Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей



Жилье по госпрограмме, ремонт дорог, ливнёвки и велодорожки. Как уточняли бюджет Нур-Султана | BaigeNews.kz 17 апреля, 2022, 16:30
8461
Фото: Фото Бахыт Каныбек

Жилье по госпрограмме, ремонт дорог, ливнёвки и велодорожки. Как уточняли бюджет Нур-Султана

Заседания депутатов маслихата только со стороны кажутся скучными и нудными. Наверное, поэтому казахстанцы мало интересуется такими событиями. А зря.

Депутаты Нур-Султана на днях принимали у себя руководителей нескольких управлений города, которые пришли просить деньги на разные проекты. Это и строительство, и экология, и жилищная инспекция, и транспорт.

"Если денег нет, как мы выделим?"

К примеру, руководитель управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства Толеген Кулушев запросил из бюджета 18,2 миллиарда тенге. Он объяснил, что это расходы на водоснабжение, инженерно-коммуникационную инфраструктуру, газотранспортную систему, ливневую канализацию, очистку стоков и так далее. На одну только ливнёвку нужно в этом году 3,5 миллиарда тенге.
"Запросы у управления очень большие. Понятно, что здесь и потребности больше. Но вы нам дайте чёткое разъяснение - какая сумма? Такое ощущение, что на корректировку бюджета мы вносим в три раза больше", - спросил депутат Владислав Сергеев.
По его словам, чиновники любят потом приходить за добавкой - просить дополнительное финансирование. Он обратился к управлению экономики и бюджетного планирования с просьбой уточнить, потянет ли столичная казна такие запросы. Представитель ведомства заверил его, что по бюджетному кодексу чиновники имеют право запросить любую сумму. Но Сергеева такой ответ не устроил.
"Вы же исходите из той суммы, которая есть в бюджете. Мы же виртуальные деньги раздавать не можем, правильно? А сейчас получится, мы в дурацком положении, мы сейчас говорим: "Да, всё, Толеген Базарбаевич, мы поддержим и так далее". А потом они приходят в экономику (Управление экономики и бюджетного планирования - Авт.), а там - "Нет, не пойдёт. Ну и что, что депутаты сказали? Денег нет". И кто в дураках? Мы в дураках. Зачем мы тут неделю мучаемся, что-то выкруживаем, танцуем? Смысла я не вижу. Работа должна быть синхронизирована. Но если денег нет, как мы выделим? А от вас то ходят представители экономики, то не ходят (на заседания маслихата - Авт.). Отношение для меня непонятное", - возмутился депутат.

Владислав Сергеев

Народные избранники пытались понять, куда уходят все деньги и почему проблемы в коммунальной сфере не решаются.
"По проектам на этот год, возьмём "Развитие коммунального хозяйства", в 4-6 раз просите увеличение. С чем это связано? Я понимаю, если увеличивается на 10-20 процентов, но не такие же! Ваши сотрудники, когда в прошлом году закладывали в расчёт, чем апеллировали? И насколько корректно это увеличение в 4-6 раз? (...) На "Проектирование, развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры" было заявлено 254 миллиона, а сейчас дополнительно просите миллиард 489 миллионов. Это в шесть раз больше! Или я чего-то недопонимаю? Тоже самое "Развитие ливневой канализации" - просили и утверждено было 276 миллионов, а сейчас дополнительно просите миллиард 139 миллионов", - возмутился депутат Бауржан Джангунаков.
"Это же не по сметам у нас (изменения - Авт.), по объектам. Новые объекты появляются, конкурсы проходят. Мы же каждое уточнение просим, нам не дают. В прошлом году по сетям, например, почти не было (финансирования - Авт.), в начале года только 150 миллионов (выделили - Авт.). А сейчас нам уже необходимо", - объяснил Кулушев.


Толеген Кулушев


Другой депутат, председатель постоянной комиссии маслихата, Батыр Котырев напомнил Толегену Кулушеву, что, благодаря его ведомству, каждую зиму астанчане интенсивно вдыхают ароматы ТЭЦ.
"По дымоуловлению, вы нам ответьте, мы же знаем, сегодня есть, в том числе и в Казахстане, высокоэффективные электрические фильтры на отходящих газах. Но почему у нас мы до сих пор задыхаемся, особенно в пиковый период? Город задыхается от смога, который вот ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (создают - Авт.). Когда у нас будет высокоэффективная система очистки? (...) Нужно свести к нулю это экологическое бедствие в период отопительного сезона. А если в это время ещё и мороз поддавит, и безветренная погода, ну это же вообще туши свет!" - раскритиковал он.
"Как я уже сказал, у нас в проекте есть. Завершение на этот год мы планируем. В одном проекте как раз (предусмотрены - Авт.) золоудаление и золоотвал", - кратко объяснил Кулушев.

Несмотря на бурную реакцию и шквал критики, депутаты не сказали, что не дадут денег.

"Это всё для того, чтобы город цвёл"

Вторым на ковер вышел руководитель управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Нурлан Уранхаев. Он попросил выделить его ведомству на 2022 год миллиард 270 миллионов тенге, из которых 450 миллионов он намерен потратить на завершение разработки генерального плана Нур-Султана. Однако депутаты и тут начали возмущаться. Вячеслав Сергеев отметил, что стоимость генплана столицы постоянно меняется. На что Уранхаев эмоционально заявил, что ничего не поменялось, а просто, по его словам, депутат неправильно прочитал документы. Для большей убедительности начальник управления даже пригласил народных избранников посмотреть своими глазами на работу его ведомства.


Нурлан Уранхаев

На его приглашение отреагировал депутат Ерлан Каналимов.
"Мы-то готовы генплан пойти (посмотреть - Авт.), по жилым массивам хотели разбираться, школы, соцобъекты. Но ваши попросили после 10 мая... Поэтому мы и не лезем к вам", - с сарказмом произнёс он.
"Мы всегда просим вас - придите к нам. Мы как раз-таки не прячемся! На самом деле, деньги тратятся, а люди думают, наверное, что куда-то там... Вот вы видите, это всё для того, чтобы город цвёл", - парировал чиновник.

Долго третировать Уранхаева депутаты не стали и перенесли свое внимание на следующего просителя.

"Давайте мы посмотрим, где целесообразнее строить"

Алия Кожабаева как главная за экологию столицы, сообщила, что для охраны окружающей среды, благоустройства города и других полезных дел нужны 5,9 миллиарда тенге из бюджета. Она и её ведомство намерены устроить грандиозную стройку, чтобы заполонить город зелёными уголками, велодорожками и скверами. Кроме того, необходимо установить повсеместно в Нур-Султане фондоматы (для приёма пластиковых бутылок - Авт.), чтобы спасти столицу от пластика.
"Социальный успех у этого проекта очень хороший. Даже люди, которые в Ботаническом саду бегают, вот просто бежит он и собирает бутылки, приносит и сдаёт, там пять тенге падает на автобусную карту. Я думаю, это проект больше для молодежи, студентов - "Если ты хочешь заработать на проезд, собери бутылки, сдай в фондомат, и тебе проезд на автобусе гарантирован". Мы хотим закупить эти фондоматы, передать их бизнесу в доверительное управление, а дальше ваши проблемы: куда вы их хотите поставить, аренду платите сами, за свет платите семи, собираете тоже сами. Но зато у нас будут детки заняты, у нас будет меньше пластиковых бутылок в городе, и как-то мышление будет меняться в экологическую пользу", - рассказывает Алия Кожабаева.
Однако, выяснилось, что присутствующие не особо разделяют мечты главы "зелёного" ведомства.
"По возмездному приёму бутылок. Я понимаю, это нужно, но это может быть социальной ответственностью ТОО "Clean City NC". 50 миллионов из бюджета необязательно тратить на возмездный приём бутылок. Я далёк от того, чтобы считать, что от этого будет какой-то высокий доход. Скорей всего, не будет. Пускай Clean City подарят городу 10 бутылоприёмников. А бюджетные деньги на это тратить, считаю, не совсем нужно", - сказал депутат Сергеев.
Его ответ очень расстроил Кожабаеву.


Алия Кожабаева
"Это на ваше усмотрение, уважаемый депутат. Если вы поддержите, то мы готовы на себе потащить этот социальный проект. Я беру на себя головную боль. А если не поддерживаете, то у меня нет головной боли", - обиженно произнесла она.
Но Вячеслав Сергеев продолжил свой допрос.
"По велодорожкам два с половиной миллиарда запрашиваем. Я понимаю, что это и в "Дорожной карте" было отражено, но было поручение президента на съезде пересмотреть приоритетность по некоторым пунктам. Мне кажется, сумма большая, и у нас проблема в том, что мы строим (велодорожки - Авт.), а они между собой не связаны. Я сам езжу на велосипеде, и мне приходится слезать раз 10, чтобы где-то перейти. То некачественно (построено - Авт.), то прерывается, то ещё что-то. Нет единой концепции. Вот на юго-востоке мы построили велодорожки, а у людей это не то, что радость, а негатив вызывает, потому что у них дорог нет, по колено в грязи ходят, зато шикарная велодорожка. Поэтому давайте мы посмотрим, где целесообразнее строить", - посоветовал он.
Депутат также попросил повременить с закупкой мусорных контейнеров, если старые баки ещё в состоянии послужить. По его словам, бюджетные деньги можно потратить на более важные вещи. Алия Кожабаева ответила, что Нур-Султан только на данный момент не хватает 5000 контейнерав.

Депутат Ерлан Каналимов попытался разрядить обстановку, вернув разговор к пластику.
"Алия Толеутаевна, в принципе начинания все хорошие, мы же не против. Но вообще анализ есть по пластиковым бутылкам? Ряд стран недавно приняли законопроект о запрете использования пластиковых бутылок и пакетов. Просто они начали переходить на те же авоськи, бумажные пакеты или стеклянную тару. А мы сейчас боремся с последствиями. Может, пора уже с причинами бороться?" - сказал он.
В итоге народные избранники, как и в случае с другими спикерами, не стали категорически отказывать в финансировании. Вместо этого заговорили о пользе езды на велосипеде и о том, что управление экологии заботится о городе. Депутаты пришли к мнению, что нельзя останавливать проект по велодорожкам.
"Всё, пересаживаемся на велосипеды", - завершил тему председатель постоянной комиссии маслихата Батыр Котырев.

Почему в Нур-Султане плохие дороги?

Руководитель столичного управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Жансултан Сапарбаев попросил выделить из казны 32 миллиарда тенге, из которых шесть миллиардов необходим на средний ремонт городских дорог.
"Мы просим у вас 15,8 миллиарда на субсидирование пассажирских перевозок, 3,9 миллиарда мы просим на строительство и реконструкцию, регулирование дорожного движения. Это у нас для интеллектуально-транспортной системы и для начала строительства 57 светофорных объектов. Далее 400 миллионов мы просим у вас для разметки. Далее миллиард 102 миллиона мы просим у вас для погашения кредита по закупу 100 электроавтобусов. А также 30 миллионов - на содержание нашего аппарата", - заключил Жансултан Сапарбаев.

Жансултан Сапарбаев

Депутаты напомнили ему, что в Нур-Султане с дорогами - беда, и каждый раз их приходится латать даже после свежего ремонта. Жансултан Сапарбаев ответил, что подрядчики чинят всё за свой счёт, пока длится гарантийный период. Но Батыр Котырев заявил, что с транспортного ведомства это не снимает ответственности.
"Раз это (повреждения - Авт.) появляются в течение гарантийного срока, это говорит о качестве. Вы как заказчик должны спрашивать качество. Есть вопросы по приёмке и по доверию к этим подрядчикам, если после первой же зимы появляются проблемы. Закончится гарантийный период, а дальше что? За счёт бюджета? Есть такой популярный ролик в интернете про ответственность дорожных строителей в Китае - что с ними потом происходит...", - предупредил депутат.
Сапарбаев молчать не стал и напомнил народному избраннику, что он живёт не в Китае.
"Просто климатические условия чуть-чуть другие и непохожие, как в Китае либо как в западных странах. И во-вторых, качество битума тоже нельзя забывать", - отрезал он.
Депутат Ерлан Каналимов затронул тему безбилетников в общественном транспорте. По его словам, убрать кондукторов из автобусов было плохой идеей, потому что некоторые пассажиры восприняли это как возможность ездить бесплатно, и это обернулось миллионными потерями.
"Вы поймите, вы вот 15,8 миллиарда просите (на субсидирование пассажирских перевозок - Авт.). Но около шести миллиардов из этого мы бы могли возместить за счёт получения оплаты за проезд. 30 процентов населения не оплачивает. За счет этого и брали бы, и сумма субсидий была бы меньше. Зато мы бы вас поддержали на счёт необходимости новых автобусов. Хотя бы 200 автобусов", - посетовал Каналимов.
Как Кагалимов посчитал безбилетников, он не сказал.

"Буду судиться с BI-Group"

Руководитель управления строительства города Нур-Султан Арсен Жангасканов попросил 20 миллиардов тенге. Чиновник пришёл не с пустыми руками, а с презентацией, где показал, куда и как будут тратиться эти деньги. Список оказался внушительным: это и строительство пожарных депо, жилых домов, проектирование и строительство новых школ, а также ремонт уже действующих, строительство поликлиник и реабилитационных центров на окраинах столицы, где люди в этих объектах очень нуждаются. Кроме того, в планах у Жангасканова и национальный парк, и физкультурно-оздоровительный комплекс. Правда, пока только их проектирование, потому что на строительство понадобится еще больше денег.


Арсен Жангасканов

Самая большая сумма, по словам главы управления строительства, идёт на покупку квартир для работающей молодёжи - 13 миллиардов тенге. Причем финансирование идёт не только из местного, но и республиканского бюджета, отметил Жангасканов. В прошлом году, оказывается, жильё для молодых астанчан покупали в ЖК "Кайнар", который построила компания BI-Group.

Депутат Бакдаулет Жандилдаев заметил, что квартиры, купленные по этой госпрограмме, не имеют условий для нормальной жизни.
"По ЖК "Кайнар" - для работающей молодежи купили, там сейчас все инженерные сети стоят временные. Постоянные когда будут? Можете по срокам подсказать?" - спросил он.
"Во-первых, мы приобретали не весь дом, а квартиры купили. Я отрабатываю с BI-Group, который должен обеспечить все коммуникации. Электричество и вода там постоянные. Единственная проблема с теплом. Я направил официальное письмо в BI-Group, чтобы мне подтвердили официально наличие всех этих услуг на постоянке. В противном случае я буду судиться уже", - ответил руководитель управления строительства.

Просьбы Жангасканова никто особо оспаривать не стал. Видимо, речь шла о действительно важных расходах для населения.

На отлов бродячих животных - 92 миллиона тенге

Руководитель управление контроля и качества городской среды Даулет Доскулов запросил из бюджета два миллиарда 869 миллионов тенге. Он сразу предупредил, что просит немного. Видимо, решил заранее остудить пыл присутствующих.
"Управление является администратором восьми бюджетных программ. При этом возникла необходимость дополнительного финансирования на сумму 833 миллиона тенге. Это на капитальные расходы управления - 1,3 миллиона тенге, приобретение видеорегистраторов на сумму 640 миллионов тенге, по вопросам отлова и содержанию бродячих животных - 92 миллиона тенге, на стерилизацию и кастрацию необходимо 65 миллионов тенге, также для оснащения ветсервиса необходимо 33 миллиона тенге. Сумма, полагаем, не такая большая, как у крупных администраторов. Ну, хотелось бы, уважаемые депутаты, попросить поддержки, поддержать нашу заявку", - закончил он свою речь.

Даулет Доскулов

К счастью Доскулова, у депутатов к нему не оказалось ни вопросов, ни тем более претензий. Все молча послушали его речь и также молча отпустили. Но последний спикер привнёс искру в эту затухающую посиделку. Руководитель управления жилья и жилищной инспекции Ануар Саипов подскочил к трибуне с сияющей улыбкой.
"Уважаемые депутаты, вкратце можно, да? У нас уточнённый бюджет - девять миллиардов, доппотребность - 26,8 миллиарда тенге. Из 26,8 миллиарда основное - это объекты изъятия на 23,8 миллиарда, в том числе и 10 объектов образования, восемь объектов по благоустройству, 16 объектов - дорожно-транспортная инфраструктура, шесть - МЖК и 13 прочих объектов. Из крупных расходов - это бюджетное кредитование через "Жилстройсбербанк" в рамках программы "Ел орда жастары". В прошлом году было выделено 1,3 миллиарда, для продолжения программы просим ещё миллиард", - коротко описал свою просьбу Саипов.
Долго держать чиновника у трибуны у депутатов явно не было никакого желания. Ерлан Каналимов лишь подметил, что управление жилищной инспекции слишком много денег тратит на регистрацию и перерегистрацию квартир. То есть, пока квартиры по госпрограмме дойдут до конечного адресата, их несколько раз переоформляют - передают на баланс то одного управления, то другого.

После выступления главы управления жилья заседание постоянной комиссии завершилось.