"Миру нужны сильные женщины" − обычные и невероятные истории акмолинок
Самые яркие истории о вдохновении, мужестве, созидании — из женских судеб. Одна спасла тысячи детских жизней. Сетовала на колоссальные переработки и грозилась уйти из медицины, но так и не смогла. Другая стала многодетной мамой, одновременно обшивая не только растущую семью, но и горожанок. А потом и вовсе развернула в Кокшетау Дом моды. Третья стала чемпионкой мира по боксу. Корреспондент BaigeNews.kz записала их обычные и невероятные истории.
Елена Иванова: "Много раз хотела уйти из реанимации, но заявление так и не написала"
— Я адреналинозависимая, — объявляет Елена Юрьевна.
Она крутая. Возражает: обычная. А сама спасла тысячи детских жизней. Прямая спина, жёсткий взгляд, стальные нотки в голосе. Невероятная харизма. Маргарет Тэтчер.
Наверно, это профессиональное. Первые же годы карьеры преподнесли страшный и драгоценный опыт: в районе старой Макинки водитель на скорости сбил больше десятка детей.
— Четыре дня пробыла там, сражались за ребятишек. Не смогли отвоевать только одного ребёнка, девочку, скончалась на месте. Были травмы, не совместимые с жизнью. Остальных получилось спасти…
После школы в Темиртау выбор был: медицинский или юрфак. Послушала сердце — выбрала первое. В 1991-м окончила педиатрический факультет Карагандинского государственного мединститута. Направили в интернатуру в Кокчетав. Интерном поработала на участке и чётко поняла: нет.
Скучно.
Так Елену Иванову "занесло" в реанимацию. Отделение анестезиологии и реанимации областной детской больницы.
Здесь не соскучишься.
Как на острие ножа. Потому что каждый день — между жизнью и смертью. Балансируют даже не взрослые — дети. Самое дорогое.
— Работа да, закалила. Много раз пугалась: я черствею. Эта война между жизнью и смертью будто становится обыденностью.
Но к смерти невозможно привыкнуть.
В многопрофильной областной детской больнице Елена Юрьевна проработала 30 лет. Из них 27 — в отделении анестезиологии и реанимации, в том числе восемь лет — заведующей. Потом ещё три, с 2018-го, директором медицинского учреждения. С февраля этого года она — заместитель руководителя управления здравоохранения Акмолинской области.
Сколько детей прошли через её руки за три десятка лет?
— Ну, давайте попробуем сориентироваться. Если в год через отделение реанимации проходило в среднем до 500 пациентов, умножьте на 30.
— А сколько спасли?
— Не считала. Наверное, измеряется в тысячах.
— Что было тяжелее всего?
— Выйти к родителям не спасённого ребёнка. Выйти и сказать: я не смог. Посмотреть в глаза. Спасённых забываешь. А тех, кого не получилось… Сколько бы времени ни прошло, наворачиваются слезы и садится голос.
— У вас и сейчас дрожит.
— Да.
Ошибки врачей видно сразу. И они могут стоить человеку жизни.— Анестезиологам-реаниматологам ошибаться нельзя. Как сапёру. Я не оправдываюсь, но будет справедливо сказать, что иногда ошибку нужно разграничивать с непредвиденной ситуацией. Например, поступает пациент с политравмой, в коме. Мы не можем уточнить анамнез, сопутствующие болезни. Допустим, сахарный диабет. И когда ты начинаешь бороться с травматическим шоком, "выстреливает" тромбоэмболия (острая закупорка жизненно важных кровеносных сосудов попавшим в циркулирующую кровь тромбом, последствием чего могут быть ишемический инсульт, инфаркт миокарда. — Авт.).
У детей то же самое. Детский организм непредсказуем.
– У меня был случай. Это был глубоко недоношенный ребёнок с обширной патологией брюшной полости, сепсисом. Честно говоря, надежды не было. Но малыш потихоньку выкарабкался.
Или другая история с неожиданно счастливым концом. Как сейчас помню, к нам поступил десятилетний ребёнок. Я была на дежурстве. Пошел гулять и упал с крыши гаражей. Была тяжеленная черепно-мозговая травма, обширнейшая гематома мозга. На операционном столе мальчик давал несколько остановок сердца. Думали, всё.
Вышел. Выписался.
Пять лет назад BaigeNews.kz опубликовал интервью с Еленой Ивановой "Врач детской реанимации: Я ухожу, потому что не хочу получить инсульт в 50 лет".
Не ушла.
— Не смогла. Да, хотела и вроде бы даже планировала. Причины тому — дефицит кадров и колоссальные переработки. Укомплектованность штата в отделении была 33 процента. Прибавьте к этому санитарную авиацию, поездки по районам, по 13-14 дежурств, не считая рабочих дней. Но заявление я так ни разу и не подала.
...А если честно, я ведь понимала, что замену сразу не найдут — нагрузка ляжет на оставшихся врачей, руководство больницы. Дети останутся без внимания. И, видимо, понимала, что возвращать их к жизни — моё счастливое предназначение.
Дина Жоламан: "Миру нужны сильные женщины"
"Миру были и будут нужны сильные женщины", — уверена казахстанская спортсменка Дина Жоламан.
И все же "Храбрость не в силе, а сердце" — так написано на баннерах "100 новых лиц" с изображением чемпионки.
Накануне 8 марта во Дворце культуры "Кокшетау" состоялось торжественное собрание. Женщин поздравил и вручил благодарственные письма аким Акмолинской области Ермек Маржикпаев. Как боксёр в прошлом, глава региона не мог не предоставить слово Дине.
Именитая спортсменка была немногословна. Произнесла всего пару фраз. Но одна из них участников встречи здорово рассмешила, а другая растрогала.
"Всевышний не дал нам физической силы, как у мужчин. Но зато наградил нас нежным женским сердцем. И счастьем дарить миру новую жизнь", — отметила чемпионка мира по боксу.
Характерная, "бьющая", "физик", запоминающаяся агрессивной манерой ведения боя, Дина вне боксёрского ринга неизменно и всегда неожиданно открывается новой своей стороной.
Смешливая, нежная, хрупкая.
Дина Жоламан — сельская девочка, единственная и горячо любимая дочь своей мамы. Сегодня она — 11-кратная чемпионка Казахстана, чемпионка мира 2016 года, чемпионка Азии 2021-го… Одна из "свежих" побед — серебро на международном турнире по боксу "Странджа" в Болгарии.
"Спорт мне нравился с детства. Я пробовала себя в разных видах, но всё будто не то… Однажды к нам в класс (в селе Жаксы Акмолинской области. — Авт.) зашёл тренер и объявил: открывается секция женского бокса. Ну, мы всей "прекрасной" половиной класса и пошли записываться. Поначалу нас было человек 40, постепенно отсеивались. Осталось семеро, в итоге из той "жаксынской" группы я одна", — вспоминает в интервью Дина.
Режим, дисциплина, тренировки. Дина готовится к чемпионату мира, он будет проходить в мае в турецком Стамбуле.
"Устаю физически, но это мой выбор. Очень поддерживают родные, это очень важно. Но уже всё настойчивей разговоры о семье, детях. Торопят. И я намерена прислушаться. Тогда, на сцене Дворца культуры в Кокшетау, я говорила искренне", — улыбается чемпионка.
Напоследок Дина Жоламан пожелала женщинам в первую очередь любить себя, посвящать себе больше времени.
"Я рада видеть ваши счастливые глаза, их свет озаряет мир вокруг. Счастливы мы — счастливы дорогие нам люди", — заключила девушка.
Галия Алдабергенова: "Бизнес рос прямо пропорционально семье"
Семья и бизнес многодетной мамы и успешной предпринимательницы Галии Алдабергеновой из Кокшетау растут и ширятся "прямо пропорционально".
"Кажется, со швейной машинкой "в обнимку" я с рождения. Сколько себя помню, она со мной. Бабушка шила, родители одобряли мою любовь к рисованию-шитью. Когда родился первенец, я уже обшивала себя, родных, соседей и родственников. Постепенно стала брать за работу деньги и в какой-то момент перестала успевать с заказами", — вспоминает Галия Сериковна.
Очередной декрет навёл на мысль, что стоит попробовать взять помощницу. В следующий декрет — ещё одну.
"Однажды смотрим с мужем, а мы уже — ателье. Каждый ребёнок — новый уровень, новый рекорд", — смеется бизнесвумен.
Супруги оформили в ипотеку трёхкомнатную квартиру, проработали там три года. Поняли, что район не очень удобный для них. Со временем купили ещё пару квартир на одной площадке, соединили — получилось ателье. Спустя ещё какое-то время выкупили земельный участок, построили Дом моды.
Сегодня "Акай" — это современное здание, 20 сотрудников и самое передовое оборудование. Дом моды обшивает местную сферу культуры, готовя роскошные сценические костюмы.
Также выполняют частные заказы — к примеру, униформа для кафе, ресторанов, торговых точек. Но главное амплуа "Акая" — современная одежда с национальным акцентом, в орнаментах которой зашифрован глубокий сакральный смысл, "хитроумный" народный код.
Галия Алдабергенова периодически проводит показы мод, фестивали "Этно Fashion" — демонстрацию современной одежды с национальным колоритом.
Такие мероприятия оставляют приятное послевкусие благодаря шикарной режиссуре, профессиональному дефиле и, конечно же, блестящими решениями в дизайне.
В будущем бизнесвумен планирует работать на готовую продукцию, на склад. Открывать магазины модной одежды — мужской, женской и детской. Это, конечно, потребует новых вложений, новых маркетинговых решений.
Но, как известно, будешь стоять на месте — проиграешь.
И всё же главным делом своей жизни Галия Алдабергенова считает материнство. Каждому ребёнку супруги стараются дать достойное образование. Старшему сыну Зияшу 25 лет. Он заканчивает магистратуру по специальности "Бухучет и аудит" и параллельно трудится в банке. В этом году планирует жениться, обряд "сырға салу" уже провели. Второй сын, Ильяс, — студент первого курса столичного IT-университета по специальности "Информационные системы". Амир учится в IQanat High School of Burabay. Уали — ученик Назарбаев Интеллектуальной школы. Старшая из дочерей Айлин — третьеклассница школы-гимназии № 5 "Тандау", Дания ходит в детсад, а двухлетняя Камалия пока дома с няней.
"Многодетными родителями быть совсем несложно, казалось нам с супругом. Пока старшие сыновья были дома. Сейчас они разъехались, а Уали всё время занят учёбой в НИШ. И тут мы поняли, как это, оказывается, непросто", — смеётся Галия Сериковна.
В Международный женский день многодетная мама пожелала казахстанкам женского счастья самой высшей пробы — здоровых деток, процветания и благодати в доме, успеха в карьере, спокойствия и умиротворения на душе. И любви. Ведь она наполняет каждый день смыслом.
Фото предоставлены героинями материала