Социально ориентированное государство – ключевое достижение страны под руководством Назарбаева

27 Марта 2019, 18:37
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
архив Bnews.kz 27 Марта 2019, 18:37
27 Марта 2019, 18:37
3631
Фото: архив Bnews.kz

Об этом написал в своей статье, размещенной в "Казахстанской правде", руководитель Канцелярии Первого Президента РК Махмуд Касымбеков.

Сугубо прагматичный подход Лидера нации, предполагающий конкретные дела, сохранение устойчивости всей системы, стратегическое планирование и поэтапное развитие, позволил нашей стране за неполные 30 лет добиться впечатляющих результатов в государственном строительстве. Благодаря непрерывному процессу трансформации и глубоким сис­темным реформам во всех сферах общества в мире заговорили о "казахстанском чуде", главным творцом и автором которого является Нурсултан Назарбаев, сообщает BNews.kz.

Эволюционное политическое развитие и общественная стабильность

В государственном строительстве Нурсултан Назарбаев с самого начала провозгласил принцип "сначала экономика, потом политика". Он лично пропускал через себя все перипетии политической атмосферы тех лет и очень тонко чувствовал тревоги и ожидания людей. В силу высокого уровня ответственности и прагматичного взгляда на вещи для Лидера нации были абсолютно неприемлемы различные эксперимен­ты и непродуманные действия. По­этому в Казахстане во главу угла был поставлен принцип эволюционного, поэтапного развития.

Так, на основе Конституции 1995 года был создан устойчивый механизм осуществления единой государственной власти, которую составляют три ветви – исполнительная, законодательная и судебная. Принцип разделения властей гарантировался созданной системой сдержек и противовесов (вотум недоверия, импичмент, право вето и т. д.). Конституцией провозглашалась президентская форма правления, особенность которой определяется тем, что Президент имеет особый статус и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и несет ответственность за деятельность государственных органов перед народом.

В целом учрежденный 24 апреля 1990 года институт президентства стал центральным элементом всей системы государственного управления суверенного Казахстана. Окончательно такое положение оформилось 29 апреля 1995 года в ходе республиканского референдума о продлении полномочий Президента. Его итоги наглядно продемонстрировали высокий уровень общественной поддержки инициатив и политики Нурсултана Назарбаева. В последующие годы она только возрастала, о чем убедительно свидетельствуют результаты всех президентских выборов в нашей стране.

Возглавляемая Президентом партия "Nur Otan" стала мощным консолидирующим звеном казах­станского общественно-политичес­кого пространства и выразителем интересов самых широких слоев населения, последовательно реализуя социально значимые инициативы и актуальные для социума проекты.

Принятые законы "О политичес­ких партиях""Об общественных объединениях", регламентирующие деятельность общественно-политических структур, обеспечивают плюрализм мнений и предоставляют все возможности для участия людей в принятии решений на республиканском, региональном и местном уровне. Это находит свое отражение в интенсивной общественно-политической жизни в стране. Так, по данным Министерства юстиции РК, в стране зарегистрировано около 23 000 общественных объединений республиканского и регионального уровня.

С обретением независимости бурное развитие получила четвертая власть. В стране возникли и успешно работают различные негосударственные коммерческие, общественные радиостанции, телевидение и печатные издания, обеспечена свобода средств массовой информации. Приняты законодательные гарантии свободы СМИ.

В результате отечественная журналистика превратились в действенный институт общественного контроля и информирования населения о ситуации в стране и мире. На текущий момент в Казахстане зарегистрировано 3 393 действующих СМИ различных форм собственности. Из общего числа СМИ 2 829 составляют периодические печатные издания, 133 – телеканалы, 70 – радио и 361 – информационные агентства и сетевые издания.

Кроме того, Лидер нации уделяет повышенное внимание формированию новой меритократической системы государственной службы. Ее основные принципы – демократичность, общедоступность, транс­парентность деятельности, учет общественного мнения и пос­тоянный диалог с людьми, профессионализм и компетентность государственных служащих.

В 90-х годах прошлого столетия сразу после распада Советского Союза многие ученые и политики предрекали Казахстану дезинтеграцию и распад в результате этнических и межконфессиональных противоречий. Знаменитый американский политолог Збигнев Бжезинский даже назвал наш регион "Евразийскими Балканами", отсылая к печально известному югославскому опыту. Справедливости ради стоит сказать, что риски такого развития событий были достаточно большими. Однако Первый Президент Казахстана, осознавая хрупкость гражданского мира и высокий уровень чувствительности межэтнических и межконфессиональных отношений, инициировал ряд системных мер для купирования и эффективной нейтрализации всех негативных тенденций в этой стратегически важной сфере.

В частности, государство гарантировало свободу вероисповедания, обеспечило беспрепятственную деятельность традиционных религиозных объединений в стране. Были созданы условия для реализации конституционного принципа светского государства, согласно которому никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и общеобязательной. Такие действия обеспечили гармоничное сосуществование представителей ислама, христианства, иудаизма и других конфессий.

Мирные инициативы Нурсултана Назарбаева также институционализировались и активно продвигаются с 2003 года в рамках регулярно проводимого в Астане Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Для обеспечения межэтнического согласия и стабильности в обществе в 1995 году был создан уникальный общественный институт – Ассамблея народа Казахстана, в которой представлено около 130 этносов, проживающих в нашей стране.

В целом сегодня можно с уверенностью констатировать, что Первый Президент сыграл ключевую роль в демократизации общества, развитии казахстанского парламентаризма и институтов гражданского общества, а также в обеспечении общенационального единства и согласия в стране на основе сбалансированной политики триединства языков и равенства представителей всех этносов и конфессий.

Построение социально ориентированного государства

Социально ориентированное государство – это одно из ключевых достижений независимого Казах­стана под руководством Нурсултана­ Назарбаева. Само современное понимание власти подразумевает ее направленность на общество и людей. Первый Президент неоднократно подчеркивал, что человек, его знания и способности представляют собой главный капитал и ценность нашей страны. Именно на формирование гармонично развитой личности в конечном итоге работают все принятые программы и документы. Лишь социально ориентированное государство может обеспечить высокое качество жизни и полноценную реализацию человеческого потенциала.

Вместе с тем в рыночных условиях следует находить разумный баланс в социальных приоритетах, избегая стимулирования иждивенчества и патернализма в обществе.

Исходя из этих постулатов, строи­лась социальная политика нашего государства. В числе ее ключевых приоритетов качественная медицина и образование, продуктивная занятость населения и адресная социальная помощь. Добиться этого позволили реформы в здравоохранении, образовании и социальном обеспечении.

В начале 2000-х годов была осуществлена реформа здравоохранения. Она положила начало созданию новой модели управления в медицине, обеспечила развитие негосударственного сектора, создание передовых лечебных центров.

С целью дальнейшего совершенствование этой отрасли был принят ряд программных документов, законов, создан Фонд социального медицинского страхования.

Осуществлена кардинальная модернизация всей сферы здравоохранения, улучшилась инфраструктура, внедрены мировые стандарты управления и предоставления медицинских услуг, подготовлены современные медицинские кадры.

Так, финансирование здравоохранения увеличилось с 6 миллионов тенге в 1991 году до 1,2 триллиона тенге в 2017 году. За все эти годы в Казахстане было построено 219 новых больниц, порядка 1 200 новых поликлиник, амбулаторий и медицинских центров.

Появились новые медицинские сервисные услуги, в том числе скрининговая программа, создана кардиологическая служба. Во всех регионах страны проводится весь спектр исследований и высокотехнологичных операций, проводимых отечественными специалистами. Казахстан, сформировав передовой медицинский кластер, превратился в один из центров международного медицинского туризма.

Главное, значительно улучшились показатели здоровья населения. Например, средняя продолжительность жизни в стране выросла с 67,6 года в 1991 году до 72,5 года в 2018 году.

Успехи социальной политики нашего государства выражаются в рос­те демографических показателей. Ежегодно в стране рождается около 400 тысяч детей. Уровень материнской смертности снизился в 5 раз, младенческой смертности – в 3 раза.

Сегодня благодаря постоянному вниманию Первого Президента в стране сформирована эффективная и качественная система здравоохранения.

Наряду с медициной важной составляющей социальной политики государства является образование. Одна восточная пословица гласит: "Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно не может быть ни похищено, ни потеряно, ни истреблено". И в наши дни его ценность многократно увеличилась. Уровень образования является четким индикатором развития целых стран и континентов, определяет перспективы их дальнейшего продвижения и глобальной конкурентоспособности.

В Казахстане реформы в образовании были нацелены на внедрение мировых стандартов обучения, формирование негосударственного образовательного сектора, целевую подготовку необходимых специалис­тов, внедрение информационных технологий и электронного обучения. Введение ЕНТ предоставило равные и прозрачные условия всем выпускникам школ при поступлении в вузы страны. В 2010 году Казахстан присоединился к Болонской декларации в сфере образования, в результате чего в высшей школе внедрена международно признанная трехступенчатая модель "бакалавриат – магистратура – докторантура".

Коренным образом улучшилась инфраструктурная база сферы образования. За годы независимости построено 2 837 объектов образования, в том числе 888 детсадов и 1 949 школ.

Президент еще в первые годы становления обратил внимание на важность подготовки отечественных специалистов по международным стандартам обучения. Одним из значимых достижений стала программа "Болашак", в рамках которой с 1993 года свыше 13 тысяч казах­станцев прошли обучение в лучших зарубежных вузах.

Следующим шагом на пути формирования современной конкурентоспособной образовательной системы и подготовки кадров для "экономики знаний" стало создание Назарбаев Университета и сети Интеллектуальных школ. Наряду с этим были приняты меры по развитию системы подготовки технических кадров.

Все эти усилия обеспечили создание серьезного интеллектуального ресурса для решения стратегических задач развития страны. Так, за все годы независимости было подготовлено 2,8 миллиона кадров с высшим образованием. Если в 1991 году высшее образование получило чуть более 40 тысяч человек, то в 2018 году их количество составило уже свыше 150 тысяч человек.

Важным решением в формировании современной системы социального обеспечения стала пенсионная реформа 1997 года. Казахстан одним из первых в СНГ осуществил переход от распределительной к накопительной пенсионной системе.

Внедрение трехуровневой сис­темы социального обеспечения позволило усилить адресность социальной политики. Дальнейший рост экономики дал возможность обеспечить увеличение заработных плат работников бюджетной сферы, поднять размеры социальных пособий и выплат. Так, за 10 лет, с 2005 по 2015 год, расходы на социальную сферу выросли в три раза. Пособия и выплаты регулярно получали свыше 1,5 миллиона граждан. Более 2 триллионов тенге дополнительно будет выделено на реализацию нового пакета мер социальной поддержки и повышение доходов казахстанцев.

Таким образом, на протяжении всех этих лет Казахстан последовательно усиливал социальную политику и наращивал объем инвестиций в эту сферу. Так, благодаря масштабному жилищному строительству с 2006 по 2016 год жилищный фонд страны увеличился на 86,5 миллиона квадратных метров. Более 628 тысяч семей, или порядка 1,8 миллиона человек, въехали в новые квартиры. Обеспеченность жильем на одного проживающего увеличилась в 1,5 раза – с 14,4 до 21,8 квадратных метра.

Если в 1991 году только каждая шестая казахстанская семья могла позволить себе приобрести автомобиль, то в 2017 году автомобиль имела уже каждая вторая семья в нашей стране.

По оценкам ООН, сегодня Казах­стан входит в группу стран с высоким уровнем человеческого потенциала. Это наглядный результат успешной социальной политики Первого Президента.

Наверх