Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей

 
   < 2022
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6


Женский подход к искусству: Фоторепортаж с коллективной выставки в Нур-Султане | BaigeNews.kz 29 ноября, 2021, 14:47
10988
Фото: Фото Жалгасбека Токтамысова

Женский подход к искусству: Фоторепортаж с коллективной выставки в Нур-Султане

Коллективная выставка художниц будет открыта весь декабрь, посетители могут посетить ее бесплатно.

В столичном центре современного искусства "Куланши" открылась выставка современного искусства, на которой представлены работы 27 художниц Казахстана и ближнего зарубежья, передает корреспондент BaigeNews.kz.

Организаторы посвятили эту уникальную коллективную выставку 30-летию независимости Республики Казахстан. Ее экспозиция собрана из картин 27 художниц из Казахстана, Киргизии и России. Произведением символически объединяющим все эти работы стала инсталляция под названием "Мамин платок". Оно состоит из 300 погонных метров полотна, составленного из 524 женских платков с разных уголков земного шара. Эти платки прислали из 16 разных стран, включая Казахстан, Вьетнам, Молдова, Буркина-Фасо, Австрия, Словения, Израиль, Беларусь, Латвия, Армения, Мексика, Азербайджан, Турция, Тайвань, Чехия и Индия.

"Женщина интуитивно защищает своих детей используя все доступные средства. Платок рассматривается как символический щит от внешних угроз мира для ребенка — насилия, бедности, войны, болезней. Эта защита детей происходит на физическом, ментальном и эмоциональном уровне", — написано в релизе выставки.

Гостей выставки поприветствовала исполняющая обязанности председателя правления АО "ForteBank" Шолпан Нурумбет.

"Это 25-я выставка в центре современного искусства "Куланши", который функционирует с 2016 года. Эта первая выставка после долгого двухлетнего перерыва. До этого здесь проходило 24 уникальных выставки, которые не повторялись ни по тематике, ни по содержанию", — сказала Шолпан Нурумбет.

Председатель кураторского совета центра современного искусства "Куланши", художница и куратор проекта "Мамин платок" Лейла Махат рассказала о том, как и когда ей пришла идея создать столь необычную работу.

"Родилась она в первые дни пандемии, когда нас всех закрыли на карантин и мы сидели все дома. И у активных женщин началась какая-то странная реакция, что-то вроде ломки. То есть мы должны что-то сделать, что-то предпринять, но мы ничего не можем, потому что мы заперты все в четырех стенах, и просто не знаем, куда девать нашу энергию. Так что, во-первых — это была эта нереализованность энергетическая. А во-вторых, какой-то страх появляется в сердце у каждой матери, потому что мы все очень сильно переживаем за наших детей, наших мужей, родных, близких, друзей, даже за чужих людей. Это такой материнский инстинкт, который, мне кажется, у каждой женщины сильно развит, даже у тех женщин, которые не рожали. Мы такие. Женщины — такие создания", — поделилась художница.

Лейла Махат вспоминает, что когда она сидела со своей семьей дома на карантине, ее младшая дочь уснула на диване и художница инстинктивно сняла с себя палантин, и укрыла ее.

"И тогда я поняла, что этот жест, это наше интуитивное желание согреть, оберечь каким-то образом — это, наверное, то, что нас может сплотить, то, что должно сработать на другом, более тонком, уровне. И мне пришла идея создать проект "Мамин платок". Я сказала об этом своим подругам. Они сказали, что я сумасшедшая и тут же прислали мне свои платки. Потом я сказала об этом своим знакомым. Они тоже сказали, что я сумасшедшая и тоже прислали платки. Потом совершенно незнакомые люди начали присылать платки из других стран", — рассказывает художница о первых шагах воплощения своей задумки.

Махат организовала несколько сессий, где женщины сидели и сшивали эти полученные платки. И этот процесс породил совершенно особенный опыт для его участниц.

"Когда мы сшивали эти платки, мы пели песни, рассказывали друг другу разные семейные истории, какие-то красивые сказания и веселые истории про то, чем занимаются наши дети. И так родился этот "Мамин платок". И он продолжает жить. У меня есть мечта, чтобы этот платок поехал в другие страны, и чтобы женщины в других странах пришивали свои платки", — сказала куратор проекта.

В экспозиции также представлены работы 27 современных художниц из Нур-Султана, Алматы, Караганды, России и Кыргызстана. Не все смогли присутствовать на открытии, но на презентации Лейла Махат перечислила каждую из них: Евгения Казакова, Нэлли Бубе, Любовь Гуменюк, Зита Султанбаева, Динара Кадирова, Лейла Махат, Наталья Карагоз, Сауле Дюсенбина, Бахыт Бубиканова, Зейнеп Тусипова, Айгерим Карибаева, Карина Крылова, Азиза Сарамбетова, Роза Копбосынова, Гульжамал Калиева, Корнелия Манго, Юлия Верко, Халида Ашимова, Ботагоз Аканаева, Муниса Гулиева, Гафура Каирбекова, Айсулу Усентаева, Сауле Сулейменова, Елена Малецкая, Марьяна Макеева, Вера Капинус и Анжелика Акилбекова.

Одной из женщин, чьи работы можно увидеть на выставке, стала художница Айгерим Карибаева, известная многим любителям ее творчества под ником в Instagram art_aika.

"На этой выставке представлены мои первые живописные работы. И я также впервые принимаю участие в групповой выставке художниц. Две из трех представленных здесь работ написаны по эскизам, по иллюстрациям, которые я раньше рисовала. В принципе, все мои работы здесь на женскую тематику. Я ищу в женских образах какую-то орнаментальность, декоративность, мне важно передать красоту фактуры орнаментов. А в целом сами сюжеты весьма статичные и простые. Мне важно найти образ и передать его как можно быстрее", — рассказала художница.

Айгерим Карибаева признает, что во время учебы не достаточно внимания уделяла женской живописи.

"Для меня работы женщин были чем-то на уровне самодеятельности. Для меня живопись означала работы мужчины, художника. Но сегодня я понимаю, что у меня очень сильно поменялись вкусы и те ориентиры, которые у меня сейчас есть в живописи — это женщины. Я практически не слежу за творчеством мужчин, мне интересны женщины со всего мира — художницы, иллюстраторши. Их творчество меня не просто впечатляет, оно меня поражает, я могу подолгу думать об их работах. Я вижу в них какое-то невероятное мастерство, красоту, наивысший уровень искусства", — объясняет художница свой нынешний интерес к работам художниц.

Важной темой для современных художниц является возможность зарабатывать на своих произведениях. Художницы нужны обществу, и в том, чтобы их работы покупались нет ничего постыдного, уверена Айгерим Карибаева.

"Мне кажется, людям творческим, художникам и художницам, нужно осознавать, что они нужны людям, обществу, стране. Они должны быть востребованы. То, что они делают, то, что они чувствуют, то, что они абсолютно по-своему передают в своих работах — нужно. И когда ты это принимаешь, ты можешь с легкостью понимать, что ты можешь на этом зарабатывать. Ты не должен быть голодным художником. Деньги — это просто эквивалент, это обратная связь. И вообще, это общая тенденция в мире — творческие люди во всем мире очень востребованы, их мнение и мысли что-то меняют в обществе. И поэтому художники, художницы, неважно — творческие люди, должны продавать свои работы, должны хорошо зарабатывать, им должно хватать на жизнь и на то, чтобы они могли уделять время своему творчеству. Продажи должны быть, здесь нечего стыдится. Часто у художников есть комплекс того, что они продают, цены проговаривают. Этого быть не должно", — говорит столичная художница.

Другая художница, чьи работы также выставлены на этот выставке, Динара Кадырова работает в Алматы, но смогла посетить ее открытие. Динара хорошо известна столичным любителям современного искусства — совсем недавно в Библиотеке Первого Президента РК прошла ее первая персональная выставка. И ее главные картины перекочевали оттуда на выставку в галерее "Куланши".

"Сама концепция сегодняшней выставки, идея того, что женщина на инстинктивном уровне хочет оберечь своих детей, свою семью и общество в целом, очень во мне резонирует и отражается во многих моих работах. Например, богиня Умай, которую я рисовала — покровительница женщин и детей. Она присматривает за нами. В моей картине "Секрет" рассказывается про сестринство. И это тоже очень перекликается с общей идеей этой выставки", — сказала художница.

"Мне кажется, сейчас такое переломное время, когда женщина присутствует практически во всех сферах. И дело не только в искусстве. Они привносят что-то свое, ведь где-то они эмоциональнее, глубже, точнее мужчин. И я вижу в этом потенциал. Для меня это очень интересный процесс. Мы привыкли видеть мужские выставки, а теперь и художницы открывают свои коллективные выставки и это здорово. Причем многие из наших художниц еще и мамы, а совмещать эти роли физически очень непросто. Потому что как мама ты отдаешь свои время, энергию, ресурсы. Но в этом и ценность, в ней очень много потенциала и энергии, которой нет у мужчин. И сейчас такое время, когда мы начинаем это себе позволять — совмещать творческую работу с воспитанием детей, заявлять о себе, разрешать себе слышать себя", — говорит Динара Кадырова.






Фотографии Жалгасбека Токтамысова