенсионера нет смартфона, то на объекте сотрудники обязаны сами проверить посетителя. Они обязаны это организовать. С согласия этого посетителя через ИИН нужно определить статус. Если вам отказывают проверить по ИИН, вы имеете право пожаловаться в местные исполнительные органы или в НПП Атамекен.
"Что толку от Ashyq? Лежу третий день, болею, ПЦР только вчера взяли и будет результат только через три дня, а в Ashyq я зелёная".
Гульмира Кажушева: У нас нет такого, что лаборатории трое суток готовят результаты. В течение суток готовятся анализы. И когда результат выходит, они сразу это в базу вносят. Это все автоматически.
Возвращают ли "зеленый" статус в Ashyq привитым, но заболевшим КВИ
"И будет человек болеть, не сдаст он ПЦР, и Ashyq ничего не узнает. Элементарный пример - вы болеете, в поликлинику не обращались, значит, вы не занесены в базу, и итог? Половина города таких ходит, которые болеют и никуда не обращаются. Поэтому нигде не учтены, и по Ashyq как здоровые пойдут".
Гульмира Кажушева: Такое тоже может быть. Это зависит от личной ответственности каждого из нас. У каждого должна быть ответственность перед обществом. Если ты заболел, должен осознанно себя вести.
Мухамгали Арыспаев: Есть мобильные бригады. Вызывать их нужно через поликлинику. Они приезжают в защитных костюмах, осматривают и на месте могут взять ПЦР, сдать в лабораторию в поликлинику. Но может у этого больного другой диагноз. В любом случае нужно проверить состояние. Бессимптомные есть. Но не может быть такого, что абсолютно нет симптомов. Хоть какие-то легкие симптомы присутствуют. Потеря обоняния, например.
"Там не всегда верные данные. С большим опозданием обновляются. Я была контактной, желтый статус появился спустя пять дней. После карантина, он также обновился с опозданием. Пока не написала в службу поддержки, ничего не менялось".
Гульмира Кажушева: Наши специалисты вовремя вносят все данные. Но иногда могут быть технические неполадки. Бывают моменты со связью, например. Но это не повсеместно, а единичные случаи.
Мухамгали Арыспаев: Мы всех забиваем в базу, 24/7 работаем. Даже ночью. И больных, и контактных выгружаем в базу. Опозданий на несколько дней не бывает.
"Ложноположительный тест закрывает гражданина на красный, тут же пересдаешь в платной - отрицательный. Лаборатория отправляет отрицательный результат в СЭС, они - в Ashyq - красный не меняется на синий. Ссылаются на постановление санитарного врача - ждать 14 дней. Получается , человек здоровый с отрицательным тестом 14 дней сидит на карантине, а ведь есть обстоятельства жизненные, например, родственник умер в другом городе, турпутевка, командировка - все срывается".
Мухамгали Арыспаев: Такого понятия даже нет "ложнополжительный тест". Есть положительный и отрицательный. Все.
Гульмира Каужшева: Если выявлен положительный результат, и человек, не доверяя сдает второй раз, все равно в базу вносится первый результат. Не нужно сдавать повторно, хоть три-четыре раза сдадите, в базе будет первый результат. Идя повторно, человек может, к примеру, прополоскать горло, чтобы добиться отрицательного.
"Сейчас и с Ashyq все закрыто. Что толку?"
Мухамгали Арыспаев: Все зависит от эпидситуации. Да, есть нюансы, негативная реакция. Не потому что мы хотим закрыть бизнес. Меры все временные. Почему сейчас усиливают ограничения - идет большая нагрузка на инфекционные койки. Сейчас мы на пике. Загруженность почти 60 процентов. Из 109 коек реанимации уже 58 занято. Идет нагрузка на медработников. Исходя из этого, вводятся ограничения, чтобы разорвать вирусную цепочку. Если не будет локдауна, больницы переполнятся. Но даже если мы увеличим количество коек, где мы возьмем медработников, врачей-реаниматологов, инфекционистов, где мы возьмем людей? В какой-то период будет снижение все равно и ограничения будут сниматься.
"Ashyq ограничивает количество клиентов у предпринимателей".
Мухамгали Арыспаев: Ashyq хотя бы дает возможность не останавливать работу. И у участников Ashyq есть привилегии. Например, по Ashyq летники работают до 12 ночи. Без Ashyq до 20.00. Создали определенные условия, чтобы работали, сохранили рабочие места. Объекты, которые подключились к системе, но не проверяют статус посетителей, исключаются из системы. Мы это тоже отслеживаем. Таких фактов много. Не все бизнес-объекты законопослушны. Особенно касается это общепита, салонов, фитнес-центров.
Более двух тысяч инфицированных казахстанцев не пустили в заведения по Ashyq
"Иностранцам сложно. Сотрудники ресторанов сами заполняют их данные в какой-то отдельной базе".
Мухамгали Арыспаев: У них же есть вид на жительство. У нас иностранцы в основном в Аксае на Карачаганаке. У них есть доступ, есть ИИН, который могут использовать в Ashyq. Чтобы иностранцев не пускали, такого не было.