Самые лучшие — пассажиры чартерного рейса. Особенности работы бортпроводника

12 Июля 2022, 12:35
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из личного архива Ксении Саркисовой 12 Июля 2022, 12:35
12 Июля 2022, 12:35
6129
Фото: из личного архива Ксении Саркисовой

12 июля профессиональный праздник отмечают бортпроводники. Всемирный день бортпроводников, больше известных нам как стюарды и стюардессы, начали отмечать почти век назад. Праздник возник в Германии в 1928 году — именно там впервые на борт самолета пригласили человека, который бы помогал пассажирам, подавал напитки и еду. При этом изначально бортпроводниками были исключительно мужчины, затем к этой профессии привлекли и женщин.

Ксения Саркисова работает старшим бортпроводником в одной из казахстанских авиакомпаний с 2011 года. Девушка поделилась с корреспондентом BaigeNews.kz своим опытом работы в небе.

— Расскажите, почему вы решили выбрать эту профессию?

— Раньше я работала в нашем русском драматическом театре, училась там в студии и мне всегда было интересно что-то новое узнавать. И авиация для меня тоже была интересным и необычным моментом. Всегда, когда я выходила из театра, было видно, как пролетает самолёт — зона такая. И меня всегда манили небо и авиация.

— Не было ли тяжело сменить профессию?

— Страшно не было, вы знаете, зрители и там и там — разницы нет.

— С чего вы начали свой путь? Куда обратились?

— Я случайно услышала объявление по радио, которое уже не должны были давать, потому что кастинг закончился. Но его случайно дали, я приехала в аэропорт, мне сказали, что произошла ошибка, но всё же мое резюме взяли. И так я оказалась в авиации.

— Расскажите, были ли какие-то курсы подготовки или школа, чему вас обучали?

— У всех бортпроводников и по сегодняшний день так же, как у меня, проходит первоначальная подготовка. На ней изучают типы самолётов, на которых будут летать. В моём случае самыми первыми типами самолётов были АН-24, ЯК-42. Далее меня обучили в Москве — на Boeing 737 и на Boeing 757.

— А какие именно курсы проходили?

— В первоначальную подготовку обязательно входит медицина — как оказать первую помощь пассажиру на борту. Далее идёт сервис — изучается полностью обслуживание пассажиров. После переходят к безопасности. Естественно, самое основное — это обеспечение безопасности в полёте.

— А правда ли, что бортпроводник может оказать помощь при родах и экстренной ситуации?

— Это правда, потому что у нас есть замечательный профессор Самченко, который нам преподаёт медицину. Каждый год мы проходим учёбу, освежаем свои знания. И, конечно же, имеем представление о том, как принять роды. Если, например, человек подавился или у него эпилептический припадок, мы уже знаем, как себя вести. К тому же, если такой случай происходит в самолёте, мы обязательно запрашиваем медицинский персонал на борту, обращаемся к пассажирам.

А были случаи, когда пассажирам требовалась медицинская помощь?

— Да, и честно говоря, это довольно-таки часто происходит. Например, люди возвращаются с отдыха, где очень много тратят энергии и переутомляются, поэтому в полёте могут потерять сознание. В принципе это нормально для человека неподготовленного. И я сама оказывала первую помощь. Приводила в чувство человека, подключали кислородный баллон. Этим всем нас учат пользоваться. Также на борту был медицинский персонал, мне повезло, и мы вместе привели в чувство человека.

— А приходилось ли принимать роды в самолёте?

— Мне не доводилось. Но знаю, что такие случаи были, и всё проходило успешно. Знаю, что ребёнка, которого приняла бортпроводница, назвали её именем.

— Как вы считаете, какими качествами нужно обладать, чтобы стать бортпроводником?

— Нужно иметь коммуникабельность, любить людей. Вообще, при наборе бортпроводников обращают внимание на физическое здоровье. И должен быть определённый возраст. Также приятная внешность, чёткая дикция, хотя бы среднее образование. И, конечно, огромное желание летать и работать с людьми.

— Расскажите о вашем графике работы.

— График ненормированный, к этому нужно быть готовым. Перелёты могут быть в разное время суток. Сегодня ты полетишь, например, ночью, через два дня — утром. Но к этому организм привыкает. Мы, как аквалангисты, привыкаем ко всему. Однако когда ты только начинаешь летать, перестройка организма может даться кому-то нелегко. Но я сама — человек-воздух, мне это всё легко давалось. Я быстро могу перестраиваться со временем и опытом у тебя просто включается организм в работу, не важно, ночь это или утро. И ты не спишь, работаешь и всё прекрасно проходит.

— Расскажите о своём самом первом полёте в качестве бортпроводника.

— Мой первый полёт произошёл в 2011 году. Это была весна, а самолёт — АН-24. На этом борту вообще работает один бортпроводник. Но, поскольку меня вводили в курс дела, я была с инструктором. Это был океан впечатлений, восторг и эмоции просто зашкаливали. Я была счастлива тогда, как и сегодня.

— Какие ещё есть нюансы в профессии? Влияют ли частые перелеты на здоровье?

— Во-первых, нужно учитывать время полёта. Можно семь часов лететь — и практически всё это время ты находишься на ногах, естественно, нагрузка идёт на здоровье. Во-вторых, смена часовых поясов — но к этому тоже привыкаешь, хотя разница, например, в четыре часа всё же ощутима. Перепады давления в полёте пользы здоровью точно не несут. В-третьих, нужно постоянно быть заботливым, корректным, потому что пассажиры бывают разные, и, не побоюсь этого слова, здесь нужно иметь талант.

— Как влияет на личную жизнь то, что вы постоянно в разъездах?

— Возможно, это и влияет: если человек не связан с авиацией, это сложно принять и понять. А вот человек, который имеет работу с жёстким режимом, поймёт намного легче.

— А если говорить о плюсах этой профессии, какие из них самые главные?

— Плюсы огромные. Это посещение разных мест, ты общаешься с разными людьми, изучаешь различные культуры, это очень интересно и делает жизнь разнообразной. Кстати, когда нет стабильного графика, где-то и хорошо, потому что ты постоянно в ритме, каждый день у тебя отличается от предыдущего. Это прекрасный опыт для жизни однозначно.

— Какие вы страны уже посетили?

— Я из Турции прилетела сегодня ночью. Таиланд, Египет, Мальдивы, Шри-Ланка... Наверное, в рамках авиакомпании побывала везде.

— Часто ли такое бывает, что у вас остаются хотя бы один-два дня на то, чтобы ознакомиться со страной? Или чаще так, что прилетел и сразу улетел...

— Это зависит опять-таки от графика. График бывает плотным, а бывает возможность походить, погулять, посмотреть достопримечательности.

— Давайте поговорим о пассажирах. Какие для вас самые лучшие, с кем приятно работать?

— Самые лучшие — те, у кого хорошее настроение, кто на позитиве. Часто такими оказываются пассажиры чартерного рейса с отдыха. Вот они такие заряженные, весёлые.

— А самые трудные пассажиры?

— Если говорить о нежелательных пассажирах, с которыми трудно, то наиболее неконтролируемые — люди в алкогольном опьянении. С трезвыми всегда можно договориться. Хотя в своей практике я не сталкивалась с неконтролируемыми людьми, у меня всегда пассажиры положительные, хорошие. Бывает, что человек без настроения заходит. И, наоборот, с таким пассажиром интересно мне лично работать, этого пассажира расположить к полёту. Расположить вообще просто: поднять настроение улыбкой и тёплым словом, предложить лишний раз чай или напиток.

— А вы сразу понимаете, что у человека нет настроения, когда он заходит?

— Ну, знаете, очень сложно не понять. Когда пассажир заходит на борт, бортпроводник автоматически считывает информацию: как заходит, с какой интонацией с тобой здоровается. А как ты встречаешь пассажира, так и проходит рейс. Это однозначно. Если бортпроводник настраивает себя на положительный рейс, улыбается и прямо окутывает всех заботой, рейс на 100 процентов проходит хорошо.

— Говорят, что работа бортпроводника самая лучшая. Как вы считаете, почему?

— Потому что выше — только космонавты. Мы высоко летим, далеко глядим, это романтическая профессия. Посещение стран, приятная зарплата. Ты очень много чего видишь, много отдыхаешь, тебе ещё за это платят в конце. Это приятный момент.

— Сами не боитесь летать?

— Нет. И мне в небе лично намного спокойнее, чем на земле. Там тихо, спокойно — когда самолет поднимается, все абсолютно становятся равны. Какая-то особая атмосфера, что-то волшебное происходит. Причём каждый раз. Кроме того, с нами отрабатывают действия в нештатных ситуациях, и мы к ним готовы. В небе для нас неожиданности не может быть.

— А как успокаиваете тех пассажиров, у кого аэрофобия и кому страшно летать?

— У меня были такие пассажиры — здесь поможет мягкий и спокойный тон, можно даже присесть, посмотреть пассажиру в глаза, дать понять, что он не один. Предложить чай, напиток, чтобы этот пассажир снова почувствовал, что он не один. И тогда страхи проходят, человек сразу же расслабляется.

— Что бы вы посоветовали человеку с аэрофобией? Как настроить себя перед полётом?

— Я всегда говорю: посмотрите краш-тест, как проверяют самолеты. Можно много посмотреть таких роликов, найти их в интернете, тогда вообще не будет страшно летать. И это ещё с учётом того, что это самое безопасное средство передвижения. И мне кажется, это самое лучшее средство передвижения, так что бояться не стоит.

— Какой у вас был самый запоминающийся полет?

— Я вам честно скажу: у меня, наверное, практически каждый полет — запоминающийся, невероятный. Потому что, когда поднимаешься вверх над облаками, ты наблюдаешь такие закаты... У меня столько фотографий за это время накопилось. Я даже не знаю, сколько я видела закатов и рассветов, это неописуемая, сказочная красота в небе. Поэтому я не могу выделить какой-то самый запоминающийся полеты. Они все замечательные.

— Как по-вашему, кому подойдет эта профессия и кому в ней точно не место?

— Подойдёт, наверное, каждому человеку, которому это будет интересно, у кого будет желание. Точно подойдёт человеку спокойному, уравновешенному, знающему других людей, с желанием общаться, мягкому, гибкому.

— А кому не подойдет?

— Я не могу ни на ком поставить крест. Я думаю, если кому-то она не подойдет, он и не придет, не захочет. А если кто-то заинтересовался — то всё, у этого человека шансы 100 процентов.

Наверх