Взносы работодателей в ЕНПФ. Имеет ли государство моральное право на новый налог

2 Августа 2022, 09:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
nickxenophon.com.au 2 Августа 2022, 09:00
2 Августа 2022, 09:00
84600
Фото: nickxenophon.com.au

С начала 2023 года казахстанские работодатели будут обязаны из собственных средств отчислять пять процентов от зарплаты сотрудника на его счёт в ЕНПФ. ОПВР (обязательные пенсионные взносы работодателей - Авт.) должны были внедрить с 1 января 2018 года. Однако сроки не раз переносились. И сейчас ОПВР планируют вводить поэтапно с 2023 года. У них немало противников - предприниматели утверждают, что зарплатный фонд и без того самая расходная часть. В министерстве труда и социальной защиты населения в свою очередь говорят о недостаточности взносов самими работниками для того, чтобы они могли обеспечить себе адекватную пенсию в старости.

Что об этой ситуации думают эксперты, члены правительства и сами работодатели, в материале BaigeNews.kz.

"Нами пытаются залатать дыру в бюджете"

"Необходимо самих работников обязать выплачивать свою "пенсионку", так как в конечном счёте она попадает именно к нему, а не к работодателю. Оптимальное решение: установить размер пенсионных выплат в размере 15 процентов, пусть не сразу, а постепенно: сначала 10, а затем планомерно увеличивать по два процента", - считает директор ТОО "TOP Service Group" Акмарал Имашева.

По мнению главы компании и работодателя, государство опрометчиво поступило, разрешив казахстанцам использовать часть пенсионных накоплений на покупку жилья, лечение зубов и так далее.

"А сейчас выходит, что за счёт работодателей пытается залатать образовавшуюся дыру в бюджете. Это в корне неверно. Фонд заработной платы - наша самая большая расходная часть, а если её ещё больше увеличить, то возникнут не только риски "серых" зарплат, но и значительно ухудшится качество товаров и услуг. Возможно, для небольших компаний это не так будет заметно, но для работодателя со штатом свыше 1000 человек - это непосильная нагрузка", - говорит она.

Акмарал Имашева считает, что работникам давно пора повышать уровень ответственности.

"Они, к сожалению, не хотят самостоятельно ни пенсионные, ни другие социальные отчисления платить, их желание только брать. В их понимании во всём виновато государство, работодатели и так далее. Нам необходимо информационно поддерживать население, повышать его финансовую, правовую грамотность. Работодатель мог бы освещать работу по вопросам различных госпрограмм по жилью, образованию для детей, как вести бюджет, контролировать личные финансы и прочее. Вот этим работодатель может помогать своим сотрудникам. Как говорится: "Спасение утопающего - дело рук самого утопающего", - считает работодатель.

Другой работодатель, генеральный директор ТОО "Астана Тауэр Ишлетме" Жанар Есенеева считает, что введение ОПВР неминуемо приведёт к повышению цен на товары и услуги.

"Понимая необходимость внедрения обязательных пенсионных взносов работодателей, предлагаем уменьшить социальный налог на пять процентов. Ставка социального налога в 9,5 процента от фонда оплаты труда также влияет на себестоимость продукции и в конечном итоге на стоимость товаров, работ и услуг. При уменьшении социального налога на пять процентов и внедрении ОПВР на пять процентов для работодателя налоговая нагрузка останется прежней", - сказала она.

Жанар Есенеева добавляет, что распределение социального налога из бюджета непрозрачно: нет информации, как и куда распределяются средства.

"Медицинские услуги населению оказывает фонд ОСМС, в который работодатель оплачивает три процента от фонда оплаты труда и каждый работник - два процента от заработной платы. Итого, фонд ОСМС получает пять процентов от всей заработной платы страны. Декретный отпуск и случаи потери кормильца оплачивает фонд социального страхования, в который работодатель оплачивает 3,5 процента от фонда оплаты труда", - отметила работодатель.

Она также привела цифры по нагрузке на работника и работодателя. Нагрузка на работника сейчас составляет 22 процента: 10 процентов - ОПВ, 10 процентов - ИПН и два процента - ОСМС. Нагрузка на работодателя составляет 16 процентов, из которых 9,5 процента - это соцналог, 3,5 процента - соцотчисления, три процента - ОСМС.

"Всего налогов и платежей с зарплаты сейчас 38 процентов. При внедрении пятипроцентных ОПВР итого нагрузка на работодателя станет 21 процент. Итого налогов и платежей станет 43 процента - почти половина зарплаты. Это будет препятствовать увеличению номинальной заработной платы и повышению благосостояния народа Казахстана", - сказала она.

Получателей солидарной пенсии становится всё меньше

У министерства труда и социальной защиты населения свои аргументы по этому поводу. Введение ОПВР итак переносилось не раз, а тем временем получателей солидарной пенсии становится всё меньше.

"Разрыв между размерами пенсий новых и действующих получателей только за последние пять лет увеличился с 13 до 30 процентов, что влияет на уровень замещения дохода пенсионными выплатами. При этом 10 процентов взносов самого работника недостаточно для обеспечения адекватного размера пенсии", - написали в Минтруда в ответе на запрос BaigeNews.kz.

Обязательные пенсионные взносы работодателя, как утверждают в Минтруда, повысят благосостояние казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности это актуально для тех, кто не имеет солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.

"Сегодня, как всем известно, в пенсионном обеспечении участвуют только сами работники и государство. Исключение составляют работники вредных производств, таковых чуть более 400 тысяч человек, за которых работодатели уплачивают пятипроцентные профессиональные пенсионные взносы. (...) Введение ОПВР, наряду с другими мерами по развитию пенсионной системы, позволит обеспечить достойную пенсию, адекватную трудовому стажу получателей. При этом нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне, в том числе за счёт предусмотренных в рамках Налогового кодекса послаблений в части отнесения суммы, уплаченных ОПВР, на вычет до налогообложения", - считают в Минтруда.

Готовы рассматривать отсрочку или нет?

Тем не менее, как утверждает министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, вопрос этот обсуждается.

"Мы рассматриваем несколько вариантов. Оставить и посмотреть, какая нагрузка будет. Снижать и посчитать, какие социальные обязательства у нас тогда теряются. Сейчас рассматриваем. Как придём к единому мнению, скажем. Но это решение, конечно, должно быть не в нагрузку работодателям", - сказала Тамара Дуйсенова журналистам в кулуарах мажилиса 8 июня.

Её слова подтвердил вице-премьер Ералы Тугжанов в кулуарах правительства 5 июля.

"Вопрос очень важный. Мы уже не раз эту тему обсуждали. Учитывая многочисленные просьбы, в первую очередь, конечно, крупного бизнеса, сегодня предложения внесены по поэтапному внедрению. Не разовому с 2023 года, а поэтапному до 2027 года. Сначала 1,5 процента и (повышать - Авт.) до 2027 года. Это пока предложение, которое сегодня обсуждается на базе НПП "Атамекен". Я за поэтапное внедрение. К концу года к моменту принятия Социального кодекса вы все ответы получите", - сказал Ералы Тугжанов.

Однако ранее, 6 июня, Минтруда публиковало в СМИ информацию о том, что отмена или отсрочка ОПВР на сегодня не рассматриваются.

"Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчётам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах. Поэтому на сегодняшний день вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается", - написали в Минтруда.

"Интересны будущих пенсионеров должны быть выше бизнес-интересов"

Идея внесения пенсионных отчислений работодателем за своего работника – не наша инновация. Например, в Сингапуре ставка взносов в местный социальный фонд составляет 37 процентов, из которых 20 процентов платит именно работодатель. В среднем же ставка взносов по странам ОЭСР находится в районе 18 процентов, и там тоже есть модели, при которых работодатель делает отчисления за своих работников.

"Я поддерживаю введение ОПВР, и сейчас объясню почему. В целом в Казахстане ставки пенсионных взносов, как и других, довольно низкие относительно стран ближнего и дальнего зарубежья. И введение дополнительных пяти процентов ОПВР не сильно изменит ситуацию в негативную сторону. Когда ряд предпринимателей заявляет о том, что нагрузка повысится, они немного подменяют понятия. Например, говорить, что ИПН, обязательные пенсионные взносы и взносы в фонд медстрахования являются нагрузкой на работодателя, было бы неверно. Они уже "сидят" в заработной плате работника. Нагрузкой работодателя можно считать разве что социальный налог и отчисления в Государственный фонд социального страхования - 9,5 процента, взносы работодателя в Фонд социального медстрахования, а также пенсионные отчисления за сотрудников, задействованных на вредных производствах, - пять процентов. Если прибавить сюда ещё пять процентов ОПВР, то нагрузка не будет превышать у большинства компаний и 20 процентов, хотя публично говорится о 40 процентах и выше", - говорит экономический обозреватель Юрий Масанов.

Не приведёт и введение ОПВР, по мнению аналитика, к переходу на "серые" зарплаты, ведь это, в первую очередь, ущемление прав работников.

"Ответственные за это госорганы должны отслеживать изменения на рынке труда при вступлении в силу нормы о новых пенсионных взносах. Приоритетом должно быть финансовое благополучие будущих пенсионеров, и введение ОПВР – это необходимая мера. Статистика уже показывает, что разрыв между размерами пенсий новых и действующих получателей уже достиг 30 процентов вместо 13-ти всего пять лет назад. Солидарная часть пенсии уменьшается из-за того, что на пенсию выходят всё меньше граждан с трудовым стажем до 1998 года. Соответственно, десятипроцентных отчислений в рамках накопительной системы может не хватить, чтобы обеспечить человеку нормальный размер пенсии. Поэтому и нужна дополнительная поддержка в виде ещё пяти процентов взносов от работодателей. Интересы граждан в этой ситуации должны быть выше бизнес-интересов. Я уверен, что те компании, которые честно ведут свою деятельность, проблем никаких не испытают", - отмечает он.

Если обязать граждан самостоятельно перечислять налоги и взносы в фонды, это приведёт к большому количеству фактов неуплаты, считает эксперт.

"Отсюда меньше накоплений и меньшие размеры пенсий. А ведь у таких граждан виновато опять будет государство. Поэтому уж лучше государственный фонд будет заниматься сбором и хранением накоплений граждан, чтобы обеспечить для них же самих лучшее будущее. Не все могут планировать свои финансы даже на следующий месяц, не говоря уже о десятилетиях до пенсии", - сказал Юрий Масанов.

Он считает, что отсрочка ОПВР возможна, учитывая прошлый опыт.

"Учитывая прошлый опыт, могут вновь перенести ещё на год-два-три из-за публичной активности части предпринимателей, которых введение ОПВР не устраивает. Прогнозировать такие вещи невозможно, но я всё же надеюсь на решение хотя бы поэтапно, но вводить ОПВР со следующего года. Мы должны думать о будущем пенсионеров, в числе которых будем когда-то и я с читателями", - сказал Юрий Масанов.

"У государства нет морального права на увеличение налогов"

Экономист Эльдар Шамсутдинов обращает внимание на то, что в сером и теневом секторах экономии Казахстана сегодня сосредоточено 64 процента работников, которые либо не платят налоги, либо платят их частично.

"Увеличение в большей части коснется 36 процентов работников, которые сосредоточены в бюджетных организациях, квазигоссекторе и корпоративном сегменте. Можно сказать, что увеличение пенсионного налога (а это по своей структуре налог) увеличит расходы бюджета, так как коснётся в большей части бюджетных организаций. МСБ предпочитают оптимизировать налоги с сотрудника с текущим уровнем налогов, полностью оплачивать все выплаты за штат означает потерять конкурентоспособность. Налоги и выплаты сильно увеличивают себестоимость", - делится своим мнением Эльдар Шамсутдинов.

Он считает, что у государства сейчас нет морального права на увеличение налогов.

"В Казахстане сейчас порядка трёх внебюджетных фондов - ГФСС, ЕНПФ и ФМС, в которые в обязательном порядке делают взносы казахстанцы. Эти фонды не отличаются качеством управления и уровнем прозрачности, а в отдельных случаях замешаны в коррупционных скандалах. (...) У государства пока нет морального права на увеличение налогов, нужно работать над охватами, упрощением процедуры уплаты налогов и развитием системы вычетов, когда ты можешь сократить сумму налогов, понеся определённые расходы, например, проценты по ипотеке или расходы на образование/медуслуги", - сказал эксперт.

Любое увеличение налогов и выплат, по его словам, внесёт свой вклад в инфляцию.

"Наша пенсионная система не обеспечивает достойную пенсию, сейчас она служит для кредитования бюджета и отдельных компаний. Наши пенсии со временем обесцениваются. При таких условиях, когда выплата пенсионного налога ограничивает экономическую активность работающих граждан на 10 процентов, а будет на 15, и не даёт гарантии обеспеченной старости. Лучше выбрать доходы предпринимателей, так как это люди больше думают о развитии страны, чем чиновники", - считает он.

По его мнению, в Минтруда пока так и не обосновали не только увеличение пенсионных взносов, но и текущий уровень выплат.

"Расчёты, которые представил на закрытое обсуждение Минтруда, не выдерживают простой критики, использовались данные, подогнанные под результат. Как сказал Олжас Худайбергенов: "У государства есть моральное право увеличивать налоги, когда все остальные ресурсы исчерпаны". (...) Необходимо изменить подходы к соцполитике, взять ориентир на развитие и упрощение, пересмотреть структуру льгот и вычетов. Текущий состав правительства на это неспособен. У нас нет практики признавать свои программные ошибки, скорее будут продолжать использовать устаревшие методы и подходы. Действующая пенсионная система видит в казахстанце человека, неспособного накопить себе на старость. Это патернализм, такая практика порочна и ведёт к социальному напряжению. Необходимо создавать условия, при которых работник сам будет готов накапливать себе на старость. Но такой подход заберёт право на бесконтрольное использование пенсионных денег", - отметил Эльдар Шамсутдинов.

Экономист считает, что пора провести аудит эффективности работы пенсионной системы.

"Как показывает практика, при возможности люди сняли свои пенсионные накопления, так как не доверяют пенсионной системе. Сейчас вместо того, чтобы работать над доверием, власти усугубляют проблему через увеличение налогов. Также практика откладывать ранее принятые решения должна закончиться. В последний раз, когда отложили решения по обязательной регистрации, а потом втихаря её внедрили, случился социальный взрыв. Погибли люди", - сказал эксперт.

Экономист поддерживает идею самостоятельного перечисления взносов и налогов лично работниками.

"Самостоятельная уплата налогов имеет больше плюсов, чем минусов. Работник не только будет видеть размер своих отчислений и их получателей, но и делать платежи самостоятельно. А значит спрос за свои деньги будет больше., что кардинально изменит налоговую культуру. Из существенных минусов такого метода - сегодняшний Налоговый кодекс слишком сложен и заточен на профессиональных бухгалтеров. Неподготовленный человек будет совершать ошибки и получать за это штрафы. Также, по данным PWC, на выплату налогов в Казахстане нужно затратить 186 часов. Не самый плохой, но и не самый лучший показатель по ЕАЭС. А для конкуренции на международном рынке мы должны быть лучшими, поэтому процесс выплаты нужно упрощать и сокращать", - считает Эльдар Шамсутдинов.

Как будет выплачиваться пенсия за счёт ОПВР

Если ОПВР действительно внедрять с 2023 года, то для каждого участника системы откроется условный пенсионный счёт, на котором будут фиксироваться сумма перечисляемых работодателями взносов и формироваться условные пенсионные накопления. Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счёт ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

"То есть пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределённых во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни. Право на пенсионные выплаты за счёт ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее пяти лет (60 месяцев), в размере не более двух прожиточных минимумов. Пенсионные выплаты за счёт ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться", - пишут в Минтруда.

В отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счёт ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, то есть счёт будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

Наверх