Волокита, бесконечные проверки и дефицит кадров — акмолинские предприниматели рассказали бизнес-омбудсмену о проблемах

22 Апреля 2022, 16:51
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
фото автора 22 Апреля 2022, 16:51
22 Апреля 2022, 16:51
7032
Фото: фото автора

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов встретился с акмолинскими бизнесменами. Последние поделились волнующими проблемами. В их числе — острый дефицит водителей автобусов и потребность субсидирования в сфере общественных автоперевозок; жалобы на неправомерные действия и волокиту госорганов. Некоторые вопросы носят системный характер, и бизнес-омбудсмен намерен вынести их на более высокий уровень, передает корреспондент BaigeNews.kz.


фото автора

"Ломать — не строить"

Жанар Мусаканова — индивидуальный предприниматель из города Косшы. Шесть лет назад она возвела пристройку к магазину "Магнит" в жилом массиве "Лесная поляна". Но проблема в том, что без разрешительных документов. В декабре прошлого года суд постановил принудительно снести пристройку. По словам бизнесвумен, последний срок наступает буквально на днях — 24 апреля.


фото автора

Все эти годы женщина обивает различные пороги: акимат, КСК,теперь ОСИ — фирму-застройщик… Старается узаконить строение.

"В свое время и застройщик, и сами жильцы дома не были против строительства пристройки. У меня есть подписи: 234 квартиры "за", — говорит предпринимательница.

Но ей отказывают из-за того, что документы по дому, к которому возведена пристройка, не передали в акимат Косшы.

"Прежний аким ответил однозначно: бюджетных средств нет, регистрировать землю не будем. Мол, это стоит больших денег. Я просила и выделить в аренду, и в частную собственность", — сетует Жанар Мусаканова.

Между тем в палате предпринимателей констатируют: вина на госорганах и строительной фирме. Это они с самого начала должны были оформить все по закону. Все старания стартапера тщетны, как говорится, что о стенку горох. Нет дела — нет дохода.

Мусаканова пожаловалась на волокиту.

"Мы узнавали у нашего застройщика. Он нам ответил, что все акты передали. В госоргане ответили, что недавно их нашли — документы, оказывается, были в Целиноградском районе. Теперь, дескать, будем оформлять. Но уже прошло больше трех месяцев, нам постоянно отвечают: будем делать запросы в ЦОН. Так как на некоторые участки наложено обременение. При этом "АльянсСтройИнвест" (застройщик. – Ред.) отвечает нам, что все эти участки были освобождены из залога и переданы в акимат", — разводит руками заявительница.

К слову, Жанар Мусаканова далеко не единственная, кто пытается противостоять бюрократии местных властей. По данным региональной палаты предпринимателей, в "Лесной поляне" такие пристройки есть в каждой многоэтажке. В общей сложности они принадлежат семи десяткам бизнесменов. И все они, по сути, могут столкнуться с проблемой сноса.

"70 пристроек. Я считаю, это абсолютная инертность. Дом построили — и местные исполнительные органы должны были начать сразу принимать его на кондоминимум. Ответственные госорганы не дорабатывают, причем системно", — отметил, в свою очередь, директор департамента правовой защиты палаты "Атамекен" Куанышбек Мукаш.


фото автора


Бизнес-омбудсмен взял проблему на контроль, попросив сообщать ему о статусе решения этого вопроса каждый четверг.

"Мы живем в прозрачном, слышащем государстве. И должны оперативно откликаться на обращения соотечественников", — подчеркнул Рустам Журсунов.

К слову, позднее уполномоченный по защите прав предпринимателей РК встретился с главой региона, где не преминул изложить ситуацию на "Лесной поляне". Ермек Маржикпаев заверил, что проблема с подготовкой разрешительных документов решится очень оперативно.

Малый или средний?

Бизнес-омбудсмену пришлось выслушать сразу несколько обращений-жалоб на действия акмолинского департамента государственных доходов. Например, в сентябре прошлого года налоговый департамент начал внеплановую проверку ТОО "Инсект" как субъекта среднего бизнеса.

"Однако наша фирма — субъект малого предпринимательства. Мы сделали запрос филиалу корпорации "Правительство для граждан", который подтвердил нашу позицию. Также, по данным сайта stat.gov.kz, мы — предприятие малого предпринимательства. Поэтому обратились в суд по защите своих прав. 12 апреля суд вынес решение в нашу пользу. Правда, оно пока не вступило в законную силу. Как мы поняли, в базах нет интеграции. Потому что согласно справке министерства национальной экономики мы относимся к среднему бизнесу", — рассказал представитель "Инсект" Гани Габдыжамалов.


фото автора

Также предприниматель посетовал на "перегибы", по его мнению, в действиях проверяющих.

В свою очередь, замдиректора РПП Расул Сыздыков попросил у уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана содействия в решении ряда вопросов. К примеру, чтобы внести изменения в правила ведения и использования реестра субъектов предпринимательства.

"Нужно актуализировать данные о субъектах предпринимательства хотя бы раз в квартал, а не раз в год, как сейчас. И путём обязательного уведомления субъектов предпринимательства — если категории предпринимательства изменились. Чтобы те могли в случае, если не согласны, каким-то образом отреагировать. В правилах этого нет. А также синхронизировать все базы данных", — предложил Сыздыков.

В паутине проверок

На действия органов государственных доходов области пожаловался и представитель субъекта индивидуального предпринимательства Акылбек Смагулов. По словам бизнесмена, в результате камерального контроля поставлена под сомнение сделка с фирмой-компаньоном. Попавшее под проверку предприятие предоставило пояснение и все документы, подтверждающие, что сделка действительна.

"Мы думали, на этом вопрос снят. Но позднее от коллег в палате узнаем, что будет инициировано исковое заявление о признании сделок недействительными. Пока этот вопрос отсрочен, но мы предполагаем, что он возникнет в ближайшем будущем", — отметил Смагулов.

Департамент госдоходов инициировал тематическую налоговую проверку деятельности ИП.


фото автора

"По своим действиям это больше похоже на комплексную налоговую проверку, так как запрашивали даже то, что связано с технической документацией. Все это было предоставлено. Пять раз проверка приостанавливалась, возобновлялась, снова вручали требования — снова отвечали, снова запросы — снова мы предоставляли документы…", — сетует предприниматель.

На сегодня ИП в лабиринте бесконечных проверок.

"Я хочу сказать, это первая "ласточка". И если при нашем порядке в документах в отношении ИП такие действия, то в какой ситуации окажется строительный рынок…", — задумывается бизнесмен.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана поручил экспертам палаты провести комплексный анализ всех обращений касательно ведомства.

"Нужно поднять все кейсы по Акмолинской области. Провести большую подготовительную работу. А потом передать все материалы и представление на имя председателя Комитета государственных доходов о проведении служебного расследования, вплоть до предоставления их в Антикор, министерство национальной экономики, цифрового развития. В то время как глава республики говорит о дебюрократизации деятельности государственного аппарата, налоговые органы создают предпринимателям искусственные барьеры", — заключил Рустам Журсунов.

Некому за руль

Проблему всех перевозчиков всех регионов Казахстана подняла генеральный директор ТОО "Кокшетауский автобусный парк" Асия Шаримова — жёсткий дефицит кадров. Сегодня на предприятии нехватка водителей автобусов составляет порядка восьми десятков человек. И уже через семь лет имеющийся штат сократится до 25 сотрудников: много работников предпенсионного возраста. На объявления же никто не откликается.

В 2019 году кокшетауский автопарк принял участие в замечательной программе государственно-частного партнерства. Обновили автопарк стопроцентно. Купили в общей сложности 74 новеньких автобуса. Проект реализуется при поддержке областного акимата. 30 процентов первоначального за перевозчиков внесли. Они, кстати, возвратные.


фото автора

Так вот, 15 из 74 автобусов сегодня простаивают. Рулить некому.

Асия Шаримова в который раз объясняет причины. Все дело в требованиях к водителям автобусов.

Раньше было так: молодой человек в 18 лет учится на права, получает категорию B и С.

"У него стоит отметка, что он может сесть за руль грузового автомобиля с категорией С в 21 год. Молодой человек садится, работает и может сразу выучиться на категорию D. То есть в 22 года он мог прийти к нам работать водителем автобуса", — вспоминает бизнесвумен.

Теперь же путь к заветной категории D стал дольше и сложней.

"В 21 год молодой человек должен отработать три года на грузовом транспорте: стаж должен быть. Ему уже 24 года. Потом выучиться на категорию D1 для микроавтобусов, "газелей". Её, к слову, раньше не было. Суть в том, что на этой категории человек стаж никогда не получит. Потому что сегодня владельцы этих микроавтобусов сами за рулем. Ну, допустим, получил. Теперь нужно выучиться на D. Человеку уже 28 лет", — сетует Шаримова.

Ассоциация перевозчиков пыталась найти выход, писала во всевозможные инстанции. Просила убрать промежуточную D1 и сократить стаж работы между категориями. BaigeNews.kz писал об этом два года назад. Но воз и ныне там.

"МВД не пропускает, возвращает. Наверное, там считают, что на аварийность может повлиять. Она, может, и высокая среди нерегулярных перевозчиков. Но мы-то разговор ведем о регулярных, в черте города. Что можно вообще сделать?", — спросила совета у бизнес-омбудсмена предпринимательница.

Второй вопрос, с которым Асия Шаримова обратилась к Рустаму Журсунову, касается Налогового кодекса. Точнее, подпункта 50 статьи 394. Он гласит, что "услуги по осуществлению социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем внутриобластном) сообщении, а также трамваями освобождаются от налога на добавленную стоимость".

"Срок действия этой нормы — до 1 января 2023 года. То есть он истекает. Мое предложение: этот подпункт оставить, а исключить срок действия", — обратилась руководитель автопарка.

Третья проблема "автобусного" бизнеса — субсидирование. В Кокшетау уже несколько лет действует тариф в городском общественном транспорте по электронному билетированию — 80 тенге. Он заведомо убыточный. Реальный — 120 и выше. Но поднимать нельзя. Об этом не раз говорили и сами перевозчики, и власти. Поэтому первые опять же не первый год надеются, что вторые решат, наконец, вопрос с субсидиями. Это бы позволило и заинтересовать водителей зарплатой, следовательно, привлекать новые кадры.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей, в свою очередь, подчеркнул: проблема, действительно, "бородатая" и характерная для всего Казахстана. Он поручил и самим перевозчикам, и экспертам палаты собрать общую картину происходящего — по дефициту рабочих мест, задолженности по лизинговым платежам и так далее. Планируется подготовить полный анализ издержек субъектов транспортной отрасли, чтобы в последующем вынести для рассмотрения на уровне правительства.

Детский туризм и плата за свежий воздух

На совещании в акимате председатель Туристской ассоциации Акмолинской области Кайрат Султанов предложил освободить объекты туризма от платы за въезд на особо охраняемые территории. Напомним, три государственных национальных природных парка из 14 казахстанских расположены в Акмолинской области. Это "Бурабай" в Щучинско-Боровской курортной зоне, "Кокшетау" в Зеренде и "Буйратау" в Ерейментауском районе. Согласно статье 590 Налогового кодекса РК в нынешней редакции от платы освобождаются: физические лица, которые постоянно живут на территории этих самых особо охраняемых территорий, владельцы дач, а также учреждения по охране природы.

Кайрат Султанов предлагает добавить сюда, то есть освободить от платы транспорт, который обслуживает детские оздоровительные лагеря, санатории, дома отдыха и т. д. Разумеется, речь идет об объектах туризма и отдыха, которые расположены в границах нацпарка. На том основании, что они развозят туристов и рабочих постоянно.

"Кстати, мы еще платим за каждого рабочего. Вот пришёл на работу мой сотрудник, я должен за него заплатить. Это плата за въезд, за каждый день пребывания. А также за каждого отдыхающего ребенка (Кайрат Султанов занят в сфере детского туризма. – Авт.). В каком-то году, если не ошибаюсь, в 2016-м, республиканский учебно-оздоровительный центр "Балдаурен", помнится, заплатил 52 миллиона тенге — по 230 тенге. Не забывайте, что "Балдаурен" — государственный лагерь. Частные — 10-12 миллионов тенге", — дополнил предприниматель.

Напомним, согласно п.1 статьи 591 Налогового кодекса ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий республиканского значения определяются из расчета 0,1 МРП. То есть, если размер МРП поднимут в связи с инфляцией, сумма платы увеличится.

Также бизнесмен предложил добавить в статью 591 расчёты ставок платы: для легкового автотранспорта — 0,5 МРП, микроавтобусов — 0,7 МРП, автобусов — один МРП.

Свое предложение Султанов пояснил тем, что, к примеру, за прошлый год, по информации "КазАвтоЖола", плата за въезд на терминалах за отрезок дороги Нур-Султан — Щучинск составила примерно 1,7 миллиарда тенге. Для сравнения: со всех 14 нацпарков собрано всего 700 миллионов.

"Между тем налогообложение в теперешнем виде душит детский туризм, не даёт ему развиваться. Мы и без того после пандемии едва приходим в себя", — посетовал предприниматель.

Также председатель Туристской ассоциации предложил отдать эти налоговые поступления областной казне. По мнению Султанова, в рамках развития четвёртого уровня бюджета это было бы очень актуально и эффективно.

Эти свои предложения Кайрат Султанов озвучивает на разных уровнях не первый год. Сказали сделать детальные расчеты — сделал. Они во многом нашли понимание у бизнес-омбудсмена. Рустам Журсунов поручил внести предложения по обращению акмолинского предпринимателя в министерство финансов.



Наверх