Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей



Возможность уволить акима важнее, чем возможность один раз проголосовать за него - Сабина Садиева | BaigeNews.kz 25 апреля, 22:17
1457

Возможность уволить акима важнее, чем возможность один раз проголосовать за него - Сабина Садиева

Политолог Сабина Садиева высказалась о возможных поправках в Конституцию Казахстана, передает BaigeNews.kz.

"Статья 32 фактически закрепляет процесс ввода выборности акимов. И этим формулировкам – духу и букве основного закона – уже будет соответствовать весь остальной массив законодательных актов. Текущий консенсус общий по пересборке вертикали власти таков – президент предлагает кандидатов в акимы регионов (две кандидатуры на выбор маслихата), а все акимы на нижестоящих уровнях исполнительной власти – избираются," - пишет эксперт в своем телеграм-канале.

По ее словам, в республике есть два вида акимов.

"Первое - аким, который управляет административным образованием, Второе - аким, который управляет населенным пунктом. Критическая разница тут в людях. У акима второго вида есть люди, живущие в рамках границ НП, есть конкретные местные сообщества со своими повестками и, значит, есть напрямую вовлеченные в электоральные действия избиратели. Акимы "административных единиц" управляют не жизнью сообщества, а именно развитием территории (регион, большой район). Тут часто возникают задачи, не связанные напрямую с жизнью местных сообществ. Если посмотреть на акимов так, то понятно, что выборность нужна там, где будет этот активный процесс торга "наш голос в обмен на результаты". В случае с акимами регионов это еще и вопрос унитарности политики", - подчеркивает Садиева.

Как отмечает политолог, на данный момент уволить акима может как президент, так и маслихат.

"Маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности". Именно эта норма приводила к тому, как маслихаты формируются сейчас – тщательно взвешенная смесь бизнесменов (получают заказы), руководителей госучреждений (подконтрольны), НПО (получают госсоцзаказ). Если у нас произойдет "разгосударствление" партий, и они начнут работать на улицах как общественные организации, то и маслихаты могут измениться. И это даже важнее, чем выборность акимов (да, я еще раз это напишу, возможность уволить акима важнее, чем возможность один раз проголосовать за него)", - пишет она.

Высказалась она и о возможных изменениях в статье 44 об изменении наименования "Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета" в "Высшую аудиторскую палату".

"Счетный комитет теперь будет проверять не только деньги республиканского бюджета (РБ), но и местных бюджетов (МБ). Если на уровне РБ наш Счетный уже вышел на уровень аудита эффективности, считал там эффективность, сравнивал показатели стратегии, то на уровне местного бюджета им придется просто пока давить на инспекцию и предотвращение хищений.

Счетный комитет де-факто давно вышел за рамки "контроля за республиканским бюджетом", он старался проверять и ТОХИ (трансферты из респ бюджета в нижестоящие), и заходить в нацкомпании, которые получали пополнение уставных капиталов из РБ (мы все помним про "Зерде" и очень ждем, чем закончится история, да?). Проверял по поручениям использование средств Нацфонда, какой-то экстренный аудит по нацкомпаниям. Теперь же можно спокойно, без административных препятствий делать это же самое, и акимы уже не смогут ограничивать их, аргументируя "это местный бюджет!" - резюмировала она.

По ее мнению, для начала необходимо дождаться концепции по Высшей аудиторской палате и решений по ревизионным комиссиям в регионах.