В МИОР исключили ряд норм из законопроекта о мирных собраниях

29 Февраля 2020, 15:21
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
tvk6.ru 29 Февраля 2020, 15:21
29 Февраля 2020, 15:21
4297
Фото: tvk6.ru
В Нур-Султане прошли общественные слушания по законопроекту о порядке организации и проведения мирных собраний, передает корреспондент BaigeNews.kz.

В обсуждении приняли участие представители министерства информации и общественного развития (МИОР), общественные деятели, представители неправительственных организаций и средств массовой информации.

Ранее законопроект обсуждался в Алматы, Павлодаре, Петропавловске, Кокшетау, Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте и Караганде. По итогам слушаний, министерством были учтены следующие предложения граждан и общественности:

Первое: Из понятия "участник" исключено возрастное ограничение, теперь участником мирных собраний может быть лицо не достигшее 18-летнего возраста.

Второе: У организатора мирных собраний исключены некоторые обязанности, например:

– обеспечивать соблюдение установленной местным представительным органом города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) нормы предельной заполняемости территории специализированного места проведения мирных собраний;

– прекратить проведение мирного собрания в случае превышения количества участников мирных собраний, указанного в уведомлении о проведении мирных собраний или в заявлении о получении согласования.

Третье: Исключена норма, которой предусматривалось, что организатором мирных собрания не может быть "гражданин Республики Казахстан, ранее неоднократно подвергнувшийся к административному взысканию за нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан".

Четвертое: У журналистов, освещающих мирные собрания, из прав исключается норма, согласно которой они могли обращаться за оказанием медицинской помощи и безопасной эвакуации из специализированного места проведения мирных собраний.

Пятое: У журналистов, освещающих мирные собрания, исключаются такие запреты, как:

– осуществлять призывы к совершению массовых беспорядков, возбуждению социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, пропаганде или публичных призывах к захвату или удержанию власти, насильственном изменении конституционного строя Республики Казахстан;

– иметь при себе холодное, огнестрельное и иное оружие, а также специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба гражданам и собственности юридических лиц.

Шестое: Из законопроекта также исключается норма, согласно которой "Порядок прекращения мирных собраний, предусмотренный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий".

За период обсуждения законопроекта "О проведении мирных собраний" на общественных слушаниях и на портале "Открытые данные" поступил в общей сложности 261 комментарий.

Наибольшее количество комментариев поступило относительно: уведомительного и регламентированного порядка, специализированных мест для проведения мирных собраний, регламентации прав журналистов во время освещения хода проведения мирных собраний, ограниченное количества участников мирного собрания (порог в 250 человек) для определения уведомительного или регламентированного порядка, а также оснований отказа в проведении мирного собрания.

Эти вопросы сегодня обсудили представители МИОР, общественные деятели и юристы с участием министра информации и общественного развития Дауреном Абаевым.

По уведомительному и регламентированному порядку

В МИОР сообщили, что уведомительный порядок проведения мирных собраний будет предусмотрен для пикетов, митингов, собраний при условии участия менее 250 человек в специализированном месте.

В случае отсутствия ответа местного исполнительного органа проведение мирного собрания будет считаться согласованным по умолчанию. Также проектом закона будет предусмотрено право предоставления альтернативного места для проведения мирных собраний.

Регламентированный порядок проведения мирного собрания будет предусмотрен для шествий, демонстраций, митингов и собраний, при участии более 250 человек в специализированном месте. В данном случае потребуется согласование местных исполнительных органов.

"Организаторы обязаны проинформировать власти о планируемом количестве участников для обеспечения их безопасности и общественного порядка. Это цитата из Главы государства в Twitter. Мне кажется, на выходе мы будем иметь закон, полностью обеспечивающий принцип уведомительной системы. И если это так, то мы имеем прецедент национального диалога", – считает заместитель председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан Ерлан Саиров.

По определению специализированных мест

Как подчеркнули в министерстве, главным принципом для определения специализированного места для проведения мирных собраний должен стать принцип, озвученный Президентом – "Не на окраине городов".

Специализированные места должны быть в центре города, с транспортной доступностью и инфраструктурой, с соблюдением санитарных норм и правил, а также безопасности организаторов и участников мирных собраний и других лиц.

"В целях нормального функционирования города, и дабы не мешать другим жителям города, предлагаются определенные места собраний. Чтобы не мешать движению транспорта или функционированию какой-либо организации. Люди должны быть услышаны, но так, чтобы не мешать другим, таким же гражданам, как и они", – пояснил вице-министр информации и общественного развития Данияр Есин.

По правам журналистов

Уполномоченным органом в области СМИ будут приняты Правила деятельности присутствующего на мирных собраниях журналиста (представителя СМИ), а также формы отличительных знаков журналиста.

Однако общественные деятели и медиа-юристы считают необходимым и вовсе исключить нормы о деятельности журналистов в данном законопроекте.

"Журналисты не являются субъектами этого закона. У журналистов есть свой закон, поэтому их нужно вынести (из законопроекта. – Прим.автора). Давайте не будем воспринимать журналиста, что когда они приходят на митинг, они поддерживают чью-то позицию. Они должны только освещать процесс", – считает медиа-юрист общественного фонда "Правовой медиа-центр" Гульмира Биржанова.

Ограничение количества участников мирного собрания (250 человек)

"Это количество человек взято из практики проведения массовых мероприятий и является наиболее оптимальным. Большее или же приближенное к этой цифре количество собравшихся людей может иметь негативные последствия для инфраструктуры города. Массовое скопление людей создает пробки, мешает движению пешеходов, работе "скорой", полиции и так далее. Более того, чем больше людей, тем больше вероятности происшествий, ибо в толпе человек начинает чувствовать себя безнаказанным", – пояснил вице-министр Данияр Есин.

Поэтому большое количество участников требует согласования с городскими властями, чтобы все службы были готовы к урегулированию такого рода вещей.

"А если придет 251 человек? Три человека будут стоять – зеваки, завтра их посчитают, как участников митинга. Это такие вопросы, на которые мы уже сейчас должны иметь ответы. Конкретную численность участников митинга посчитать невозможно, потому что есть социальные сети, источники альтернативной информации. Если заявляют 250 человек, а может прийти тысяча – это же не вина организаторов", – сказал заместитель председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан Ерлан Саиров.

Касательно оснований для отказа в проведении мирного собрания

Действующий закон содержит размытый перечень оснований отказов для проведения мирных собраний.

В МИОР предлагают закрепить в законопроекте исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении мирных собраний. К примеру: если целью их проведения является разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости, насильственное ниспровержение конституционного строя, либо их проведение угрожает общественному порядку и безопасности граждан; если в месте проведения мирного собрания введено военное или чрезвычайное положение, а также иные основания предусмотренные законом.

Необходимо отметить, что отказ должен быть мотивированным и обоснованным, то есть должны быть указаны конкретные причины отказа в проведении мирного собрания.

В ходе общественных слушаний в министерство поступил ряд предложений, которые будут обобщены, проанализированы и учтены в законотворческой работе.


Наверх