"Смотреть на вещи и слушать сердце": Фоторепортаж о современной корейской живописи

7 Сентября 2021, 12:34
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Фото Бауыржан Жуасбаев 7 Сентября 2021, 12:34
7 Сентября 2021, 12:34
27380
Фото: Фото Бауыржан Жуасбаев

Выставка организована столичным Национальным музеем РК в сотрудничестве с Корейским культурным центром в рамках мероприятий, посвященных 30-летию независимости Казахстана.

В настоящее время Казахстан и Южная Корея активно развивают экономическое и культурное сотрудничество. И если по экономической части можно отметить, что на территории Казахстана действуют уже более 500 предприятий с корейским участием в таких отраслях как машиностроение, строительство, здравоохранение, а годовой товарооборот между Казахстаном и Южной Кореей составляет почти пять миллиардов долларов, то культурная составляющая представляется гораздо более глубокой.

Как известно, еще в 1937 году в результате изуверского решения "отца народов" Сталина все корейское население советского Дальнего Востока было "превентивно" выселено в казахстанские степи и Среднюю Азию, дабы не помышляли о "шпионаже в пользу японского милитаризма". Но нет худа без добра. Культура корейцев Казахстана, как и всей страны, прошла путь, который неотделим от всего социально-экономического и духовного развития казахстанского общества. И здесь немалый вклад в развитие нового казахстанского общества принадлежит представителям корейской культуры. В этом контексте особенно интересно увидеть и осознать вкрапления корейского художественного сознания в общенациональный букет запахов нового, независимого и современного Казахстана, которые опознаются при взгляде на медитативные культурные реминисценции из современной Южной Кореи.

С середины августа до середины октября в Национальном музее посетители могут побывать на необычной выставке, на которой впервые в Казахстане представлены работы 28 художников из Южной Кореи, исполненных в технике Сумукхва.

Корреспондент BaigeNews.kz побывала на выставке современной корейской живописи тушью. Подробнее об основной идее выставки и о самых интересных картинах рассказала руководитель отдела экскурсионного обслуживания Национального музея РК Аягоз Султанова.

Выставка называется "Sumukhwa Monologue". Сумукхва — это очень давняя восточноазиатская техника рисования при помощи туши на белой бумаге. Она используется и в корейской живописи. Стоит добавить, что этот стиль еще с древних времен избегал красочности и достигал художественности путем создания полутонов, и различных оттенков, этим стилем с удовольствием пользовались многие художники и ученые мужи того времени. Сумукхва считается одним из стилей повлиявшим на развитие художественного вкуса корейцев. Между тем, все представленные здесь художники — наши современники, которые работают в разных городах Южной Кореи. Выставка показывает как внутренний мир человека может выражаться через окружающий его внешний мир — через городское пространство или природу.

"Например, посмотрите на работу "Атмосфера весны. Середина реки". Жизнь — это река, она течет, ветер и течение направляют всегда в разные стороны, и человек тоже находится в этом потоке жизни. На это можно посмотреть и как на метафору позиции самого человека — он может плыть по течению или против него. Почему изображена именно середина реки? Потому что мы сейчас как бы находимся в середине, мы уже родились, у нас есть определенный конец нашей жизни, но мы сейчас находимся между этими двумя точками", — говорит экскурсовод.

Следующая работа называется "Брождение в звездную ночь". В этой картине опять мы видим технику Сунухва, но здесь используется больше черной туши.

"Сквозь черную тушь мы видим очертания деревни вдали. Благодаря этой работе можно понять, что у черного цвета есть разные оттенки, начиная от серого и заканчивая почти белым", — говорит сотрудница музея.

По словам экскурсовода, одна из любимых картин гостей выставки — это работа, которая называется "Звук". Здесь изображен бушующий водопад и пролетающие в этой гуще воды две утки.

"Утки изображены другим цветом, но они почти яркое пятно, хотя использованы не совсем яркие оттенки желтого, темно-коричневого цветов. Нас поглощает эта картина и мы как будто слышим звук этого водопада", — говорит Аягоз Султанова.

На следующей картине "Ночное море" так же можно увидеть, что черный цвет имеет разные оттенки. Луна, хотя она и является отражением солнца, здесь как луч света освещает черную воду в ночи.

Говоря о позиции человека в современном мире, особо выделяется эта работа "Вид с красной ратуши", которая показывает постоянные пробки, в которых мы находимся.

"Можно подумать, что может быть скучнее пробки. Но и там тоже кипит жизнь — кто-то с кем-то разговаривает, кто-то просто сидит и находится в этом моменте — но они все живут. Эта работа напоминает нам о том, что жизнь не останавливается ни на секунду, даже казалось бы в такой вялотекущей ситуации как городская пробка", — поясняет экскурсовод.

Следующие две работы объединяет схожая тематика — обе они про присутствие природы в городе. Каждый день, когда мы просыпаемся и идем на работу, мы находимся в городе, но мы не замечаем того, что вокруг растут деревья, поют птицы.

"Эти картины показывают, что природа всегда рядом с нами, она — часть нашей жизни. Можно не выезжать куда-то за город, а просто посмотреть на небо и вокруг себя и увидеть растущие деревья, птиц, которые поют по утрам, но которых мы не слышим из-за шума машин из предыдущей картины", — говорит Аягоз Султанова.

На одной из этих работ автор использует графитный карандаш и каждую деталь он прорисовывает до мелочей. И если приблизится, то можно увидеть даже кондиционеры, деревья, расположение каких-то предметов, даже внутренние убранства комнат.

На выставке можно увидеть целую серию картин, которая изображает сливу. Слива здесь — символ любви, красоты и жизни.

"К примеру, на этой картине мы видим, как цветение сливы происходит во второй половине апреля и в начале мая. И этот процесс оживления, цветения показывает не только цветение самого дерева, но и цветение жизни людей. На переднем плане мы видим сливу, но не менее важна жизнь, которая находится за этим деревом. Все это происходит параллельно, нужно просто увидеть это", — рассказывает экскурсовод.

Среди картин на выставке есть небольшая экспозиция, в которой можно видеть ее название, а если посмотреть с обратной стороны, то можно увидеть и некоторые из картин, представленных в этом зале.

Следующая картина называется "Лежа погружаться в экскурсию" (картина слева на нижнем снимке — прим. ред.). Это тоже работа, которая рассказывает про человека, находящегося в моменте.

"Что означает такое необычное название? Экскурсия здесь на картине представлена не как обычно у нас, у экскурсоводов в музеях. Здесь мы как будто бы находимся на земле и смотрим на эти скалы снизу вверх. Но это тоже процесс познания, поэтому по сути схож с любым другим способом познания мира", — говорит Аягоз Султанова.

Опять же скалы — не всегда голые камни. На них тоже могут быть животные, птицы, растения. Так что здесь опять можно увидеть единение человека с природой.

На следующей работе "Смотреть на вещи и слушать сердце" (сверху в центре) опять изображена слива как основной компонент картины. Но здесь мы уже видим ее соединение не с человеком, а скорее с природой.

"Смотря на эту картину, на изображенное цветение, мы чувствуем расслабленность, умиротворение. Как говорят, можно бесконечно смотреть на несколько вещей — как горит огонь и как течёт вода. И эта картина передает нам подобное состояние", — рассказывает экскурсовод.

Следующая работа называется "Вселенная". Казалось бы это просто голубое пятно, но, на самом деле, оно представляет глубину вселенной, ее неизведанность и бесконечность.

"Мы не знаем, где мы находимся в этой вселенной. И поэтому темные цвета, которые здесь используются олицетворяют космос. Это то, как он выглядит с нашей точки зрения. Поэтому автор картины представляет нашу вселенную таким большим темно-синим пятном, окруженным темной материей", — поясняет сотрудница Нацмузея.

На следующей картине под названием "Природа в молчании" на самом деле изображен не зеленый квадрат, как может показаться. Это трава.

"В психологии отмечается, что зеленый цвет — это цвет спокойствия. И трава, которая растет вокруг нас, тоже успокаивает человека. И все живое тоже зачастую зеленое, голубое — очень насыщенных цветов. И поэтому здесь автор показывает посредством двух цветов — черного и зеленого — то, что живое и мертвое всегда находится рядом", — объясняет экскурсовод.


Далее представлена очень необычная картина, которая называется "Дрожь". Здесь используется совсем другой материал. Это так же тушь, но если раньше мы видели бумагу, которая используется для живописи, то здесь художник использует тутовую бумагу.

"Мы видим здесь дрожь перед познанием. Наверное, у каждого такое бывает, когда у человека появляются "бабочки внутри", когда он что-то познает, в кого-то влюбляется. Эта дрожь не означает что-то плохое, это всегда что-то неизведанное, и оно вгоняет нас в состояние, когда мы испытываем дрожь. И поэтому когда зритель впервые видит эту картину, ему может быть неприятно, но когда он начинает понимать перед чем он находится, эта дрожь уходит", — говорит Аягоз Султанова.

Следующая работа тоже исполнена в синих цветах. Но при этом изображены растения. Как и в работе "Вселенная" использованные цвета так же показывают нам живое, самого человека, что-то неизведанное, что-то безграничное.

Таким образом, главной темой этой выставки стал процесс познания самого себя, как через познание себя мы способны увидим все окружающее нас. Даже природу, которая находится рядом с нами, мы часто не замечаем, а эти моменты просто надо уловить — остановиться, посмотреть и почувствовать, что мы являемся частью этой вселенной.

Характерной чертой стало оформление обрамления картин на этой выставке удлиненными вертикальными холстами. В качестве рамок используется шелк. Шелк — это такой мягкий, нежный материал, и при этом показывает внутреннее богатство этих картин.

Фотографии Бауыржана Жуасбаева

Наверх