Нейросеть нашла ошибки в проекте ЛРТ в Астане и дала свои предложения
В своем анализе знаменитая "нейронка" отметила высокие затраты на строительство и содержание LRT.
Мы решили сгенерировать свой инфоповод. Представь что ты выдающийся архитектор-урбанист из Европы. Тебе дали задание изменить проект ЛРТ в Астане, улучшить его, чтобы он стал более удобным для горожан. С таким вопросом я обратился к популярной нейросети ChatGPT. Что из этого вышло, читайте в совместном материале BaigeNews.kz и "нейронки".
Нейросети я предложил сделать анализ проекта ЛРТ, и на основе этого дать конкретные рекомендации с учетом климата, районов города его особенностей и планировки. В итоге ChatGPT в присущей ему манере разложила все по полочкам.
Анализ проблем и предложений по улучшению ЛРТ в Астане по версии нейросети
Как европейский урбанист, я вижу несколько ключевых недостатков проекта ЛРТ (легкорельсового транспорта) в Астане. Город обладает уникальными особенностями: суровый климат (зимой -40°C, сильные ветра), низкая плотность населения, большая протяжённость улиц и автозависимость. Ниже будет представлен анализ проблем и предложения по их решению.
Основные недостатки проекта ЛРТ в Астане
Неоптимальный маршрут
Первый предложенный маршрут ЛРТ соединяет аэропорт с вокзалом и административным центром. Однако поток пассажиров на этом маршруте ограничен: туристов и пассажиров аэропорта в день не так много, а рабочие поездки сконцентрированы внутри жилых районов. ЛРТ не соединяет густонаселённые жилые районы с деловыми и образовательными центрами.
Низкая интеграция с городской средой
Станции ЛРТ расположены на эстакаде, что создаёт неудобства для пассажиров, особенно зимой. Ветер, холод и необходимость подниматься на высоту снижают привлекательность системы.
- Плохая стыковка с автобусными маршрутами и велоинфраструктурой.
- Высокие затраты на строительство и содержание.
Первоначальный проект был дорогим, но при этом не гарантировал высокой окупаемости из-за недостаточного пассажиропотока.
В эстакадном формате обслуживание ЛРТ сложнее и дороже, особенно с учётом казахстанского климата.
Автомобильная доминанта
Городская среда изначально была ориентирована на автомобили. ЛРТ в таком формате не снижает пробки, так как не уменьшает количество машин на дорогах.
В городе недостаточно комфортных пешеходных связей, чтобы люди предпочли общественный транспорт автомобилю.
Предложения по улучшению ЛРТ в Астане
- Изменение маршрута ЛРТ
- Перенаправление линии на более загруженные маршруты
Вместо связи аэропорта с центром необходимо соединить:
Левый берег (административный центр) ↔ правый берег (старый центр) ↔ густонаселённые районы (Алматы, Байконыр, Есиль)
Альтернативное предложение – создание кольцевой линии, связывающей ключевые районы и разгружающей дороги.
- Синхронизация с автобусными маршрутами
Строительство транспортных хабов на узловых точках, где удобно пересаживаться между ЛРТ и автобусами.
- Улучшение инфраструктуры станций
- Закрытые переходы и павильоны
Коллаж сгенерирован нейросетью.
В климатических условиях Астаны станции должны быть максимально закрытыми от ветра и холода.
Использование подземных или полуоткрытых галерей для удобства входа и выхода.
- Безбарьерная среда
Упрощённый доступ (лифты, эскалаторы, тёплые переходы), чтобы даже маломобильные группы населения могли легко пользоваться ЛРТ.
- Оптимизация системы подземного и наземного транспорта
- Частичный переход на наземные рельсы
Эстакады — дорого и не всегда удобно. На менее загруженных участках можно использовать трамвайный формат на уровне улицы, а в центральных районах — заглублённые участки.
- Альтернатива: BRT (скоростные автобусы)
Вместо ЛРТ можно рассмотреть BRT (bus rapid transit), который дешевле и гибче. Например, в зимний период можно заменять ЛРТ на автобусы.
- Улучшение городской среды вокруг ЛРТ
- Создание удобных пересадочных зон
Возле станций должны быть кафе, магазины, удобные тёплые остановки.
Велопарковки и аренда электросамокатов для "последней мили".
- Уменьшение зависимости от автомобилей
Введение платных парковок в центре, чтобы люди переходили на ЛРТ.
Развитие зелёных пешеходных маршрутов.
Выводы:
Существующий проект ЛРТ в Астане требует серьёзных изменений. Вместо дорогостоящей эстакадной системы важно:
✅ Оптимизировать маршрут (ориентировать на жителей, а не туристов).
✅ Интегрировать с автобусами и пешеходной средой.
✅ Защитить пассажиров от климата (закрытые станции, подземные переходы).
✅ Рассмотреть альтернативы (BRT, частично наземный рельсовый транспорт).
Такие меры сделают транспортную систему более удобной, эффективной и окупаемой.
В завершении добавлю от себя, очевидно, что проектировщики ЛРТ учли большинство моментов, которые перечислила "нейронка" в этом анализе, ведь проект еще не закончен. К тому же ChatGPT не претендует на экспертность, довольно часто допуская ошибки даже в генерации иллюстраций. Интересно узнать согласятся ли с таким раскладом реальные архитекторы и урбанисты…
Самое читаемое
- 220 компаний в Шымкенте нарушали пенсионные права работников
- Михаил Мишустин прибыл в Астану
- Дархана Ахмед-Заки освободили от должности вице-министра науки
- Авиакатастрофа в США: известные российские фигуристы находились на борту самолета
- Драка между прокурорами и налоговиками в Атырау: Один из участников в коме