Трехсменка, апатия, кислородное голодание. Как дефицит школ в Нур-Султане портит жизнь детям

16 Сентября 2021, 18:02
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Трехсменка, апатия, кислородное голодание. Как дефицит школ в Нур-Султане портит жизнь детям 16 Сентября 2021, 18:02
16 Сентября 2021, 18:02
6776

Проблема дефицита мест в школах остается актуальной для всей страны в целом и для Нур-Султана, в частности. Это отметил и Президент страны в Послании, поручив открыть до 2025 года 1000 новых школ.

"Острой проблемой системы среднего образования по-прежнему остается нехватка мест в школах. Сегодня дефицит составляет 225 тысяч. Если не предпринять срочных мер, то к 2025 году он может достичь одного миллиона мест. Ранее я давал поручения о строительстве до конца 2025 года не менее 800 школ. Сегодня ставлю задачу довести эту цифру до 1000. Помимо строительства за счет бюджета для решения этой острейшей проблемы требуется привлечь частный сектор. Следует начать поэтапный переход на подушевое финансирование полнокомплектных сельских школ. Особую значимость приобретает ранняя профориентация детей. Подрастающее поколение должно осознанно относиться к выбору будущей профессии", - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Но пока школ не хватает. Поэтому для некоторых учреждений образования трехсменка становится единственным выходом.

Что думают о трехсменном обучении в условиях пандемии родители и директора школ, в материале BaigeNews.kz.

Учеба в условиях пандемии. Насколько школы Нур-Султана готовы к оффлайн-обучению

"Город застраивают бестолковые специалисты"

У жителя столицы Фарида Акбердиева внук учится в школе-лицее №59, где уже несколько лет введено трехсменное обучение. Поблизости практически нет госшкол, а число учеников постоянно растет.


В этом же районе на пустыре на пересечении улиц Сагынак и Кабанбай батыра строят очередной жилой комплекс. Против строительства нового ЖК "Поколение" выступают жители данного района. Они даже организовывали митинг. Горожане считают, что на этом месте должна быть возведена школа вместо очередной многоэтажки, которая породит новых учеников. Новый комплекс будет располагаться рядом с ЖК "Номад", "Сармат", "Инфинити".


Фарид Акбердиев входит в инициативную группу родителей учащихся 59-й школы. Он против трехсменного обучения. Занятия у его внука начинаются в первую смену в 07:45.

"Очень рано. Советские врачи считали, что утром занятия должны начинаться в 09:00. Ранние пробуждения, недосыпы влияют на успеваемость ребенка. Мы еще три года назад говорили о том, что дети уже не знают, где раздеваться: раздевалки переполнены. Раньше каждый класс занимался один в спортзале. А сейчас несколько классов занимаются в одном спортзале в разных углах", - сказал Фарид Акбердиев.

В прошлом мужчина работал в сфере строительства и даже был заместителем акима Шымкента. И подход столичных властей к застройке города вызывает у него большие вопросы.

"Мы вели застройку Шымкента. И уже в генплане были расчеты, что на 10 тысяч населения (а население города был 500-600 тысяч человек) положена одна школа, один детский сад, продовольственный магазин, поликлиника, стоматологическая клиника, один опорный пункт милиции - все было продумано. А сейчас такое впечатление, что пришли двоечники, бестолковые. Как можно? Если бы не построили школу на ЖК "Времена года", то в той стороне вообще бы ни одной школы не было, кроме 59-ой. И при этом 24 многоэтажных дома. Мы еще три года назад тревогу подняли: наша школа уже в три смены. Кто-то же должен изучать в акимате, планирующих органах, что число детей растет, для них нужны школы. Аким города признает: "Нам надо столько еще школ". Надо! Так о чем думали предыдущие акимы, когда застраивали город? Сейчас рядом с 59-й школой места нет. Но зато нашли место для 26-этажных домов. А куда эти дети пойдут учиться, кто-то подумал? Создают автомобильный коллапс, потому что детей будут по всему городу развозить. Ведь поблизости школ нет. Аналитическую работу может и проводят. Но ведь дом построить и продать - это выгоднее, чем построить школу", - сказал Фарид Акбердиев.

К слову, столичный акимат обещал решить проблему трехсменных школ еще в 2019 году.

Проблема трёхсменных школ Астаны решится в 2019 году - акимат

Фарид Акбердиев недоумевает, почему на левом берегу не построили ни одного Дворца школьников. Всего в городе их два и оба находятся на правом берегу.

"Когда планировали застройку левого берега, могли подумать о Дворце? Ведь сколько мы сейчас потеряем талантов - художников, музыкантов. Мы много говорим о том, что надо детей развивать. Как их развивать? Должен же быть твердый грамотный технический и экономический расчет. Мечту Елбасы - построить красивый и современный город - загубили такими неправильными решениями. Потому что пришли непрофессионалы. Сравниваю со специалистами, с которыми мне приходилось работать, это были грамотнейшие люди. Здесь, у меня такое впечатление, что очень неграмотные", - сказал Фарид Акбердиев.

Но у инициативной группы, помимо критики, есть и предложение - возле строящегося ЖК "Поколение" возвести хотя бы небольшую школу.

"Еще остается кусок пустой земли для школы. Надо, чтобы аким и его команда одумались. Ведь рядом с ForteBank идет стройка еще одного ЖК, целый квартал. Куда эти дети пойдут? Нашу инициативную группу Кульгинов принимал и говорил представителям BI Group: "Прекратите строить жилье. Чтобы люди успокоились, сначала постройте школу". Я так понимаю, что хозяин города дал команду. Должны же проконтролировать. Никто не слушается. Какое слышащее государство? Мы сотни писем во все органы власти отправляли. Ответы все как под копирку. Мы жалуемся на действия акимата, а эти письма спускают в акимат. Это же незаконно. Это тоже говорит о непрофессионализме. Руководство нашей школы, думаю, тоже поражается пустым словам акимата. На территории 59-й школы планировалась пристройка. Два года прошло, а ее до сих пор нет", - говорит Фарид Акбердиев.

"Трехсменка - это огромный минус"

Мы попытались узнать у родителей учеников разных школ столицы, что они думают об организации процесса обучения. Попросили их высказать свое мнение в социальных сетях. Восторженных отзывов о трехсменке не было.

"Нет плюсов в двух-трех сменах. Дети должны учиться в первую смену. Город строили чуть ли не с нуля, и такие проблемы с образованием. Дочь приходит в 9 вечера. Ест. И сразу садится за уроки. Сидит до 12 ночи, а то и больше. В утра встаёт и едет в художку. К обеду возвращается, спешно ест и бегом в школу. Синяки под глазами. Апатия. Нервозность. Нет настроения и желания учиться. Ждет, когда выпустится с девятого класса и уйдёт в колледж. Это не образование. Это мучение", - написала пользователь Татьяна Вячеславовна.

"Не знаю, трёхсменка ли у нас, но отводить ребёнка к 14:00 и забирать в 18:20 - ад. Весь день даже не делится на до и после. Учитывая, что школа не в шаговой доступности", - пишет Зарина Касенова.

"В классе по 35 человек, в масках, кислородное голодание. По семь уроков с 13:45, которые заканчиваются в 19:55, дети домой приходят поздно, имею ввиду вторую смену. Поздно, это в примерно в 20:30, это если без автобуса, рядом. Если на автобусе, то ещё позже. (...) Идеальный вариант - все дети учатся в первую смену с 08:30 или 09:00.
Таким образом ребенок может добраться до дома, когда светло, отдохнуть, поесть, сделать уроки, вовремя ложиться спать и с новыми силами идти в школу", - считает Жанна Нурмагамбетова.

Были и другие досадные отзывы.


"Это огромный минус как для детей, так и для педагогов. Ученье - это огромный труд и нагрузки. Как мы знаем, наиболее благоприятное время - это утро. Организм бодр и активен. То же и учителя. Это первый минус трехсменки. Со стороны безопасности детей. Не каждый родитель может отвезти и привезти ребёнка. С наступлением зимы это будет ещё проблематичнее. Даже такой факт, что к вечеру всегда падает температура. Финансовые издержки. Больше расхода света, тепла, уборка помещения. По педсоставу, если нет толкового менеджера во главе организации образования, то сверхурочные, быстрая усталость, как следствие больничные листы и нерешенные вопросы по оплате. Лично мое мнение педагога, это может быть только вынужденной, крайней мерой. В нашем строящемся молодом городе это имеет место. Это быстрорастущий город, необходимо рассмотреть вопрос о взаимовыгодном сотрудничестве между строительными компаниями и образованием, рассмотреть вопросы выгодных льгот, чтобы стройкомпании считали за честь принять участие в строительстве школ и повышении уровня комфортности жизни наших горожан", - считает пользователь Ольга Федотова.

Обучение в три смены и гибкое расписание

Трудно винить школы в том, что они переходят на трехсменное обучение: им приходится справляться с потоком учеников, тем более в условиях пандемии. Директор школы-лицея №59 Алма Жумабекова рассказала, что их ученики уже четвертый год обучаются в три смены. Но три смены сейчас не подразумевают того, что первая учится утром, вторая - после обеда, а третья - совсем поздно. Третья - это так называемая "подсменка". Обучение по ней проходит по времени между первой и второй сменами. И график обучения детей сейчас, по словам директора, достаточно гибкий, чтобы подстраивать его под недельную нагрузку. В подсменке обучается сейчас уже 14-15 классов.


Расписание уроков у "подсменки" в школе №59

"У первых классов в первой четверти по три урока в день. Они заходят в 08:00, заканчивают в 11:15-11:30. Далее идет обработка и проветривание кабинета. Потом приходит другой класс (подсменка, третья смена - прим.авт.), и потом на занятия приходит вторая смена. У нас приоритет в связи с пандемией: один класс - один кабинет. Классы не переходят каждый урок в разные кабинеты. Поэтому мы составляем такое гибкое расписание для каждого кабинета. Расписание зависит от освобождения кабинетов от параллели. В каждом из кабинетов за день занимается три класса, между занятиями проводится санобработка. Если класс на карантине в связи с положительным ПЦР, учитель также находится в кабинете, но ведет занятие онлайн", - сказала Алма Жумабекова.


У старшеклассников уроки начинаются в 07:45, у среднего звена - в 14:10, 14:15, 14:25, у младшего - в 14:00. Разницу в несколько минут сделали, чтобы избежать столпотворения у входа в здание. В школе также имеются несколько выходов.

"И последний урок не заканчивается в восемь часов. А в 19:20, 18:30, 18:45 - по-разному, смотря, какая недельная нагрузка у каждой параллели. Сейчас настолько гибкое и комбинированное расписание, это большой труд для администраторов, координаторов. Но такое расписание нужно, чтобы соблюдать проветривание, бесконтактное прохождение, организовывать питание", - пояснила директор.


"Родители, конечно, тревожатся, переживают. Тревожило их, в первую очередь, как будут проходить линейки. У нас 13 первых классов пришло в школу. Мы разделили линейку по потокам, чтобы не было наполняемости на территории. Когда дети зашли в класс, мы на странице Instagram вели прямой эфир. Чтобы родители не переживали и не бежали на линейку вместе с детьми. Все остались довольны", - сказал Алма Жумабекова.

Как прошел первый звонок в школах Нур-Султана. Фоторепортаж

Всего в школе занимаются 4030 учеников. Максимальное число школьников в классе, по словам директора, - 32.

Пристройка к школе, по словам директора, будет. Проект уже готов и утвержден управлением образования.

"Пристройку обещали. Мы работаем с отделом архитектуры, проектировщиками, смотрим внутреннее содержание. Это очень хорошо. Строительство планируется на следующий год. Она будет рассчитана на 600 мест. Также планируем дополнять школу специализированными кабинетами - химии, физики", - сказала Алма Жумабекова.


На уроках в кабинетах дети сидят в масках. На физкультуре, которая сейчас проходит на улице, снимать маски можно.

"Уроки могут заканчиваться раньше, если перейти на шестидневку"

Директор гимназии №6, расположенной в центре правобережья Нур-Султана, Татьяна Крылова отметила, что сейчас сотрудники учатся работать в новых условиях.

"Трудности заключаются в том, что дети через полтора года пришли в школу вновь. Для них организация учебного процесса по сути в новинку. Или они сидели у монитора дома, или опять вернулись в стены школы. Для них перестроиться непросто. Сейчас в школе все уроки идут офлайн. У нас не комбинированный формат. По правилам СЭС мы должны обеспечить проектную мощность", - сказала Татьяна Крылова.


В школе обучаются 1697 человек, и пока получается организовать учебный процесс в две смены.

"Единственное, чтобы разобщить учащихся, у нас немного сдвинуты уроки. Так, как в сентябре у первых классов уроки по 35 минут. Всего три урока. Они обучаются с 10:10. А 10-11 классы приходят в школу в 07:45. 8-9 классы - в 08:00. Вторая смена приходит к 14:00, 13:30. Это нужно, чтобы они не пересекались между собой", - сказала Татьяна Крылова.


Родители ожидают детей на улице. Последний урок заканчивается в 19:20. По словам директора, так было всегда и родителей это устраивает. Но если они захотят, то уроки могут заканчиваться раньше, тогда нужно будет перейти на шестидневку.


"У среднего и начального звена - пятидневка. По сути переход на шестидневную неделю сделает уроки короче. Но большинство родителей за то, чтобы сохранить пятидневку. Чтобы они два дня находились со своими детьми. Мы тоже за это. Здесь выбор может быть за родителями. Но в основном родители за пятидневку", - сказала Татьяна Крылова.

Учителя, уставшие от дистанционного формата обучения, рады вновь преподавать офлайн. Однако, по словам директора, детям тяжело сидеть в масках на уроках.


"Учителя вышли и сказали: "Слава Богу". Они все хотели работать офлайн, потому что они за качество обучения. Но детям сидеть в масках долго очень тяжело и сложно", - сказала директор.

В школе, помимо санитайзеров на этажах и в столовой, имеются рециркуляторы, которые обеззараживают воздух.



Но не все директора школ согласились на интервью и дали разрешение на фотосъемку. Некоторые образовательные учреждения удалось сфотографировать только снаружи.



Фото Жадры Жулмухаметовой

Наверх