Январские события, пытки и митинг полицейских. О чем говорили правозащитники с МВД и Генпрокуратурой

10 Февраля 2022, 18:24
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Baigenews.kz 10 Февраля 2022, 18:24
10 Февраля 2022, 18:24
6455
Фото: Baigenews.kz

В Мажилисе прошел круглый стол по правам человека, передает BaigeNews.kz. Модератор мероприятия - вице-министр внутренних дел Марат Кожаев.

Среди выступающих - замгенпрокурора Ерлик Кененбаев, правозащитники, депутаты. Главные темы встречи: пытки в Казахстане, январские события и митинг полицейских в Талдыкоргане.

Прокуроры освободили 96 задержанных по январским событиям

Незаконные действия, в том числе пытки, происходят на начальной стадии следствия, рассказал замгенпрокурора Ерлик Кененбаев. Людей доставляют с мест происшествия в полицию, и там они остаются один на один со следователем или оперативником.
"Допускаются непроцессуальные контакты от оперативных работников с задержанными, как говорится для "беседы по душам". Многие из них не знают своих прав, не имеют защитников и в большинстве случаев полицейские пользуются этим. Причина в том, что нет четко регламентированного порядка работы с доставленными лицами", - сказал он.
Январские события тому наглядное подтверждение.
"На сегодня в органы прокуратуры по этим событиям поступило 250 жалоб о пытках и нарушениях прав граждан при проведении расследования со стороны сотрудников правоохранительных органов. Реагируем на каждую. В отдельных случаях нарушения прав граждан находят свое подтверждение. К примеру, 12 января текущего года прокуратурой Алматы освобождено 24 жителя города, которые незаконно содержались под стражей. По данному факту спецпрокурором ведется следствие", - сказал Ерлик Кененбаев.
Всего из-за отсутствия оснований для задержания из изоляторов временного содержания прокуроры освободили 96 человек. В отношении 92 человек изменили меру пресечения с содержания под стражей на иные.
"Также расследуются дела по фактам смерти, пыток, превышения власти в отношении задержанных лиц. Всего расследуется таких 133 уголовных дела. Для объективности расследования по всем делам определены процессуальные прокуроры. Обеспечен доступ медработников в места содержания задержанных лиц. Сейчас необходимый объем медпомощи предоставляется 27 задержанным-арестованным. В целях независимой проверки случаев жесткого обращения и непредоставления медпомощи уполномоченным по правам человека и правозащитным организациях обеспечивается доступ к задержанным и арестованным. Помимо этого совместно республиканской коллегией адвокатов решен вопрос оказания своевременной юрпомощи, а также доступ защитников в учреждение", - заверил он.
Он отметил, что Генпрокуратура внимательно изучает международный опыт развитых стран. В странах Европы полиция работает по стандартам, специально разработанным для контакта с задержанными.

Они представляют собой строгий алгоритм действий, в котором следующий шаг не может быть сделан, пока не проведен предыдущий.
"Такой подход применяется в Великобритании, Норвегии и нам надо перенимать этот опыт. Это обеспечит ограничение доступа посторонних и тех же оперативников к задержанному лицу. Если речь идет о допросе, он должен проводиться в специально оборудованном видеофиксацией кабинете с участием защитника. Во исполнение поручений Главы государства уже принимаются меры по введению сплошного видеонаблюдения в зданиях силовых органов. Органы полиции оборудованы свыше 18 тысячами видеокамер. Ведется работа по полному дооснащению 29 учреждений УИС. Для проведения допросов с видеофиксацией оборудовано более 500 кабинетов органов уголовного преследования. По нашей инициативе во всех городских районных отделах полиции введен электронный учет посетителей. Ранее он функционировал только в областных аппаратах органов правопорядка", - сказал Ерлик Кененбаев.
Для прозрачности уголовного процесса, по его мнению, целесообразно также внедрить обязательное видеопротокол следственных действий.

Видеофиксация позволит исключить искажение хода и результата следственного мероприятия, а также злоупотребления со стороны следователей.

Он также проинформировал, что за последние два года за пытки уже осуждено 24 сотрудника уголовно-исполнительной системы.
"Третий год идет снижение числа заявлений о пытках в стенах учреждений", - сказал Ерлик Кененбаев.

Задержанные говорят об избиениях и жестокости в изоляторах

В адрес Уполномоченного по правам человека продолжают поступать обращения граждан о нарушениях в отношении задержанных и арестованных во время январских событий.
"Всего по состоянию на 9 февраля поступило в адрес Уполномоченного по правам человека 62 письменных заявления, из них 32 - это обращения о недозволенных мерах следствия с применением физического насилия, жестокого обращения. Другие обращения связаны с необоснованным задержанием, несогласием с судебными решениями об административном наказании, неоказании медпомощи, недопуске адвокатов. Граждане, которые находились в помещениях посещаемых нацпревентивным механизмом, сообщили об избиениях и жестоком обращении и иных действиях, унижающих их достоинство. Говорили о том, что их заставляли подписывать процессуальные документы под давлением, не обеспечили доступ к адвокатам, питьевой воде и питанию, медпомощи в связи с полученными телесными повреждениями в первые дни задержаний", - сказала руководитель управления по работе с обращениями граждан Национального центра по правам человека Салтанат Нуримбетова.
По ее словам, в стране не работает механизм применения альтернативных мер пресечения.
"То есть применение подписки о невыезде, домашнего ареста, личного поручительства и других мер вместо содержания под стражей. Автоматически массовое задержание и содержание под стражей вызвало негативные последствия в виде недовольства родственников. Это показывает, что необходимо пересмотреть подходы по назначению мер пресечения", - считает Салтанат Нуримбетова.
Салтанат Нуримбетова отметила, что по закону при режиме ЧП, который объявляли в стране, нужно помнить не только об ограничениях, но и о соблюдении прав человека в условиях содержания под стражей.
"В условиях ЧП мы увидели, что неэффективно сработал сам закон о ЧП, потому что в нем не предусмотрены положения, касающиеся оказания оперативной социальной психологической помощи населению в условиях ЧП. Не может быть предоставлена психологическая помощь самим сотрудникам правоохранительных органов. Кроме того, наличие в МЧС всего трех сотрудников-психологов недостаточно для пострадавшего населения по всей стране, и для самих сотрудников этого недостаточно. Случай, произошедший буквально вчера, свидетельствует что нет поддержки самим сотрудникам правоохранительным органам со стороны психологов, не оказывается соответствующая психологическая помощь", - считает она.

Полицейские боятся, что их привлекут за пытки

Салтанат Нуримбетова имела ввиду ситуацию, которая произошла в Талдыкоргане 9 февраля. Как сообщает "Хабар-24", сотрудника Управления криминальной полиции подозревают в применении пыток.

После его задержания Антикором коллеги собрались у здания департамента Агентства и заявили, что все намерены уволиться. Успокоить их смог прибывший на место заместитель начальника областного департамента полиции Ельдар Абдикенов. После разговора с ним полицейские разошлись.

Этот вопрос затронула и замдиректора казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности Роза Акылбекова. Она считает, что ситуация показала незнание полицейских о своей ответственности за пытки.
"Когда полицейские вышли, у всех правозащитников создалось впечатление, что это доказательство того, что они пришли не поддержать своего сотрудника. Они боятся что их тоже привлекут, что пытки будут доказаны в Казахстане. И если их не докажут, то докажем мы - правозащитники на международной арене. (...) И они добились выпуска этого человека! Простите, в стране делегации международных, управление верховного комиссара по правам человека. Они тоже получат эту информацию. И, получится опять: плохие правозащитники клевещут на страну? У меня рекомендация к Генпрокуратуре. Очередные недозволенные вещи не допускать. Вы должны срочно дать правовую оценку. Дать информацию в СМИ, потому что могут начаться слухи и используют нехорошие силы этот момент. Генпрокуратура должна дать ответы, почему отпустили подозреваемого за страшные преступления? Потому что свобода от пыток - это абсолютная свобода", - сказала Роза Акылбекова.
Она отметила, что митингующие полицейские имели при себе оружие.
"Это опасно. Если бы были журналисты, мы не знаем, как это могло бы развернуться для них и правозащитников. Мы своему сотруднику не рекомендовали туда ходить, потому что они (полицейские, - прим. Авт.) вооружены. Как Генпрокуратура расценивает этот сбор? Как несанкционированный митинг? Будут ли привлечены к ответственности виновные? Генпрокуратура должна дать оценку по международным стандартам и принципам, которые являются де-юро для Казахстана. И провести эффективное расследование, быстро, срочно - по факту пыток", - потребовала правозащитница.
Ерлик Кененбаев же ответил, что следователь Антикора, который ведет дело, по закону имеет право вызывать людей на допрос, проводить следственные действия и только в его компетенции решить вопрос - задержать этого подозреваемого, либо освободить.
"Конечно, мы будем рассматривать с точки зрения законности и была ли необходимость задержания, или не было. Но лучше вопрос адресовать руководству Антикора, которое ведет расследование. Все вопросы на сегодня звучат только в адрес Генпрокуратуры, но все остальные госорганы тоже стоят на защите прав человека. Мы - надзорный орган. Но если бы было произведено задержание официальное, мы бы тогда включились. Но не было официального задержания. Человека вызвали в здание Антикора и отпустили. Все. Это в полномочиях следователя. Подследственность можно поменять только по ходатайству участников уголовного процесса. Только если есть жалобы или недоверие к следственному органу", - ответил он.

В Таразе с населением работают провокаторы

Быть более гуманными к задержанным призвала депутат Мажилиса Гульдара Нурумова. Она встречалась с задержанными в результате январских событий в Таразе. 74 человека находятся сейчас в СИЗО.

Из них, по информации депутата, шесть несовершеннолетних. Есть человек с инвалидностью, больной туберкулезом, старшие сыновья из многодетных семей, мужья беременных жен.
"Со слов родителей, их дети попали из-за своей неопытности, молодого возраста, незрелости сознания и просто глупости. Некоторые из них из любопытства пошли посмотреть, фотографировались на фоне горевших зданий, наивно полагая, что ничего плохого не совершают. Некоторые подобрали разбросанное оружие на улице. Родители задержанных спрашивают, ведь обещали не привлекать к ответственности тех, кто добровольно сдаст оружие. Но трех молодых ребят задержали именно при добровольной сдаче оружия. Работой государственных адвокатов родители недовольны. Это большая проблема. Задержанные остались практически без защиты. На частных адвокатов нет возможности - все малообеспеченные семьи. Мы, конечно, не имеем права вмешиваться в работу правоохранительных органов и следствия, организаторы беспорядков, виновники нападений и убийств мирных граждан должны понести суровое наказание. Но при встрече с самими задержанными, их родственниками тяжело было видеть боль и горе слезы матерей, просто не передать словами", - сказала депутат.
Сейчас из-за этого, по ее словам, в Таразе растет социальная напряженность и большой отрицательный резонанс в обществе.
"Южный город со своим менталитетом, уровень жизни не такой высокий, как в мегаполисах, часть похищенного оружия из здания ДВД (ДП) еще не найдено. В городе с родственниками, населением работают провокаторы. Люди готовы опять выйти на митинги, последствия которых непредсказуемы. Ждут объективного справедливого решения. Учитывая, что задержанные ранее не судимы, что все раскаиваются, осознают свою вину, как женщина, мать, прошу еще раз изучить факты по каждому из задержанных с учетом степени участия, семейного положения, состояния здоровья и по возможности смягчить наказание. И отпустить под домашний арест, в первую очередь, несовершеннолетних и по возможности тех, кто не участвовал в нападениях и убийствах людей. Конечно, со мной коллеги могут не согласиться. Но как-то надо решать этот вопрос, причем срочно, чтобы не допустить новых беспорядков. Вчера по этому вопросу обратились к руководству Генпрокуратуры, но он еще не решен", - сказала Гульдара Нурумова.
Ерлик Кененбаев ответил ей, что процесс идет, но он не быстрый.
"Выступающие и задающие вопросы говорили, что пока правозащитники не придут, прокуроры не принимают никаких мер. До 12 января уже было 24 лица освобождены прокурорами, по которым не было достаточно доказательств или их деяния не были такие тяжкие. Этот процесс идет и будет продолжаться. Если обращение вчера только поступило, естественно, будет в работе и в соответствующие сроки мы по этим задержанным разберемся. И результаты вам сообщим", - заверил он.

Из-за ажиотажа может пострадать правосудие

Депутат Мажилиса Гульнара Бижанова, наоборот, отметила, что сейчас в СИЗО уже не осталось случайно задержанных людей. По ее словам, сейчас там находятся те, по которым конкретно есть доказательства участия в январских событиях в той или иной мере.
"Да, по всем всем фактам, где полномочия были превышены, может даже с неоправданной жестокостью, мы не оправдываем в данном случае действия органов правопорядка. По каждому из них возбуждены уголовные дела, и скорее всего еще будут возбуждаться. Три органа ведут расследование – МВД, прокуратура, Антикор. И точку окончательную о степени их вины поставит суд", - сказала она.
Она рассказала, что посещала СИЗО в Алматы, и заявила, что "по крайней мере в самом следственном изоляторе сами же задержанные никаких жалоб не предъявляют".
"Можно понять, да, рядом находится руководство, администрация и они, возможно, и не будут об этом говорить. Но в целом на задержанных нет откровенных следов свежих побоев. Если эти побои и были, они были в первые дни после задержания. Сейчас ведется следствие. Трехразовое питание, тепло, норма по заселению в камере полностью соблюдаются, медпомощь оказывается. Через день приезжают узкие специалисты из городских больниц, оказывают медпомощь тем, кто в этом нуждается. Поэтому это тоже учитывайте, пожалуйста", - сказала она.
Досталось и официальным СМИ, которые были единственным источником информации во время отсутствия интернета. Депутат посоветовала им удержать волну зрителей, которую они получили во время режима ЧП и взять пример с коллег из BBC.
"Посмотрите, как BBC это подают. Просто "no comment" и каждые полчаса идет информация. И почему не показать, сейчас все сервера восстановили, записи есть. Почему не показываются каждые полчаса эти события, как громили города, как издевались над сотрудниками полиции, военными, как поджигали их как избивали? Есть отдельные публикации, но большую часть информационного пространства сейчас заполняет массовая истерия. Этого не должны мы допускать, потому что сильно падает уровень доверия общества к органам правопорядка", - сказала она.
Она подчеркнула, что сейчас все должны цепко держаться за принцип верховенства закона. Генпрокуратура и МВД должны активно посвящать население в то, кто распространяет ложную информацию.
"Причем точно так же массированно, как идет сейчас истерия псевдоактивистов. Сейчас очень активные попытки реабилитировать арестованных участников идут и выставляют их случайными прохожими, патриотами народа, доведенными до отчаяния народа. Все понятно, в первые дни это и был доведенный до отчаяния народ во время мирных митингов. Осуждают за те бандитские действия, когда громили административные здания, поджигали, убивали, насиловали, грабили своих же соотечественников-предпринимателей. И вот это мы должны очень жестко осуждать. А мы проигрываем эту информационную войну", - сказала Гульнара Бижанова.
Опасения, что виновные могут уйти от ответственности, выразил и глава общественного совета МВД РК Марат Когамов.
"Я переживаю, чтобы в рамках общественного ажиотажа не пострадали интересы правосудия, чтобы действительно виновные не ушли от ответственности и так далее. Надо очень разумно в предусмотренных законом пределах вмешиваться в такого рода общественно-контрольные мероприятия. Вмешательство любых форм общественного контроля должно быть разумным, мы не должны мешать той большой работа которая сейчас ведётся правоохранительными органами, органами прокуратуры и так далее", - сказал он.
Вспоминая январские события, когда полицейские в Алматы не применяли силы к погромщикам в начале, из-за чего сами же пострадали, Марат Когамов отметил, что в законе о правоохранительной службе целая глава посвящена вопросам применения спецсредств, боевых приемов борьбы, огнестрельного оружия, и иного оружия.
"Формы обороны крайней необходимости очень разнообразны. Все те случаи в Алматы были прямыми случаями возможности применения ресурсов правоохранительных органов. Если они этого не делали, то я списываю на ментальность нашего народа, терпимость и так далее, хотя фактически надо было очень жестко поступать по отношению к мародерам и так далее", - сказал Марат Когамов.
Ранее в Генпрокуратуре заверили, что "в следственных изоляторах случайных лиц нет". Под стражу заключены только те, в отношении которых есть серьезные улики в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.



Наверх