Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5


Цифровизация госуслуг. Чем Казахстану будет полезен опыт Эстонии и Кореи | BaigeNews.kz 2 ноября, 14:02
3159
Фото: пресс-служба Астанинского хаба государственной службы

Цифровизация госуслуг. Чем Казахстану будет полезен опыт Эстонии и Кореи

В Нур-Султане прошла ежегодная конференция Астанинского хаба государственной службы 2021. В этом году одной из главных тем форума стала цифровизация госуслуг - ведущие специалисты по е-правительству из Кореи, Эстонии, Китая и других стран обсудили основные тренды отрасли и поделились своим опытом.

Споры о будущем е-правительства в Казахстане не смолкают уже давно. Отечественный бизнес считает, что eGov нужно реанимировать собственными силами, а государство между тем планирует отправить старую систему на покой, воздвигнув на ее месте новый монумент, собранный с помощью современных решений российской компании Сбер.

"Это не междусобойчик" — глава консорциума IT-компаний Болат Башеев рассказал подробности объединения

Противники меморандума между Казахстаном и Сбером часто ссылаются на международный опыт, в том числе на лидеров в сфере электронного правительства – Корею и Эстонию. В рамках конференции мы получили возможность узнать больше информации о том, как проходит цифровизация в этих странах. BaigeNews.kz расскажет об основных тезисах выступлений спикеров.

Цифровое пространство - это дверь в новый мир

Директор отдела глобального электронного правительства Республики Корея Сонгджу Сон отметил, что они развивают проект цифрового правительства более 50 лет. Но только в 2001 году проект обрел осмысленность и общее "лицо".

"Первое, что мы сделали в самом начале, - создали административные базы данных вместо бумажных документов. Второе - разработали систему для правительственных организаций и начали создавать аналогичные системы для людей и бизнеса. Третье - это интеграция услуг и баз данных в едином портале. Затем мы дорабатывали доступность, легкость в использовании, а также безопасность этих систем", - рассказал он на конференции Астанинского хаба государственной службы.

На сегодняшний день в Корее 17 тысяч информационных систем, которые работают в государственном секторе. Правительство тратит примерно 4,7 миллиарда долларов в год на информационно-коммуникационные технологии. По словам спикера, 37 миллионов корейцев, или 89 процентов населения, пользуются услугами цифрового правительства, 98 процентов из них удовлетворены ими.

На технологический рывок Казахстана выделят 1,5 миллиарда тенге

"Политика открытых данных играет важную роль в нашей экономике. Около 50 тысяч баз данных в стране и более семи тысяч API. Правительство организовало платформу для подачи жалоб, выражения мнений, предложений, и более 900 правительственных органов соединены с этой системой, в нее могут быть интегрированы веб-сайты отдельных организаций, они представлены на множестве языков", - рассказал Сон.

Также он отметил, что правительство Кореи обязуется представлять новый мастер-план каждые пять лет. В плане на 2021-2025 годы страна нацелена на более качественную работу в отношении новых технологий.

"Цифровое пространство - это дверь в лучший мир, говорим мы. Сейчас делаем упор на предоставление услуг по трем направлениям. Это реализация умных услуг - государство разрабатывает виртуального ассистента на корейском языке, который сможет работать и с чатами, предоставляя самую актуальную информацию. Также запустили сайт, предоставляющий электронные документы и сертификаты, не требующие личного присутствия граждан. Помимо этого создали систему авторизации на базе электронных удостоверений личности", - рассказал спикер о планах Кореи.

Е-правительство - новая норма

Старший эксперт по интеллектуальному управлению Академии электронного управления Эстонии Пирет Саарти рассказала, что своевременная цифровизация помогла стране легко преодолеть локдаун во время пандемии.

"Эстония - это небольшая страна в Европе с населением 1,3 миллиона человек. Наш госсектор очень небольшой, поэтому цифровые решения должны быть разумными с точки зрения затрат. Наше ведомство было создано в 2002 году. Мы - независимое, некоммерческое, неправительственное учреждение. Наши сотрудники находятся в Эстонии, Украине и Сербии, мы ведем свои проекты по всему миру", - рассказала Саарти на конференции Астанинского хаба государственной службы.

Она отметила, что еще до начала локдауна у Эстонии была готовая система, способная справиться с переходом в онлайн и обеспечивать предоставление услуг без каких-либо нарушений. 99 процентов услуг, которые сейчас предоставляются правительством, полностью цифровые. Для этого каждому гражданину обязательно иметь цифровую ID-карту.
"В начале локдауна было принято решение, что, в первую очередь, граждане должны иметь доступ к правосудию. Была создана виртуальная комната, которая позволяла участникам судебных процессов встречаться онлайн, плюс была интегрирована возможность отправлять цифровые документы для приобщения к делу", - сообщила спикер.
По ее словам, локдаун начался 16 марта, а первое виртуальное слушание состоялось уже 17 марта. За прошлый год 88 процентов всех разбирательств прошли онлайн, из них 41 процент - без использования бумажных носителей информации. Эстония планирует и дальше сокращать бумажное делопроизводство.

"Основной нашей задачей было сохранить экономику и обеспечить удаленное нотариальное заверение, внедрение технологий распознавания лица. Эти идеи появились еще до пандемии, несколько лет назад. Мы хотели упростить нашим гражданам, живущим за рубежом, получение нотариальных услуг. Сейчас все документы - завещания, договоры по продаже земли и имущества - можно нотариально заверить через посольство нашей страны в другом государстве. Для этого достаточно прийти в дипломатическое представительство, пройти удаленную идентификацию и через видеосвязь связаться с нотариусом", - резюмировала она.

В прошлом году этой услугой воспользовалось лишь три процента граждан, проживающих в других странах, в этом году - уже 10 процентов. Саарти надеется, что это станет новой нормой.
"Мы продолжаем улучшать оказание услуг. Граждан не должно волновать, сколько ведомств задействовано в решении их проблем, они не должны бегать по инстанциям. Все заявки должны быть удовлетворены через единое окно. Мало того, правительство должно делать так, чтобы люди не обращались за услугами, а получали их до того, как они им понадобились. То есть, если у вас пришло время продления прав на вождение транспорта и вы полностью соответствуете всем критериям, документы придут к вам автоматически, без обращения в госорганы", - считает специалист.
Правительство Эстонии планирует внедрение решений на базе искусственного интеллекта. Спикер отметила, что это очень важное решение. И уже есть первые успехи в этом направлении, например, сервисы с машинным переводом, анализом данных, транскрипцией речи, чат-ботами.

not findimage