Зарубежные эксперты о политической модернизации Казахстана

15 Февраля 2017, 18:13
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Зарубежные эксперты о политической модернизации Казахстана 15 Февраля 2017, 18:13
15 Февраля 2017, 18:13
2231

Отечественных и зарубежных экспертов сегодня волнует проблема – является ли Конституционная реформа по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти действенным ответом на вопрос: по какому пути пойдет Казахстан? Своими рассуждениями поделились зарубежные эксперты в ходе круглого стола «Казахстан: новый этап политической модернизации», передает корреспондент BNews.kz.  

Как считает советник Бакинского международного центра мультикультурализма (Баку, Азербайджан) Тофик Аббасов, на нынешнем этапе развития, когда задумана реорганизация системы государственного управления, оптимизация деятельности ветвей власти, наиболее эффективное взаимодействие вовлеченных акторов на большом оперативном поле позволит укрепить фундамент государственности. А это возможно только путем сокращения дистанции между гражданином и работающими органам.

«По сути, пакет последних реформ открывает идеальную возможность для расширения диалога между народом и властью. Глава государства выступает в качестве гаранта в соблюдении законности, в поддержании здорового делового фона, который должен сопутствовать взаимодействию на основе принципов «служение выше власти» и «справедливость выше корпоративных интересов». Это полностью отвечает ожиданиям людей, предохраняя систему управления от уязвимости», - сказал эксперт.

Как подчеркнул иностранный гость, Президент для успешного решения стоящих перед страной задач задает мобильный и гибкий режим взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали.

«Образно говоря, если еще вчера некоторые из накопившихся неурядиц, что давали о себе знать в управленческой схеме, становились следствием практикуемого метода «стенка на стенку», то отныне в мейнстрим войдет формат «спина к спине». Этого требует масштабность стоящих перед страной задач, стратегические приоритеты, что обозначены в проекции 2050-го года», - отметил он.

Т. Аббасов отметил, что национальный лидер, будучи архитектором государственного и национального строительства, видит глубокий смысл в консолидации по всему азимуту действий.

«Будучи партнерами, звенья государственной, исполнительной, судебной власти, гражданское общество, институты всех уровней смогут создать надежное и защищенное силовое поле, коим является страна, добившаяся признанных сообществом успехов в геополитике и геоэкономике», - резюмировал эксперт.

В свою очередь, директор центра по проблемам европейской интеграции (Минск, Беларусь) Юрий Шевцов заверил, что Казахстан вступает в очень сложный период своего развития, что обусловлено международной обстановкой. Это сложности в отношениях России и Запада, новый курс Президента США Д.Трампа, усиление экономического веса КНР в прилегающих к Казахстану регионах и его заинтересованность в реализации нового Великого шелкового пути.

А также известными внутренними причинами. Среди важных новых внутренних обстоятельств, к которым должна приспособиться система государственного управления Казахстана.

 «С точки зрения внешних игроков на пространстве Евразии, принципиально важно, чтобы Казахстан сохранил преемственность своей открытой к нацеленной на сотрудничество с соседями и традиционными партнерами по евразийской интеграции внешней политики. А также высокую управляемость всеми своими внутриполитическими процессами», - заявил он.

По словам эксперта, Казахстану в ходе модернизации предстоит проходить через мощные идеологические и электоральные компании. Необходимо обеспечить их общенациональный конструктивный в своей основе характер. Нельзя допустить даже тени угрозы выхода этих процессов в деструктивную или просто излишне эмоциональную плоскость», - сказал он.

Таким образом, децентрализация управления Казахстаном действительно необходима, утверждает эксперт. Она диктуется прежде всего необходимостью развивать средний и малый бизнес, особенно в высокотехнологической сфере.

«Сильный бизнес должен быть в состоянии выдержать конкуренцию с сильным китайским бизнесом в условиях быстрого развития континентальных и западных регионов КНР. Сильный бизнес должен быть в состоянии выдерживать конкуренцию на большом экономическом пространстве Евразийского экономического союза», - подчеркнул он.

Кроме того, как утверждает иностранный гость, в ходе перераспределения полномочий между ветвями власти необходимо соблюсти баланс между усиливающимися связками бизнеса и некоторых ведомств, бизнеса и местных органов власти.

Директор института ЕАЭС, член бюро научного совета Российской Академии наук (Москва, РФ) Владимир Лепехин заверил, что будучи не представленными во власти, названные социальные и иные группы часто становятся средоточием оппозиционной деятельности, а иногда и деструктивных дискурсов, проектов и инициатив. По этой причине необходимо постоянное развитие политической системы в двух основных направлениях. Это постоянное развитие имеющихся политических институтов и, прежде всего, системы президентской власти, парламента и политических партий, а также расширение пространства политического влияния власти через вовлечение в различные системные форматы политического участия больших групп граждан.

В качестве примеров творческого подхода к национальным политическим системам, а также инновационных институций эксперт назвал Ассамблею народов Казахстана, Общественную палату Российской Федерации, Государственный совет РФ и некоторые другие инновации, создаваемые с целью расширения участия в политической жизни страны некоторых групп граждан.

«Разумеется, этого мало. Ключевым направлением непрерывного обновления политической системы могло бы стать формирование такой дополнительной ветви власти, как «гражданская власть», - добавил он.

Напомним, что находящиеся на всенародном обсуждении конституционные поправки включают в себя передачу ряда полномочий от Президента к парламенту, совершенствование судебной системы, и важные элементы подотчетности правительства перед парламентом.

Наверх