"Живая нить времен": выставка известной династии казахстанских художников проходит в столице

Уникальная выставка представляет работы художников двух поколений одной семьи.

30 Сентября 2021, 11:50
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Фото Артема Чурсинова 30 Сентября 2021, 11:50
30 Сентября 2021, 11:50
26840
Фото: Фото Артема Чурсинова

С 10 сентября в Национальном музее Республики Казахстан, в преддверии 30-летия независимости страны, открылась персональная выставка члена Союза художников Казахстана Дарии Калимовой-Кастеевой с говорящим названием "Живая нить времен".

В экспозиции данной выставки представлено около 88 работ, включая полотна Дарии Калимовой-Кастеевой, а также ее родителей, знаменитых казахстанских художников — Мухита Калимова и Лизы Калимовой. Сама Дария Калимова-Кастеева присутствовала на открытии этой совместной семейной выставки, передает корреспондент BaigeNews.kz.

Великие и близкие в домашних интерьерах

Первые работы, которые мы видим, написаны Мухитом Калимовым. В них художник показывает нам известных казахстанских личностей, а также портреты своих близких родственников.

Есть здесь портрет его жены Лизы Калимовой.

"Портрет написал в красно-коричневых теплых тонах. В центре изображена женщина, в которой идеально все — посадка головы, взгляд, который немного опущен, но при этом смотрит на зрителя. Жизнь этой картине придает необычное ожерелье и золотые серьги", — рассказывает экскурсовод Национального музея РК Анна Ткаченко.

На следующей работе 1994 года изображен известный казахстанский геолог Каныш Сатпаев.

"На портрете он представлен в расслабленном положении. Он дома, сидит расслабившись на стуле. Рука, в которой он держит лупу, опущена на колено. Перед ним на столе записной листок с карандашом и минерал, который, вероятно, буквально секунду назад он рассматривал. И теперь, задумавшись, он сидит и о чем-то размышляет", — говорит экскурсовод.

Композиция здесь построена так, что в первую очередь взгляд смотрящего падает на лицо и руки Сатпаева. И потом уже при помощи светотени мы можем заметить, что он сидит в классическом костюме, на груди красуются ордена, сам минерал, лупа.

На следующей картине тоже изображен известный казахстанский ученый, этнограф, археолог Алькей Маргулан. Он также в домашней, теплой атмосфере, расположился удобно в кресле. Перед ним на столе раскрытые тетради, книги, которые он, вероятно, совсем недавно читал. Его задумчивый взгляд устремлен вдаль.

Здесь также представлены портреты его дочки Дарии Кастеевой (на снимке выше — прим. ред.).

"На одной картине она изображена в совсем юном возрасте. А на второй — в возрасте 15 лет. В этой работе идет изучение психологического портрета человека, а не просто изображение некоего образа. Здесь, в первую очередь, притягивает лицо девушки и ее теплый дружественный, но и немного загадочный, взгляд. Далее уже наше внимание переключается на ее небесно-голубое платье, на яблоко апорт, которое она держит в руках", — объясняет Анна Ткаченко.

В следующей части выставки представлены работы ее матери Лизы Калимовой, которая оказала значительное влияние на ее дочь Дарию Калимову-Кастееву — и мы это увидим дальше. Картины здесь выполнены в технике гобелена, а также написаны маслом по холсту.

В данной работе изображена бабушка Дарии. Она облачена в национальную одежду на фоне традиционного убранства юрты.

Женский взгляд на родину

Следующая работа принадлежит кисти Дарии Калимовой-Кастеевой и называется "Родная земля". Кстати, сама художница была 22 года замужем за одним из внуков Абылхана Кастеева. От их брака родились правнуки основоположника казахского изобразительного искусства: замечательный дизайнер, продолжательница традиций казахстанского искусства Айсаным Кастеева (плюс ко всему и актриса!), а также Еламан Кастеев, которому по душе оказалось больше поварское искусство. С самим семейством Кастеевых можно ознакомиться из этого поста, где рассказано о детях художника. 

Но вернемся к женским образам Дарии. Образы на картине неслучайны, замечает экскурсовод.

"Сама Дария родом из Атырау. И здесь мы с вами видим, как словно мазками кисти, с помощью нити, изображены переливы степи. Есть здесь и важные символы — верблюды. Как известно, в ее родном краю распространенно разведение этих животных и они являются символом той области", — рассказывает сотрудница Нацмузея.

В следующих работах часто мы можем увидеть образ девушки, женщины. Обе художницы — и мать и дочь часто обращаются к этому образу. Они показывают многоликость женщины — маленькая девочка, юная девушка, женщина-мать, женщина-старица, женщина как символ становления жизни, продолжения рода. Также часто встречаются образы молодых, красивых танцующих девушек в традиционных платьях.

Еще одна интересная работа Дарии Калеевой-Кастеевой выполнена в технике холодный батик и носит название "Осень".

"Батик — это достаточно сложная техника росписи специальными красками по шелковой ткани. На фоне мы видим лужайку в лесу. Здесь показывается осенняя пора. Женщина, сидящая в центре на поляне, устлана мягкой листвой разных красок осени. Ее платье тоже повторяет саму тему осени, будто цвет опавшей листвы", — лирично в унисон с изображением описывает картину экскурсовод.

Следующий гобелен "Восточный город" выполнен в стиле символизма. Здесь отброшены все лишние детали, так как здесь, прежде всего, стояла задача передать атмосферу города.

"В центре экспозиции на заднем плане виднеется минарет, а также очертания восточных городов построек, чем-то даже напоминающих юрту. В эпицентр картины выдвинута коза, которая щиплет траву. И женщины, вдалеке несущие в кувшинах воду на голове. Такое пасторальное композиционное единство отражает спокойное течение жизни в восточных городах", — комментирует работу Анна Ткаченко.

Очень красивая работа называется "Нежность". Просто взглянув на нее сразу можно ощутить саму тему этой работы.

"Часто мировые художники обращаются к образу матери. И Дария Калимова-Кастеева тоже решила обратиться к этой теме. Здесь мы видим молодую мать, которая прижала к груди своего младенца. Ощущение темы нам передается и самими линиями — плавные шторы, закругленные линии. Сам силуэт женщины — она сидит плавно склонившись, передавая атмосферу нежности и любви матери к ребенку", — рассказывает экскурсовод музея.

Много работ у художницы выполнено в ярких, сочных, жизнерадостных красках.

Пестрый Восток

Есть у Дарии Калимовой-Кастеевой цикл работ, посвященных восточной культуре, в частности Индии и Египту.

Одна из таких работ так и называется "Индия". В центре изображен слон, расписанный цветными узорами, орнаментами, что как раз свойственно индийской культуре — так как яркие цвета у них ассоциируются с жизнью, с самим циклом жизни.

Следующая работа называется "Девушка с павлинами". В центре картины изображен силуэт девушки в традиционном индийском убранстве сари. И рядом с ней изображены павлины, декоративная птица, которая также характерна для Индии. В этом цикле работ представлены и изображения разных птиц в ярких тонах.

"Художницы, особенно казахстанские, часто обращаются к образу птицы. Как они сами говорят, для них это символ свободы, жизни и счастья", — поясняет экскурсовод.

В следующей работе "Девушка-мечтательница" цвета из одного перетекают в другой.

"Такие плавные линии создают ощущение самого присутствия грез девушки, словно она погрузилась в свои раздумья", — говорит экскурсовод.

Следующая часть экспозиции посвящена натюрмортам — одному из излюбленных жанров Дарии Калимовой-Кастеевой. На одной из этих картин на переднем плане, мы видим, как художница старательно прорисовывает керамический кувшин, в котором собраны полевые белые цветы. Рядом посуда, чаша с фруктами, и будто случайно упавшая небольшая ветвь белых цветов.

В следующей части экспозиции находятся картины из цикла, посвященному Египту.

"Здесь на всех работах присутствуют изображение девушки в анфас — это напоминает изображения на древних египетских рисунках. Тоже яркие, сочные тона, свойственные стилю автора", — поясняет Анна Ткаченко.

В следующей работе, которая называет "Невеста", мы видим свадебные обычаи. На картине изображены две снохи и девушка с чашей в руках и в традиционном платье саукеле.

Есть у художницы работы, изображающие восточные города в символичном стиле.

"Убраны все лишние детали, и крупными, но аккуратными мазками показаны самые главные детали — силуэты зданий, минарета, построек и природы. Передается здесь не только колорит домов, но и важная часть восточных городов — базары и рынки", — рассказывает экскурсовод.

Фотографии Артема Чурсинова

Наверх