Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей



"В Новом Казахстане отныне определять его будущее будет не власть, а сами граждане". Зачем нужен референдум по Конституции? | BaigeNews.kz 2 мая, 14:57
3318
Фото: Shutterstock

"В Новом Казахстане отныне определять его будущее будет не власть, а сами граждане". Зачем нужен референдум по Конституции?

Эксперты высказывают свое мнение о референдуме по поправкам в Конституцию Республики Казахстан.

29 апреля на ХХXI сессии Ассамблеи народа Казахстана президент страны Касым-Жомарт Токаев заявил, что поправки в Конституцию внесут через референдум.

"Референдум — это важнейший демократический институт, однако в Казахстане он в последний раз проходил в 1995 году, когда утверждалась действующая Конституция. Затем был принят закон "О республиканском референдуме", который тем не менее ни разу не применялся на практике. И это несмотря на то, что поправки в Конституцию с тех пор вносились четыре раза. Считаю, что изменение Конституции через всенародное голосование станет яркой демонстрацией народного волеизъявления", — заявил глава государства.

По мнению Касым-Жомарта Токаева, предстоящий референдум позволит каждому гражданину принять участие в решении судьбы страны. Мы ранее писали о том, почему поправки в основной закон важны для казахстанцев. Сейчас же BaigeNews.kz приводит мнение экспертов о важности изменения Конституции через референдум.

Никита Шаталов, политический обозреватель:

"Почему поправки в Конституцию решили внести через референдум? По большому счёту, это заявка на конструирование "Второй республики".

Конституционную реформу, конечно, можно было провести через парламент. Но после январских событий нужна была пересборка политической нации, попытка объединить всех каким-то политическим событием в ответ на состоявший кризис. Поэтому и был выбран референдум.

"Вторая республика", на мой взгляд, это прежде всего не какое-то новое устройство государства, потому что сильно конституционная рамка не меняется. Президент добровольно сдаёт часть полномочий в парламент, частично отстраняется от вмешательства в государственную политику.

Но здесь ключевой вопрос в том, что нужно совершенно другое представление в обществе о том, что такое политическое действие в "Новом Казахстане".

Для этого и собирается референдум, чтобы люди самостоятельно утвердили эти правила игры, согласились с ними или нет, приняли их и оказались готовы к гражданскому участию, которое последует после внесения законодательных поправок.

Уразгали Сельтеев, политолог:

"Касым-Жомарт Токаев последователен в своих действиях, будучи приверженцем развития демократических механизмов. Еще в 2019 году в своей предвыборной платформе он заявил, что важные для страны решения будут проходить через референдум. И сейчас по новым изменениям в Конституцию предложил их реализовать через сверку с мнением всего казахстанского общества.

Фактически будет осуществлён открытый плебисцит за формирование новой политической модели, за сбалансированные механизмы сдержек и противовесов между институтами власти, за переход от закрытой к открытой политической системе.

Казахстанцам предстоит проголосовать за новый эффективный формат работы институтов власти, за влиятельный парламент, по-настоящему представительные маслихаты, подотчётное и открытое правительство, за слышащих, ответственных и активных акимов, за политический плюрализм, за конкурентную общественно-политическую среду.

Через референдум, а не социологические опросы, нам важно понять уровень общественной поддержки за строительство "Второй Республики".

Ахылбек Куришбаев, депутат сената парламента РК:

"Президент нашей страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев коротко и ёмко ответил на вопрос, что такое Новый Казахстан: "Новый Казахстан — это, по сути, справедливый Казахстан!".

Именно на построение такого общества нацелены все его реформы, прежде всего, трансформация прежней политической системы, которая привела к автократии во власти, расслоению общества, породила социальную несправедливость и неравенство, стала тормозом для устойчивого развития экономики.

Но чтобы реализовать такие радикальные реформы, нужны не только изменения сверху — уход от суперпрезидентства, усиление парламента, демократизация исполнительной власти и так далее. Как подчеркивает наш президент, важно развитие гражданского общества, побуждение активности среди граждан в участии управления государством. Потому что без осознанной поддержки народа демократические преобразования в обществе невозможны.

Но проблема в том, что за долгие годы автократической системы, продвижения картельных партий за счёт государственных ресурсов народ перестал верить власти, справедливым выборам и возможности простых людей на что-то влиять. Даже изменения в Конституцию — основной закон страны — многие годы принимались без широкого обсуждения в обществе, то есть так, как нужно было руководству страны.

Я думаю, предложение президента Касым-Жомарта Токаева по проведению всенародного референдума по принятию поправок в Конституцию страны не только связано с необходимостью решения политических изменений в стране самим народом, оно свидетельствует о том, что в Новом Казахстане отныне определять его будущее будет не власть, а сами граждане.

Глава государства даёт нам всем чёткий сигнал: времена изменились, наступает пора честных выборов и политической конкуренции. Поэтому мы сами должны меняться, отходить от прежних стереотипов недоверия к власти, пустой "диванной" критики всех и вся. Надо через выборы и участие в общественных институтах развития участвовать в управлении государством, то есть быть гражданами своей страны.