Почему режиссеры используют государство как дойную корову. Мнение главы центра поддержки нацкино
Председатель государственного центра поддержки национального кино Есетжан Косубаев ответил на претензии молодых режиссеров и рассказал, что изменится в ближайшем будущем при распределении бюджетных средств на развитие отечественного кинематографа.
В сентябре молодые алматинские режиссеры рассказали корреспонденту BaigeNews.kz как из года в год "агашки" осваивают бюджеты, мешая развитию здоровой конкуренции в киноиндустрии. Негодование авторов связано с тем, что члены экспертного совета, отбирающие картины для госфинансирования, сами же участвуют в питчингах и при этом не читают сценарии других кандидатов. Это заявление вызвало бурную реакцию со стороны руководства ГЦПНК, где статью назвали однобокой и необъективной.
К слову, в материале была опубликована и вторая сторона - позиция самих членов экспертного совета. А встретиться с председателем госцентра Есетжаном Косубаевым корреспондент предлагала еще до интервью с молодыми режиссерами, но получила отказ со ссылкой на занятость. Несмотря на это, редакция решила предоставить площадку и дать возможность главе ГЦПНК озвучить свое мнение. С некоторой критикой молодых авторов Косубаев согласился и даже отметил, что готов идти навстречу, но где-то взгляды двух сторон так и остались двумя параллелями, которые не сойдутся в одной точке.Члены экспертного совета будут подаваться на питчинг
Всего ГЦПНК провел три питчинга, начиная с 2019 года, и во всех трех конкурсах среди членов экспертного совета были акулы кинопрома, которые подавали свои сценарии, проходили отбор и получали миллионы на свои картины, оставляя за бортом менее опытных коллег. Несмотря на смену руководства из-за коррупционного скандала, эта тенденция не изменилась, сетовали молодые режиссеры, предлагая законодательно запретить экспертному совету участвовать в питчинге. Ранее на это заявление член экспертного совета Рустем Абдрашов (в числе тех, кто подался на госфинансирование) отреагировал категорично, назвав такой запрет глупым и неправильным, а заместитель председателя правления ГЦПНК Канат Торебай и вовсе предположил, что никто не захочет входить в экспертный совет, если запретят членам участвовать в питчингах.
При Есетжане Косубаеве проходит третий конкурс, и в самом начале интервью глава ГЦПНК решил объяснить, как члены экспертного совета оказались в списке претендентов на бюджетные деньги.
"В законе не прописано, что члены экспертного совета не имеют права подавать свои заявки – они не имеют права голосовать за заявки, которые подают. Я понимаю, вы говорите о Теменове, Абельдинове, Жаманкулове, Жолдасынове. Мы не формируем состав экспертного совета, он определяется постановлением кабинета министров и формируется уполномоченным органом. Но в этом году экспертный совет должны были утвердить раньше, но утвердили 29 апреля. В связи с этим произошел перенос весеннего питчинга на осенний. Но когда мы получили список, то там оказались те персоны, о которых вы говорите. Но они все профессионалы, они все имеют право на свою профессиональную деятельность", – попытался пояснить Косубаев.
Простыми словами, в этом году маститые режиссеры подали свои сценарии на питчинг еще до того, как узнали, что "наверху" их утвердили членами экспертного совета. Но на вопрос о запрете на их участие Косубаев прямого ответа не дал: в стране демократия, а значит участвовать в питчингах могут все желающие, тем более профессионалы. Ранее молодые авторы для сравнения привели цифры, благодаря которым можно было понять, сколько средств на самом деле достаточно, чтобы снять неплохой фильм в Казахстане. А на довод, что у акул кинопрома зачастую завышенные запросы, по сравнению с молодыми режиссерами, Косубаев заявил:
"Молодые будут рвать, мама не горюй. Вы не обольщайтесь. Молодой молодому рознь", – считает глава ГЦПНК.
"Еще все впереди, и мы с вами чуть-чуть вперед побежали, комментируя какие-то результаты. Может так случиться, что в этом году ничего не произойдет, потому что есть такое понятие как уточнение бюджета. Но в теории, я пока верю, что будут утверждены результаты питчинга на МВК, и мы в сухом остатке получим не обязательно то, о чем говорят, что кто-то прошел. Никто еще не прошел. Из 510 заявок к рассмотрению было принято 132 проекта, из 132 проектов остались 72, которые мы сейчас рекомендуем. Может остаться 20, а может и 15", – сказал Косубаев.
Почему голосование тайное и читает ли экспертный совет сценарии
Для большей открытости и прозрачности отбора третий питчинг при ГЦПНК проходил в режиме онлайн на площадке YouTube. Тут-то молодые режиссеры и заподозрили, что некоторые члены экспертного совета не читали сценарии кандидатов, а отбирали проекты по синопсисам. Тогда за коллег заступился член экспертного совета Рустем Абдрашов.
"По идее, достаточно иметь хороший бэкграунд и хороший синопсис. Потому что написание сценария – это уже отдельная работа, которая по авторскому праву должна оплачиваться. И как можно требовать продукт, за который еще ничего не оплачено, чтобы он уже в готовом виде был? Синопсис, если он хорошо прописан, если он расширенный, то этого достаточно. Представьте 500 сценариев поступило - в среднем по 75 страниц, если полный метр, то одного года не хватит на прочтение всех сценариев. Если человек уже 4-й, 5-й проект свой делает, у него есть бэкграунд, у него есть имя, наработанный опыт, у него шансов должно быть больше. Я считаю, что намного серьезнее нужно подходить к проектам, которые первый раз запускаются. Там есть риски. Мы не знаем, как он себя зарекомендует, были ли у него до этого работы. Я считаю, что на самом деле, готовый сценарий получать нужно, когда ты уже выкупаешь этот проект", – высказал тогда свое мнение член ЭС.
Однако глава ГЦПНК с коллегой не согласился.
В этом году на рассмотрение в ГЦПНК было подано рекордное количество заявок. Членам экспертного совета пришлось отсмотреть порядка 510 проектов как от профессионалов, так и от "людей с улицы". В дальнейшем в центре планируют внедрить функцию предварительного просмотра, где 5-6 кинокритиков и кинодраматургов будут фильтровывать поступающие заявки, чтобы облегчить нагрузку на экспертный совет."Теперь относительно того, что там Абдрашов сказал – ничего подобного. Я сам лично 510 заявок, если чувствую, что это совсем непрофессиональная подача, то по диагонали (читаю - прим.авт.). Но основной массив – 176 киносценариев мы прочитали от и до. Эта нагрузка, она для меня безвозмездная идет, а для членов выделены определенные средства, которые они получают за свою работу. Поэтому у них мотивация там прямая. И если кто-то не прочитал, а это было бы все очевидно. Они все прекрасно читали. Они пришли заряженные, и многие уже говорили, что: "вот мы прочитали". Я говорю: "товарищи, давайте так, официальная защита пройдет, задавайте вопросы, но "убивать" и сразу подрезать под корень, пока такого права нет. Потом, при голосовании вы свое мнение скажете". У нас есть такой лист голосования, где на полях они там пишут, почему. У них там минусы, крестики и так далее. Сам механизм, конечно, ничего совершенного нет в этом мире, он еще требует какой-то наработки. Мы над этим сейчас будем работать. Мы в закон сейчас вносим изменения. Во-первых, уже весь мир снимает киносериалы. Предыдущий закон не предусматривал киносериалы, киноспектакли, киноновеллы. Вот эту норму сейчас вносим. Теперь, механизм самого экспертного совета и его статус мы сейчас тоже будем дорабатывать", – поделился планами Есетжан Косубаев.
Как стало известно, тайным голосованием члены экспертного совета отобрали 72 будущие картины и в запечатанном виде отправили свои рекомендации в межведомственную комиссию. Но почему голосование тайное? Уместна ли здесь анонимность и не является ли это коррупционным риском? И как узнают, если член экспертного совета проголосует за свою картину, а главное, что ему за это будет?
Тогда назревает еще один вопрос: как исключают в центре поддержки нацкино коррупционные риски?"Мы это отслеживаем. Мы предупредили, что при вскрытии конверта... мы же протоколы зашиваем в пакет, и при вскрытии конверта члены МВК будут смотреть. Это все мониторится. Если факт выявится, мы исключим (члена экспертного совета - прим.авт) и аннулируем лист голосования, и члены экспертного совета могут проголосовать и снять картину. У нас есть договоры, где все прописано, все его подписали, это исключено", – заверил глава ГЦПНК.
"Не могу абсолютно сказать, что они исключены. Но это очень правомерный вопрос с вашей стороны. Мы в этом году ввели структуру "комплаенс", это внутренний аудит, это люди которые назначены. Они просматривают все заявки, движение бюджетных средств, занимаются подсчетом. Мы многое делаем для того, чтобы исключить коррупционные риски, о которых неоднократно в прессе говорилось: это сговор, это конфликт интересов. В совокупности, это большая работа, но мы в этом направлении двигаемся. Поэтому мы ввели электронную систему входа к нам. Во-первых, у нас open space – все открыты, никаких отдельных кабинетов кроме бухгалтерии у нас нет. У нас даже приемной нет, у нас из коридора заходят люди, пожалуйста, любой вопрос. Поверьте, у нас здесь контроль достаточно серьезный. Мы наладили юридические службы, это специалисты по фискальным и другим правовым вопросам. Все питчинги с мнениями членов экспертного совета проходят в прямом эфире, в записи на YouTube. Мы на портале прикрепляем все заявки и транспарентность абсолютно точная. И выход в прямой эфир через YouTube - тоже одна из опций, которую мы делаем, для того, чтобы было все прозрачно. Какое-то давление или персональный договор с кем-либо исключен", – заявил Есетжан Косубаев.
Кстати, о публикациях питчинга на YouTube. Без конфликта здесь все же не обошлось. В сентябре на своей странице в Facebook продюсер Зарина Кисикова заявила, что ГЦПНК не опубликовал в открытом доступе питчинг, где ее команда представляла свой проект, тем самым подвергая сомнению легитимность отбора.
"Ввиду проведения долгожданного кинематографистами Казахстана питчинга 2021 года , но при этом, не совсем легитимно - без включения части проектов в основной список претендентов, проведение их защиты в выходной день без демонстрации видеозаписи в открытом доступе, как это было предусмотрено для других проектов, усматривается угроза непредоставления на заседание МВК данных проектов, как не входивших в конкурсную массу. Для исключения подобной возможности и соблюдения прав и интересов всех участников конкурса, пожалуйста, опубликуйте видео субботнего питчинга до проведения МВК, чтобы не было сомнения, что питчинг был честным и легитимным. Мы, участники питчинга того дня, честно подали заявки в положенный срок (январь-март), честно предоставили все необходимые документы и честно выступили перед экспертным советом", –написала Зарина Кисикова.
Чем закончился тогда конфликт неизвестно, поскольку говорить о том инциденте глава ГЦПНК не захотел.
"Я буду защищать интересы государственного центра, и Кисикова - она мне не прокурор, и не адвокат, и не какой-то обвинитель. Она приходила. Эти люди хотят все время получать от дойной коровы свою порцию молока. Я даже против того, чтобы были отдельные мэтры, которые каждый год должны получать. Вот сейчас Калымбетов Болат снял картину "Мукагали" и тут же подается. Я ему публично сказал: "Болат, а не хотите ли вы вспомнить о том, что есть молодые режиссеры, которые вообще никогда ничего не снимали?". Я эту превентивную работу веду. Поэтому, умоляю, сохраните свой статус и калибр. Кисикова, это ее мнение. Знаете, у меня столько писем, я иногда их даже не читаю. "Караван идет, собака лает" – мой принцип. Всегда будут недовольные", – отрезал Косубаев.
Состав экспертного совета пополнят молодые режиссеры
"Произошла ротация, и сейчас мы запускаем бумагу о том, чтобы вывести некоторых членов совета из состава. Там порядка 5-6 человек. Адай Абельдинов не может быть членом экспертного совета, потому что он приглашен к нам генеральным продюсером. Он уже в голосовании не принимал решения. Ахан Абдуалиев – председатель комитета, бывший ректор, он был у нас в совете. Это покойный Сатыбалды Нарымбетов. Вадим Голенко вышел из совета по собственному желанию. Бекболат Шекеров из-за потери связи не смог участвовать более трех раз и согласно правилам, автоматически был исключен. Есть процедура, и мы ее будем запускать, и скорее всего, вы скоро увидите обновленный состав, который будет утверждаться решением Правительства. Будут привлечены все опытные мастера и я думаю, что в следующем составе экспертного совета вы увидите новых молодых режиссеров, операторов или продюсеров, я пока не могу говорить. К концу года, я думаю, мы получим обновленный состав, с которым войдем в следующий год. Но мы будем настоятельно перед уполномоченным органом ходатайствовать о том, чтобы в новый совет вместо выбывших были включены порядка двух-трех молодых кинематографистов, чтобы снять вопрос поколенческого конфликта", – отметил глава ГЦПНК.
Он также сообщил, что после публикации статьи о питчингах, встречался с одним из молодых режиссеров Айбеком Кудабаевым, который выступил с критикой.
"Я встречался к Кудабаевым, который нас очень сильно любит в кавычках, адекватный парень. И вроде понимание есть того, что не всегда объективен в наш адрес. Всегда госструктуры, любые квазигосударственные организации, мы всегда были под большим объективом, и где нужно было какие-то червоточины найти, чтобы нас грубо говоря "мочить". Но мы тоже не кукурузу охраняем и тоже научены жизнью, Крым и рым прошли, поэтому мы тоже умеем защищаться аргументировано", – заявил Есетжан Косубаев.
Секция "Дебют" будет реанимирована
В разговоре председатель госцентра поддержки Нацкино не раз акцентировал внимание на особом отношении к молодым деятелям кино."У нас есть чат, где члены экспертного совета высказывают свое мнение достаточно разное, полярное. Там были стычки, и это как раз нормально для экспертного совета. Но такой тенденции, что надо кого-то "завалить" - нет, но каждый со своим видением и профессиональным багажом приходит. Я говорю, давайте не будем нашим молодым кинематографистам навязывать, какое кино снимать, главное, чтобы был качественный сценарный материал, и мы увидели, что деньги государства, народа идут в нужные руки, и что этот фильм будет снят. Этого понимания у меня пока нет по предыдущим (питчингам - прим.авт), потому что деньги распределялись, а мы сейчас пытаемся по осени цыплят считать, и не все пока так радужно, как я предполагал", – признался Есетжан Косубаев.
Отдельно глава ГЦПНК остановился на секции "Дебют", которая была закрыта несколько лет назад на "Казахфильме". В последствии выпускники киновузов потеряли связь с кинопроизводством и став невостребованными, уходили из профессии. Однако теперь "Дебют" откроют для молодежи как с дипломом так и без, рассказал наш собеседник.
"То что там "агашки" доминируют... я вам более того скажу, в этом году доминирующими были заявки именно от молодых кинематографистов. И эта декларация о том, что будет реанимировано объединение "Дебют", требует хорошей проработки. У нас имеется меморандум с КазНУ имени аль-Фараби. И мы сейчас хотим на факультетах филологии и журналистики молодых наших студентов привлечь к написанию сценариев, быть кинокритиками и открыть такую новую специальность как "Киножурналистика". Мы над этим работаем. Основной посыл будет на следующий год - как год молодого казахского кинематографа. То есть мы сейчас всецело из своих собственных сэкономленных денег, и вы скоро это увидите, профинансируем порядка 6-7 дебютных картин, но они малобюджетные, потому что уставной фонд нашего центра не позволяет нам превышать некую планку. Поэтому мы постараемся 6-7 фильмов профинансировать из собственных средств, такого никогда не было. Хотя эти деньги мы могли бы потратить на другие задачи. Но я считаю, что акцент будет на "Дебют". "Дебют" мы обязательно реанимируем", – еще раз повторил Косубаев.
По словам Есетжана Косубаева, сейчас ГЦПНК прорабатывает положение для комплексного решения, чтобы ребята поверили, что это будет реальное объединение при поддержке мэтров кинематографа.
"Они будут сами решать свои вопросы, и мы будем им помогать, и Союз кинематографистов, и Академия. Я всех хочу подключить. Это моя мечта. Вообще, если бы можно было создать государственный центр по поддержке молодого кино, я бы туда попросился в первую очередь, сам бы ушел. С улицы пусть идут, мы им поможем пойти в вузы, чтобы какое-то базовое начальное образование получили", – считает председатель ГЦПНК.
Будет ли сокращаться госфинансирование
Многие задаются вопросом, а нужно ли государству финансировать отечественный кинематограф? Скорее всего назреет тенденция постепенного отхода от практики вливания бюджетных средств в частные проекты.
"Государство не должно спонсировать, оно должно помогать и финансировать только те картины, которые считают достойными. Для этого как раз экспертный совет. Если мы сейчас господдержку снимем, как будет киноиндустрия развиваться? Сегодня кинопрокат потерпел огромные убытки – 18 миллиардов. У нас нет такого рынка как в России и Китае. Постепенно приучим. Пока было 80 на 20 процентов, в этом году - 70 на 30 процентов. Вы знаете, что мы прорыв сделали? В этом году много картин, которые пришли уже со своим финансированием. Это прорыв. И наши с рынка ребята уже пришли с деньгами. Многие уже говорят так: 80 процентов вложили, дайте 20 процентов на постпродакшн, на завершение. Конечно, мы поддержим. То ли ты даешь 400 миллионов, то ли 40 миллионов. Есть же разница? А результат будет, потому что свои деньги вкладывают", – подчеркнул глава ГЦПНК.
По его словам, из 72 проектов отобрали 12 картин с копродукцией. В проектах принимают участие коллеги из Испании, Франции, России и Китая.
"Нам же нужно еще понимать, какая обратная связь. Государство должно понимать, что есть исторические картины, социально значимые. Я считаю, что это как святая святых. Большие картины как "Ахмет Байтурсынов", может быть, "Золота Орда", отдельным блоком вообще должны идти. Мы должны для зрительской широкой аудитории снимать, то, что будет востребовано еще и в прокате, в первую очередь. Я буду добиваться того, чтобы следующий год мы максимально выдавали, продавали государственные деньги тем компаниям, лидерам производства, которые вокруг себя будут собирать, и чтобы они приходили со своими деньгами. Это как в бизнесе: бери риски. Государство не может быть дойной коровой вечно. Я противник, категорически, я готов даже уйти из этого центра, если это не будет поддержано, потому что люди, кинематографисты, они привыкли к потребительству, понимаете? Дайте деньги – я сниму! А как результат – нам оставляют пленку и дальше мы должны жить с этим материалом. Когда человек свою копеечку принесет, он 30 раз подумает, стоит ли ему куда-то в кармашек... Вот это кино нам нужно. Взаимная ответственность государства и творца", – заключил Косубаев.
Результаты третьего питчинга от ГЦПНК редакция BaigeNews.kz опубликует в следующем материале.