Работники холдинга "Зерде" вновь пожаловались президенту и премьер-министру
"В свете последних событий, происходящих вокруг холдинга "Зерде" и попытках свести к нулю усилия и результаты огромной трансформационной работы проведенной за последние два года, считаем важным дать полную картину о ситуации и зафиксировать значимость для страны всех достижений руководства и работников холдинга.
Как вам известно, сотрудники холдинга уже написали коллективное письмо на имя главы государства с просьбой не ликвидировать холдинг. Однако после этого в интернет-просторах началась "война" - кто "за", кто "против" холдинга. Мы придерживаемся политики не проплачивать публикации о нашей деятельности и результатах нашей работы, так как мы не лоббируем чьи-то интересы, а всего лишь делаем свою работу, принося при этом пользу. И наши результаты видит ИТ-рынок, о чем-то представители некоторых их них уже высказались публично.
Неэффективность холдинга, как говорят многие, была в ранние периоды его истории, однако за последние два года произошли серьезные изменения, но эти факты почему-то умалчиваются либо искажаются. Более того, ликвидация холдинга аргументируется экономией госбюджета на содержание служащих квазигоссектора, но одновременно с этим создается новая организация РГП "Центр поддержки цифрового правительства" с такой же штатной численностью, что уже вызывает вопросы.
Начиная с 2020 года в рамках оптимизации штатная численность холдинга была существенно сокращена. В 2021 году производственная деятельность общества на фоне роста эффективности впервые полностью самоокупилась.
А вот интересный факт: в 2020 году после массовой критики цифровизации страны, поводом для которой стали постоянные сбои в работе портала eGov, не выдержавшего наплыва пользователей в период выдачи адресной социальной помощи 42500 тенге, в холдинг "Зерде" руководителем, как независимый специалист, был назначен Арман Абдрасилов, которому была поставлена задача срочно исправить ситуацию и провести системные реформы в отрасли.
Проведенный анализ внутренних процессов холдинга и дочерних компаний показал их критическое состояние. Особого внимания требовала портфельная компания АО "НИТ" – главная ИТ-компании в стране, ответственная за "Электронное Правительство".
В частности, инфраструктура находилась в плачевном состоянии и работала на предельных нагрузках с постоянными сбоями, отсутствовала система резервирования, каналы связи не позволяли обеспечить элементарный обмен данными, бюджеты и система закупок перегружены коррупционной нагрузкой, дефицит кадров сопровождался трайбализмом и фаворитизмом, система корпоративного управления и культура риск-менеджмента отсутствовали как таковые. Анализ показал, что подавляющее большинство всех рисков и абсолютно все технологические риски компании находились в критической зоне карты рисков и постоянно реализовывались, что и показал период начала карантина.
Все ключевые руководители обслуживали интересы различных групп, из-за чего развитие компании саботировалось. Например, из-за отсутствия развития проекта ЕТС ГО (единая транспортная среда государственных органов), которая, фактически являясь республиканской сетью передачи данных, морально и технологически устарела на два поколения и генерировала страновой убыток до 15 миллиардов тенге ежегодно – необоснованная прибыль поставщикам услуг.
Аренда дополнительных вычислительных мощностей осуществлялось по завышенной стоимости через компании находящихся в орбите людей, находящихся в данное время под следствием. При этом 50% арендных оплачиваемых мощностей по факту оказались фикцией и государство арендовало пустые серверные шкафы. Для гарантирования длительных договорных отношений соответствующий руководитель вложил в договор кабальные для государства условия расторжения, а также была выбрана технология не позволяющая быстро перейти к другому поставщику (Vendor Lock).
Разработка программного обеспечения также в приоритетном порядке передавалась аффилированным компаниям.
Перечисленное приносило ущерб бюджету и ежегодную прибыль ~ пять миллиардов тенге группам определяющим политику в области цифровизации только от деятельности АО "НИТ" Учитывая влияние на всю отрасль цифровизации, можно с уверенностью сказать, что совокупная коррупционная прибыль ключевых групп влияния на порядок выше.
Справочно: Проведенный внутренний аудит выявил ущерб 17,5 миллиарда тенге за 2018-2020 годы. Материалы переданы в АФМ и Антикор.
Лоббирование личных интересов наблюдалось повсеместно, начиная с аренды офисных помещений и транспорта, заканчивая выбором поставщика оборудования, услуг разработки программного обеспечения.Так, Холдинг «Зерде» и дочерние компании располагались в Бизнес-центре Асыл Тау (адрес: г.Астана, ул.Алматы 1) не случайно и платили аренду по завышенной стоимости родственнику высокопоставленного чиновника. Переезд, инициированный новым руководством в офисы класса «А» с новой мебелью на территории EXPO-2017 позволил сэкономить расходы на аренду помещений в два раза. Расходы на аренду транспорта при переходе на услуги гаража УДП также сократились на фоне роста качества услуг.
За 2020-2022 годы, именно благодаря решительным действиям и системной работе нового руководства "Зерде" удалось добиться значительных положительных изменений в деятельности всех компаний Холдинга. Искоренены коррупционные схемы, произошел переход от политики трайбализма и фаворитизма к меритократии, проведена масштабная кадровая работа.
Впервые за долгое время, произошла значительная миграция рисков из критической зоны в умеренную, что наглядно показывает причины сбоев "Электронного правительства" в период пандемии, состояние компании, объем проделанной работы и улучшения которых удалось добиться. Отмечается незаинтересованность владельцев рисков в процессе управления критическими рисками до 2020 года.
В несколько раз выросли финансовые показатели всех компаний группы, что является доказательством колоссальной неэффективности в предыдущий период. В частности, АО "НИТ" показал 5-кратный рост чистой прибыли при сохранении общей выручки за 2020–2021 годы (подтверждено отчетом международной аудиторской компании BDO). Рост показателей продолжается и в 2022 году, результат будет закреплен в ходе запланированного аудита.
Проведенная модернизация ЕТС ГО позволила увеличить скорость каналов связи в 2000 раз и при этом сэкономить республиканский бюджет как минимум на ~15 млрд. ежегодно. Именно модернизированная сеть ЕТС ГО смогла обеспечить связью Главу государства и Национальную гвардию в важный для страны период (благодарственное письмо прилагается), работники АО «НИТ» отважно обеспечивали видеосвязь акиматов в боевых условиях.
Также наработанный задел позволяет запустить зависшие крупные инфраструктурные страновые проекты, такие как Национальная система видео мониторинга, без дополнительного финансирования (ранее на этот проект планировалось потратить ~50 млрд. тенге). Дополнительно запланированы проекты по модернизации сетей Президентской связи, Правительственной связи, Министерства обороны, а также построение новых защищенных сетей связи до уровня сельских акиматов для бесперебойной связи, в том числе периоды ЧС, условиях блокирования сотовой связи и Интернет (аналогично январским, Жанаозенским и Кордайским событиям).
Как доказательство критического состояния главной серверной инфраструктуры страны достаточно указать, что в летний период работникам приходилось во избежания перегрева серверных помещений поливать внешние охладительные блоки водой вручную.
Например, впервые за историю "Электронного правительства" обеспечено резервирование данных. Риск потери данных сопровождает казахстанское "Электронное правительство" c момента основания, и только чудо спасает от цифровой катастрофы.
Программная часть "Электронного правительства" также имеет ряд все еще не решенных серьезных проблем. Документация на многие компоненты "Электронного правительства" отсутствует, технологии устарели, стандарты информационной безопасности не выполняются, постоянно растущие требования современного мира загоняют нас в технологический тупик, единственный выход из которого-модернизация для компенсации накопившегося «технологического долга».
Необходимые подготовительные мероприятия для модернизации eGov уже выполнены, и до конца 2023 года будет обеспечена бесперебойная работа всех основных компонентов по самым высоким мировым стандартам. Работы по модернизации планируется выполнить за счет созданной экономии в результате роста Холдинга.
В самом Холдинге "Зерде" также была проведена большая работа по подготовке к цифровой трансформации Государства. Кардинально изменены подходы к разработке ИТ-архитектуры, осуществлен переход от лоскутной архитектуры, когда каждый акимат и госорган имеет свое отдельное видение к глобальной страновой единой архитектуре, объединяющей все акиматы и центральные госорганы в единую систему.
Проведен анализ государственных функций и выявлены системные проблемы в госуправлении – хаос государственных функций. Количество государственных функций ~ 50 тыс. оказалось сопоставимо с общим количеством госслужащих. При этом анализ показал, что 80% функций дублируется, 55% не имеет описания.
Холдинг "Зерде" стал инициатором локального и глобального регионального проекта – "Казахстан как Платформа" и "Центральная Азия как платформа" соответственно. Первый проект нацелен на цифровую трансформацию казахстанской системы госуправления, вторая направлена на систематизацию и гармонизацию всех региональных цифровых проектов для обеспечения бесшовной интеграции стран на всех уровнях в будущем. Инициативы положительно восприняты всеми странами региона, ООН и другими международными организациями", заканчивают авторы письма.Ранее мы уже писали о том, что сотрудники "Зерде" пожаловались президенту на Багдата Мусина и перечислили, что сделали за последние два года работы. А также приводили позицию МЦРИАП.
Напомним, на совместном заседании правительства президент РК Касым-Жомарт Токаев сделал замечание министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдату Мусину за низкие темпы цифровизации в стране. Он также поручил улучшить работу национального холдинга "Зерде", который подвергся критике Счётного комитета.
После этого Мусин сообщил, что планируется ликвидировать холдинг "Зерде" с передачей АО "НИТ" напрямую в ведение МЦРИАП РК.
Ранее на совместном заседании правительства президент РК Касым-Жомарт Токаев сделал замечание министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдату Мусину за низкие темпы цифровизации в стране. Он также поручил улучшить работу национального холдинга "Зерде", который подвергся критике Счётного комитета.
После этого Мусин сообщил, что планируется ликвидировать холдинг "Зерде" с передачей АО "НИТ" напрямую в ведение МЦРИАП РК.