Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей

 
   < 2022
Загрузка...
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
29
30
31
1
2
3
4


pinterest.com 31 Июля, 14:18
2397
Фото: pinterest.com

Образование должно отвечать изменениям мира: ректоры вузов РК о своём опыте в "Болашак"

Программа международной образовательной стипендии "Болашак" подарила Казахстану множество высококвалифицированных кадров. Сейчас они работают на благо страны в различных сферах жизни – промышленности, политике, образовании, здравоохранении, бизнесе и других. Ярким примером внедрения зарубежного опыта в систему развития государства стали не так давно назначенные ректоры университетов Казахстана. Корреспондент BaigeNews.kz поинтересовалась у выпускников "Болашака" их мнением о том, чем отличается система образования в РК и за рубежом, а также тем, как удаётся внедрять полученные знания уже на родной земле.

Одним из выпускников программы "Болашак" является ректор Казахского национального женского педагогического университета в Алматы Гүлмира Қанай. В 2010 году ей удалось стать обладательницей стипендии в University of Warwick в Великобритании.


Фото: Twitter/@qyzdar_yniver

"Образование в University of Warwick в принципе далось нам просто. Очень интересный процесс был, потому что он отличается от того опыта, что был у меня в Казахстане в плане проведения эмпирических исследований. Был очень полезный опыт в определении конкретной проблемы, которая была у нас в одном казахстанском вузе. И для сравнения в своей магистерской диссертации я взяла второй вуз – британский. Исследовала я тему профессионального развития профессорско-преподавательского состава. О том, как обеспечиваются постоянный рост и развитие", – поделилась руководитель вуза.

После окончания учёбы в Великобритании Гүлмира Қанай работала в казахстанском университете. Позже ей удалось поступить в Cambridge, где она защитила докторскую диссертацию.

"Опыт обучения в британских, зарубежных вузах и казахстанских отличается тем, что всё-таки есть именно практико-ориентированный подход. То есть есть проблема и вы, как человек, который интересуется в первую очередь этой проблемой, имеете возможность исследовать и далее давать новые знания и воздействовать на улучшение практики в этой области. В этом, наверное, есть сравнительная разница того опыта, который у меня был в казахстанских вузах и зарубежных", – рассказала доктор Қанай.

По окончании учёбы она начала активно внедрять в свою работу полученные знания. На протяжении трёх лет в 35-ти школах Казахстана работает программа под названием "Лидерство учителей Казахстана". В ней приняли участие порядка 500 учителей. Педагоги работали над развитием лидерского потенциала.

"В рамках своей работы в качестве ректора Казахского национального женского педагогического университета мы, как команда управленческая, планируем поставить концепцию лидерства учителей в центр стратегического развития университета и далее готовить учителей, которые будут иметь возможность, навыки, знания для того чтобы менять практики у себя в школах, когда они пойдут туда преподавать. Нам бы хотелось воспитывать и обучать социально активных учителей, которые могут не только исследовать свою практику, но и предлагать какие-то решения больших социальных, политических, а также профессиональных проблем. Поэтому развитие лидерства учителей на уровне педагогических вузов, школ будет являться основным приоритетом моей работы в качестве руководителя", – отметила ректор.

Она добавила, что в современных условиях система образования Казахстана должна быть готова к новым вызовам.

"Мы находимся между очень большими державами, также в мире происходят очень большие изменения геополитические. Область образования тоже должна отвечать этим изменениям, развивать в наших учителях навыки управленческие, гибкие навыки, умение управлять своими эмоциями, учить детей управлять эмоциями, также быть готовыми к неизвестному, постоянно меняющемуся миру. Я считаю, что это основная задача в подготовке будущих учителей. Они должны быть не только профессионально подкованными, но и эмоционально сильными, а также гибкими и готовыми постоянно учиться, переобучаться и ещё раз учиться. И таким образом внедрять идею обучения на протяжении всей жизни. Хотелось бы, чтобы мы готовили будущих учителей, которые имеют именно исследовательские навыки и плюс лидерские навыки, которые позволили бы им понимать свою практику, менять, а также предлагать новые идеи, тем самым улучшая систему образования РК", – подчеркнула доктор Қанай.

Как руководитель одного из крупнейших вузов страны, она отметила, что сейчас необходимо обратить внимание на программу обучения. Так, чтобы знания, полученные в университете, были полезны в нынешнее время.

"Я считаю, что перед нами стоят задачи основные две: развивать университет инфраструктурно, то есть, создавая условия обучения, которые бы соответствовали международным стандартам, и второе – улучшение, изменение содержания академических программ так, чтобы они отвечали всем тем трендам, которые сейчас происходят в мире, и готовить таких учителей, которые завтра смогут подготовить нам кадры, в которых нуждается страна. То есть это своего рода цикличный процесс, когда мы выпускаем сильных выпускников, они готовят сильных учеников, и ученики далее возвращаются к нам в вуз или идут в колледжи. Таким образом, улучшая, укрепляя через свои знания экономику нашей страны и меняя наше общество к лучшему", – подытожила спикер.

Выпускником "Болашака" является и ректор Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова Лаура Карабасова. Она была назначена в сентябре 2021 года, став самым молодым руководителем вуза в Казахстане.


Фото: nauka.kz

Карабасова обучалась в University of Warwick в Великобритании по программе магистратуры "Лидерство и менеджмент в образовании".

"Данная программа предназначена для будущих и действующих руководителей организаций образования. Программа научила меня критическому мышлению, аналитическим навыкам и, прежде всего, профессиональной практике на основе данных. Обучение закончила с отличием, диссертацию писала на тему практики делегирования полномочий руководителя или же распределения лидерства среди других членов коллектива. Сосредоточивание всей власти и полномочий в руках одного руководителя давно доказало неэффективность, поэтому следует давать лидерство и ответственность и другим ответственным, делегируя некоторые полномочия", – рассказала ректор.

По мнению Лауры Карабасовой, она училась в лучшем исследовательском вузе.

"Первое принципиальное отличие – обучение на основе исследования. При таком подходе студенты активно и самостоятельно ищут, используют многочисленные ресурсы и литературу для изучения важных и актуальных тем, для решения задач. Преподаватели ведут и дают направление, но готового ничего не дают. Студенты сами находят, обрабатывают и оценивают любую информацию. Этот же подход я позже увидела в Назарбаев Университете. Во вторых, академическая честность является ценностью всего университетского сообщества. За списывание и подачу чужих идей за свою без надлежащего указания источника принимаются строгие меры вплоть до отчисления из вуза. Культивируется честность в любом проявлении, и академическая честность не ограничивается только плагиатом или же поведением студентов. И преподаватели честно и добросовестно должны относиться к своей дисциплине. В конце семестра студенты оценивают преподавателя и его дисциплину по нескольким критериям, и голос студента учитывается при организации обучения", – отметила ректор.

Также она подчеркнула, что в университете царит дружелюбная атмосфера, которая влияет на результаты обучения и показатели студентов.

"Любая критика должна быть конструктивной и должно быть уважительное отношение друг к другу. При этом, дружественные отношения не влияют на объективную оценку, поскольку оценивание письменных работ происходит анонимно и двумя преподавателями", – добавила она.

Несколько лет обучения в одном из престижных университетов мира не прошли бесследно. Теперь полученные знания и опыт Карабасова внедряет в своей работе.

"Сейчас я пытаюсь внедрять всё лучшее, что я увидела и узнала. Помимо того, что я модернизирую систему управления и корпоративной культуры вуза с акцентом на коллегиальность и усиление ответственности каждого специалиста, я передаю свой исследовательский опыт. Модернизация контента образования через усиление связи с работодателями, создание условий для ППС в изучении английского языка, цифровизация бизнес-процессов, внедрение новой позиции “преподаватель-исследователь”, активное вовлечение студентов в процессы управления вузом и многие другие новшества базируются на моём собственном опыте обучения в Великобритании и НУ", – рассказала спикер.

Ректор считает, что сотрудники вузов должны иметь возможности для обмена опытом за рубежом. Тогда в университет придут лучшие молодые кадры.

"У меня нет цели всецело внедрять зарубежный опыт. В целом, пытаемся менять вуз таким образом, чтобы в конечном итоге выиграли все стейкхолдеры: чтобы рынок труда получил компетентных кадров, способных думать и дальше обучаться; чтобы преподаватели имели возможность профессионально развиваться и заниматься наукой; чтобы студенты имели возможность раскрыть свой потенциал и получить актуальные знания, чувствуя заботу вуза. Здесь не важно, это зарубежный или отечественный опыт, а важно, чтобы решения были правильные, честные и справедливые. В целом мой коллектив и студенты очень хорошо поддерживают важные новшества. Мы открыто обсуждаем наши решения или предлагаемые изменения", – подчеркнула Карабасова.

В целом в Казахстане зарубежные образовательные программы продолжают пользоваться популярностью. В официальном ответе на запрос министерства образования и науки РК сообщили, что ежегодно в рамках межправительственных соглашений предоставляется около 500 грантов на бесплатное обучение по бакалавриату, магистратуре и докторантуре. Студенты могут выбрать вуз в Азербайджане, Беларуси, Венгрии, Вьетнаме, КНР, Кыргызстане, Польше, Словакии, Таджикистане и Украине.

"Вопросы конкурсного отбора осуществляется в соответствии с Правилами направления для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности, утверждёнными приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 19 ноября 2008 года № 613. АО "Центр международных программ" является администратором межправительственных образовательных грантов согласно указанным Правилам", – проинформировали в МОН РК.

Основным критерием для участия в конкурсе на присуждение гранта является наличие среднего балла аттестата или свидетельства об основном среднем образовании и табеля/транскрипта о текущей успеваемости за текущий год обучения или диплома о среднем специальном образовании с баллом не менее 4,0 (из 5,0).

"Требования к знанию иностранного языка устанавливает принимающая сторона. Отметим, что ряд стран предоставляет возможность пройти бесплатную языковую подготовку для претендентов, не владеющих языком", – добавили в ведомстве.

Сейчас за рубежом обучаются 840 казахстанцев. Расходы на академическое обучение покрывает принимающая сторона. Обучение по межправительственным грантам предполагает бесплатное обучение с предоставлением мест в общежитии и выплату стипендии от принимающей стороны.

В настоящее время министерством проводятся переговоры с такими странами как ОАЭ, Катар, Грузия и Узбекистан.

"За последние два года количество желающих принять участие в конкурсном отборе увеличилось на 15 процентов. Кроме того, в прошлом году география стран по межправительственным грантам расширена с семи до 10 стран мира. Ранее были достигнуты договорённости с Беларусью, Украиной, Венгрией, КНР, Польшей, Кыргызстаном, Таджикистаном. В прошлом году этот список пополнили Вьетнам, Словакия и Азербайджан", – отметили в министерстве.

Также стало известно, что с нового учебного года граждане Казахстана, не выезжая из страны, могут получить диплом Университета Аризона (США). А с прошлого года функционирует казахстанский филиал университета Де Монтфорт Лестер (Великобритания), где также по окончании выдаётся диплом зарубежной организации.

Подпишитесь на наш Telegram-канал baigenews_kz и узнавайте новости первыми!
Наверх